Статья
23 Мая 2011 17:26

«Может, министра уволить?»

Президент РФ Дмитрий Медведев, узнав о проблемах, с которыми сталкивается наука в России, заявил, что эти проблемы давно стоило решить и что у него даже возникла мысль - не уволить ли министра образования.

«Я вот слушаю, слушаю и у меня возникает желание - может, министра уволить образования, или еще кого-нибудь», - заявил Дмитрий Медведев на встрече с учеными - получателями грантов правительства России.

Он подчеркнул, что часть проблем, о которых говорят ученые, «было бы правильно, чтобы давным-давно на каком-то уровне попыталось правительство решить».

Дмитрий Медведев обратился к главе Минобрнауки Андрею Фурсенко с поручением «сделать в самое короткое время все, что требуется от министерства» для облегчения исследовательских работ в России.

Президент также подверг критике ситуацию в российском высшем образовании и пообещал, что в ближайшие годы качество вузовского образования в РФ должно кардинально улучшиться.

«Я надеюсь, что в ближайшие несколько лет мы порядок (в этой сфере) наведем», - заявил Дмитрий Медведев.

Андрей Фурсенко уточнил, что ежегодно российские высшие учебные заведения оканчивают около 2 млн человек.

«Два миллиона человек оканчивают университеты, а, между тем, трудно найти даже 20 человек соответствующего уровня (подготовки)», - отметил глава государства.

«Это реальная проблема, и здесь нужно, конечно, существенным образом, кардинально поменять ситуацию», - подчеркнул президент.

По его словам, «далеко не все российские университеты - высокого качества, и часть из них просто по-хорошему нужно закрыть».

Он напомнил, что ранее поручил Минобрнауки «в спокойном ключе проводить селекцию, сжатие университетского поля, чтобы выживали наиболее сильные, подготовленные вузы».

«Я имею гуманитарное образование и являюсь юристом по профессии, но после того, как у нас появилось такое количество юридических факультетов и университетов, мне подчас бывает страшно, когда я начинаю разговаривать с некоторыми юристами, или когда я вижу, что тот или иной человек закончил технический вуз, в котором был создан юридический факультет», - сказал Медведев.

«Как страшно отдаваться врачу, который учился на юрфаке, точно также, на мой взгляд, опасно отдаваться адвокату, получившему образование в техническом вузе, пусть даже блестящем», - добавил глава государства.

По его мнению, в последнее время в образовании «произошло смешение жанров, которое не способствовало улучшению ситуации в университетах».

По словам президента, когда он заканчивал школу и поступал в университет, может быть, процентов 30-40 людей после школы собирались получать высшее образование. «Сейчас все школьники поступают в университеты», - сказал глава государства, отметив, что это не лучшим образом отражается на подготовке кадров.

Дмитрий Медведев признал, что действующий закон 94 о госзакупках реально тормозит развитие страны во многих сферах, и пообещал его радикальное изменение.

«Этот закон возник как способ противодействия коррупции путем повсеместного использования конкурсных процедур. Но как и многое из того, что формализуется в России, сфера его действия приобрела просто безбрежный характер», - сказал президент в ходе встречи с учеными.

Деятели науки жаловались главе государства на то, что закупки оборудования для лабораторий сопровождаются многочисленными сложными процедурами.

Дмитрий Медведев согласился, что 94-й Федеральный закон «превратился в тормоз общественного и научного развития».

«Мы его сейчас совершенствуем. Но даже если я отменил бы его за один день росчерком пера, что тоже невозможно, поскольку потребуется закон об отмене, ситуация радикально не изменится», - считает президент.

Он сообщил, что редакция закона «проходит досогласование - будет совсем новая версия закона». «Но проблема заключается не только в наличии частично, может быть, бессмысленных конкурсных процедур, вытекающих из закона о госзакупках», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

По словам президента, хотя этот закон по ряду сфер деятельности «блокирует работу, дело не только в нем». «Дело в бюрократической среде, которая сформировалась за долгие годы. Но это не значит, что и 94-й закон не нужно менять, что нужно опустить руки», - заметил Медведев.

При этом он предупредил: «Не нужно предаваться юридическим иллюзиям, что его отмена все расставит на свои места, иначе бы давным-давно это было сделано».

Медведев, вспомнив свое посещение Кремниевой долины в прошлом году в США, согласился с тем, что инфраструктура для российской науки - действительно сложная и слабая. На получение тех или иных объектов для исследования уходят месяцы.

«Это, действительно, большое ограничение для науки, и оно не решается ни указами президента, ни законами, ни отстранением от должности министров. Оно носит системный характер», - сказал президент.

Тем не менее, по его словам, 94 закон будет изменен и будет в большей степени приспособлен, в том числе, для научных нужд.


Во встрече с президентом принимали участие более тридцати видных ученых как из России, так и из-за рубежа - Японии, США, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Нидерландов. Многие из них - наши соотечественники, живущие и работающие за границей. Потенциал этих исследователей Россия хотела бы задействовать для развития отечественной науки.

Все приглашенные к президенту ученые выиграли конкурс на право реализации совместно с ведущими российскими вузами научных проектов и получили соответствующие гранты от правительства РФ.

Общий объем средств федерального бюджета, который получат в 2010-2012 годах победители первого конкурса, составит 5,33 млрд руб.

На конкурс поступило507 заявок от крупных ученых совместно с 179 российскими вузами (вузы могут подавать несколько заявок с разными учеными).

Для отбора заявок Минобрнауки России впервые провело экспертные процедуры в соответствии с международными стандартами. Экспертизу заявок осуществляла комиссия в составе 335 российских и 636 международных экспертов.

По итогам экспертизы Советом по грантам правительства РФ было отобрано 40 победителей конкурса. С ними заключены трехсторонние договора, для них созданы лаборатории, идет закупка оборудования.

ФМС оказывает содействие иностранным специалистам в плане получения рабочих виз, необходимых для их деятельности в России.

Минобрнауки РФ в целях дальнейшего привлечения ведущих мировых ученых в российские вузы 15 апреля текущего года объявило второй конкурс на получение грантов. Победители конкурса, проведенного в 2010 году, к нему не допускаются.

По оценкам министерства, во втором конкурсе планируют принять участие еще больше российских вузов и ведущих ученых. Итоги второго конкурса будут подведены до 1 октября 2011 г.

Напомним, что Дмитрий Медведев много внимания уделяет теме возвращения в Россию представителей науки, ранее уехавших из страны, в том числе, в связи с созданием инновационного центра «Сколково».

В конце 2009 года ряд российских ученых, работающих в зарубежных научных центрах, направили президенту открытое письмо, в котором выразили обеспокоенность состоянием российской фундаментальной науки и предложили президенту комплекс мер по внедрению новой модели научно-технического развития страны. Этот комплекс мер включал в себя увеличение расходов на науку и улучшение быта ученых, идентификацию важнейших направлений исследований, привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба, «создание Российского Института Высших Исследований с привлечением государственного и частного финансирования по образцу аналогичных институтов в США, Канаде, Японии».

Авторы письма предложили Дмитрию Медведеву и свою помощь в качестве экспертов.

Они подчеркивали, что не имеют никаких политических или корпоративных интересов в России и единственно, что ими движет - глубокое беспокойство о судьбе отечественной науки. Они отмечают, что мощная научно-техническая база, доставшаяся в наследство от СССР, исчезает, а вместе с ней и самый главный капитал - воспроизводство новых кадров.

Дмитрий Медведев тогда поручил своей администрации проработать конкретные предложения с учетом тех вопросов, которые были подняты в письме. В апреле 2010 года правительство РФ приняло постановление «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

Комментарии экспертов
<p>Сейчас мы столкнулись с колоссальной инерцией общества, которое перестало верить в хорошее. На него хорошие новости совершенно не действуют, и это - серьезная проблема, потому что идея модернизации, идея проекта «Сколково» начинают захлебываться в изначально заданном пессимизме.<br />
<br />
Многие говорят: модернизация, гранты - опять все разворуют... То есть, общий негативистский взгляд распространился не только на политику и бюджетную сферу. Он распространился и на науку. Многие уже похоронили, мне кажется, и нашу экономику, и инновационную сферу. И в этом плане доказать сейчас, что в России что-то еще можно придумать, что еще остались светлые головы, очень сложно. Но, тем не менее, это необходимо. Как иначе можно преодолеть общий негативизм? Только яркими примерами и историями, когда уже нечем будет крыть.<br />
<br />
На самом деле, в России - достаточно большое количество разумных людей, способных, в том числе, и к инновациям, и к прорывным вещам. И правительство готово их поддерживать, и гранты выделять. И это очень важно.<br />
<br />
Светлые головы есть, и правительство готово их поддерживать. И у нас есть действительно очень серьезные прорывы. Те же гранты в рамках сколковской программы получают вполне реальные ученые с весьма перспективными идеями. Теперь важно показать результаты, продемонстрировать, что за раздачей грантов последуют реальные дела. И эти реальные дела - очень важный и значимый стимул.<br />
<br />
Что касается возвращения ученых, то оно уже происходит. Посмотрите, в проект «Сколково» пытаются вписаться наши бывшие соотечественники, которые уехали за рубеж. Ведь есть созданный стереотип, что на Западе с распростертыми объятиями любого ученого встретят, а у нас только гнобят с утра и до вечера. Мы видим, что возврат уже идет, и многие мировые светила готовы в проекте «Сколково» принимать активное участие.<br />
<br />
Что касается системы грантов, то она, действительно, еще совсем нова, но разумна. Советская система распределения денег на науку сегодня вряд ли подействует. Советская система предполагала слишком простые отношения ученых с государством: вы нам дайте денег, а мы разберемся. Такая система просто предполагает поддержку научной среды в комфортном состоянии.<br />
<br />
Грантовая система, все-таки, предполагает жесткую ориентацию на результат, что в данной ситуации крайне важно. А выделение гранта подразумевает более сложные и продуктивные отношения. Вы представляете проект, государство дает вам деньги, а потом спрашивает  результат. Поэтому система грантов - это жесткая отчетность и ориентация на результат, но она действенна.</p>
<p>Конечно, ключевой вопрос модернизации - это развитие научного знания во всех отраслях – естественных, технических и гуманитарных науках.<br />
<br />
Современное общество наукоемко. Оно вообще существует только потому, что в нем реализуются научные открытия. И быть современным, не отставать от мира и от самих себя - означает способность изобретать и немедленно эти изобретения воплощать в жизнь, поэтому финансирование становится ключевой проблемой.<br />
<br />
Наука - вещь очень дорогая. Потому что, прежде всего, это не только зарплаты, не только деньги на оборудование, но это, в то же время, и социальные условия, в которых комфортно работать. То есть здесь все взаимосвязано. Просто так научные открытия не делаются. Примером тому может служить огромное количество стран, в которых наука вообще не существует. Поэтому науку нужно беречь, культивировать и развивать. А это, прежде всего, кадры и условия, в которых ученые живут и работают.<br />
<br />
Поэтому эта идея грантов, конечно, принципиальна для того, чтобы модернизация хотя бы потихоньку, но все-таки шла.<br />
<br />
Что касается того, что российские ученые перестанут уезжать, то я бы сказал, что здесь - 50 на 50. Человека невозможно удержать. Ученый - человек свободный. Хотя есть примеры сталинских шарашек, когда в заключении делались какие-то вещи, но на самом деле научное творчество не терпит несвободы.<br />
<br />
Поэтому приказать невозможно, нужно создавать привлекательную страну, и можно рассчитывать на то, что, конечно, люди науки - это настоящие патриоты. Потому что люди, которые способны сделать свою страну лучше, - это те, кто может называться этим гордым именем - патриоты.<br />
<br />
Поэтому здесь нужна совместная работа - и создание комфортных условий, апелляция чувства патриотизма, и в то же время демонстрация того, что сейчас эти гранты и разговоры о модернизации - это не какая-то временная кампания, а долгосрочная стратегия. Мы должны превратиться в общество, которое живет наукой, которое существует благодаря науке, и которое понимает, что, если у нас не будет науки, то и нас самих не будет.</p>
<p>Проблемы в науке связаны с тем, что после распада Советского Союза никто не хочет заниматься вещами, которые не приносят быстрой прибыли. Наука как таковая стала не нужна, потому что она не приносит быстрой прибыли и это не коммерческий проект.</p>
<p>Кроме того, как мне кажется, никто не озабочен тем, чтобы Россия сохраняла научно- технологическую школу и какие-то позиции в области фундаментальной науки. Причины – те же. Никому не интересно развивать наукоемкие и технологические производства, интересно получать быструю прибыль от продажи сырья, отсюда и эти метастазы и на всю систему образования.</p>
<p>Система образования должна приносить деньги - вот основной подход, который все это и регулирует. Сейчас и школы переводят на платную основу. Речь идет не только о системе образования и школах, ничего подобного. Буквально со следующего года фактически школы начинают собирать деньги, и по сути, родители будут финансировать образование своих детей. То есть в основе всего - получение прибыли. Система ценностей основана на том, что приносит деньги. То, что деньги не приносит - плохо и как следствие идет деградация большого количества отраслей знаний, а Фурсенко все лишь менеджер. Я не думаю, что он определяет принципы и концепты.</p>
<p>Но сиюминутное раздражение его персоной довольно велико. Оно велико и среди ученых,  и среди студентов, и родителей школьников, и в преподавательской среде, потому что претензии к реформе образования имеются очень большие. К сожалению, они в основном обоснованы.<br />
 </p>
<p>Нередко приходится слышать рассуждения, что Россия мало инвестирует в науку. Однако это верно лишь отчасти. Да, у нас невелики вложения в исследования со стороны бизнеса. Но государство инвестирует в науку, что называется, «по полной программе». Судите сами. Только на науку гражданского назначения в нынешнем году планируется направить свыше 227 млрд рублей. Плюс, согласно новой программе вооружений и планам поддержки ОПК, порядка 200 млрд рублей в год будет вкладываться в оборонные НИОКР.<br />
<br />
Суммарно получается, что речь идет о суммах порядка 1% ВВП в год. Для государственных (именно государственных) расходов на науку это весьма приличные деньги. Не говоря уже о том, что бюджет поддерживает науку и инновации и через другие инструменты: например, госзаказ на наукоемкую продукцию.<br />
<br />
Увы: далеко не все проблемы решаются деньгами. У нас потеряно, по сути, целое поколение ученых. Я вспоминаю сверстников, с которыми я сам учился в МГУ в начале 90-х. Многие из тех, кто «подавал надежды» – особенно с естественнонаучных факультетов – уезжали тогда за границу. Остальные уходили в другие отрасли, в бизнес. Мы должны как-то восполнить этот «разрыв поколений». И один из методов здесь – подчеркиваю, только один из методов – возможность привлечения ученых из-за рубежа.<br />
<br />
При этом нужно четко понимать, что «забугорное происхождение» – не самоцель. Цель – привлечь для работы в России лучших: тех, кто способен и науку двигать, и молодежь воспитывать. А будут это иностранцы; или выпускники наших же университетов, двадцать лет назад уехавшие, и готовые при наличии условий для работы вернуться; или люди, которые все эти годы трудились здесь – не столь важно. Главное, чтобы это были действительно классные специалисты. Хотя своих поддержать, конечно, приятнее.<br />
<br />
И потом: очень важно, чтобы в отечественной науке было больше здоровой конкуренции. Чтобы ученые видели, что нет «уравниловки»; что если ты добиваешься успеха, то ты можешь и гранты реальные получить, и лаборатории, и возможности, и для этого не нужно ехать «за тридевять земель».</p>
9 Апреля 2017 Анонс
Выборы президента Южной Осетии
 Выборы президента Южной Осетии 9 апреля в Южной Осетии пройдут выборы президента, постановил парламент Южной Осетии. Об участии в борьбе за пост уже объявили Леонид Тибилов, действующий президент, и Анатолий Бибилов, спикер парламента. Глава государства изберётся на пять лет.
22 Февраля 2017 Колонки
Политика Звездных Войн
 Политика Звездных Войн Зрители критикуют режиссера седьмого эпизода «Звездных Войн», за чрезмерные отсылки к оригинальной трилогии. Но там, где зритель негодует из-за повторения сюжета, политолог видит «порочный круг» институционального развития. Этот текст открывает серию статей о том, как политическая наука может объяснить Вселенную ЗВ, и чему могут научиться постсоветские и не только страны от непростого опыта «далекой – далекой Галактики».
21 Февраля 2017 Анонс  Гудков идет в мэры Москвы 21 февраля в пресс-центре «Новой газеты» состоится пресс-конференция «О выдвижении Дмитрия Гудкова в мэры Москвы». Ранее сообщалось, что Дмитрий Гудков хочет стать единственным кандидатом от демократов на пост мэра Москвы в 2018 году.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".