Комментарий
410 12 января 2009 0:00

Msu.net

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

22 декабря Совет Федерации после принятия Государственной Думой одобрил поправки к знаменитому 131-му федеральному закону о местном самоуправлении. Поправки касаются 30 статей закона и, самое главное, статьи о вступлении закона в силу, которое в очередной раз отложено. Срока до 1 января 2009 года, как это планировалось еще в 2006-м, не хватило для доведения 131-го ФЗ до ума. И муниципалитеты теперь снова могут не очень торопиться с окончательным определением своих полномочий и границ, довольствуясь оставленными им крохотными привилегиями

Основная причина неудачи закона об МСУ, в идее своей вполне правильного и грамотного — родовая травма очень многих решений в России. Законодатели и люди, занимающиеся масштабными проектами, ошибочное полагают, что записанные на бумаге буквы сами по себе имеют некую силу, что достаточно только принять верный закон, как он тотчас же заработает. Это, мягко говоря, действительности не соответствует. Мало написать проект, мало оформить его законодательно, мало выделить под проект деньги. Над идеей нужно работать на местах. Нужно выезжать и в каждом конкретном случае разбираться с местными особенностями (многонациональной и многоукладной Россию это правило вообще касается в первую очередь). К сожалению, 131 закон с его попыткой унификации всех территорий огромной страны не удался именно потому, что территории — не на карте, а в живой жизни — разные. Для всех них не могут действовать одни и те же правила. Банальность о том, что Чечня — это не Алтайский край, а Калининград — не Саратов, в приближении к земле становится непреодолимым препятствием для реализации многих начинаний, рассчитанных на «единый стандарт».

Проблема состоит ещё и в том, что в логике 131 закона, расширяющего полномочия МСУ, муниципалитеты должны были первыми уходить от нашей всегдашней патерналистской политики, а сейчас, когда начался кризис и когда почти нищище муниципалитеты, оставленные Минфином без налоговых поступлений, вынуждены стоять с протянутой рукой, ни о какой самостоятельности от «вертикали» просто не может идти и речи, потому что тот, кто в России распоряжается деньгами, на самом деле распоряжается собственно политикой. Муниципалитетам фактически неоткуда брать деньги, кроме как у вышестоящего начальства. И все надежды на то, что мы сможем минимизировать последствия кризиса за счет того, что «снизу» пойдет инициатива, разбиваются о суровую правду бедной жизни, которая лишает всякой инициативы напрочь.

Честный Алексей Кудрин не случайно заявил, что бюджет 2009 года уже может быть дефицитным. Денег очевидно на всех не хватит. И сейчас отдать бы муниципалитетам часть отнятых налогов и позволить им хотя бы дышать самостоятельно, но эта идея даже не была озвучена. Спасать предлагают малый бизнес, «белых воротничков», потерявших работу — кого угодно, кроме муниципий, которым снижение налогового бремени — дороже воздуха.

Но ведь все и так должно работать: об этом же целый закон написан, не правда ли?

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".