Комментарий
1267 17 июня 2011 1:50

Мультфильм с чистого листа

На прошлой неделе киностудии «Союзмультфильм» исполнилось 75 лет. За несколько дней до юбилея патриархи отечественной мультипликации – Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров и Леонид Шварцман – обратились к высшему руководству страны с письмом «Кого поздравлять с 75-летием, если «Союзмультфильма» уже нет?» Ответ не заставил себя долго ждать.

Печально, когда в дни юбилея приходится констатировать: лидирующая советская киностудия, производившая всеми любимые мультфильмы, фактически уже не существует. Из знаменитых стен не выходят новые работы того же высокого уровня, которым характеризовалась продукция легендарного «золотого века» советской мультипликации. А авторы письма даже констатируют «могильную тишину» в тех стенах, в которых некогда звенел смех веселых мультипликаторов.

Печально, но факт: студия фактически умерла. Умерла еще в конце прошлого века. Аниматоры говорят, что этому способствовало выделение фильмофонда киностудии в отдельную структуру. Но разделение производственного блока и фильмофонда на два независимых друг от друга государственных предприятия можно рассматривать не как убиение уникального коллектива, а как попытку наведения порядка в использовании прав на фильмы, созданные в советский период. Причем, эта попытка, нужно отдать должное, увенчалась хотя бы относительным, но успехом. База прав на работы «Союзмультфильма» начала приносить вполне осязаемый доход, так что вполне логичным смотрится дальнейшее присоединение к Фильмофонду «Союзмультфильма» архивов иных государственных съемочных площадок (например, Свердловской киностудии, «Ленфильма» и Киностудии имени Горького) с переименованием структуры в «Объединенную государственную киноколлекцию» (ОГК).

Действительно, существует проблема непрозрачности финансовых потоков, идущих через ОГК. Думаю, что создание прозрачных схем авторских отчислений позволит снять неприятные подозрения в махинациях и ущемлении прав создателей фильмов. Надеюсь, что ОГК будет работать в данном направлении, что должно повысить статус учреждения в глазах представителей анимационного сообщества.

В общем, права на фильмы – в сохранности. Государство их бережет. Чего не скажешь о самой киностудии.

В советское время, как и прочие учреждения страны, «Союзмультфильм» работал при полной государственной поддержке, создавая новые фильмы по государственному заказу. В совершенно новой ситуации, в рыночных реалиях легендарный коллектив не смог конкурировать с иными производственными площадками. Со студии постепенно уходили творческие кадры, а многие из оставшихся числились сотрудниками «Союзмультфильма» лишь формально. И при системе грантов, и при проведении тендеров киностудия не смогла наладить создание такого продукта, который смог бы полноценно конкурировать с творениями иных появившихся за последние двадцать лет студий (например, «Пилота» или «Анимоса»).

И, как ни печально, но стоит говорить о том, что в конечном итоге повинны все – и государство, и студия, и общество.

Что делать дальше? Уж точно не поднимать из могил мертвецов.

Фактический «чистый лист» - вот главный бонус текущей ситуации.

Самый главный вопрос, стоящий на повестке дня, очень прост. Должно ли государство поддерживать традицию российской мультипликации?

На мой взгляд, должно. Думаю, так же считает и подавляющее большинство российского общества (то есть, избирателей). Этому есть и вполне объяснимые причины.

Например, неоспорим тот факт, что отечественная традиция мультипликационного кино является одной и старейших и сильнейших в мире. Сложные и изощренные технологии анимационного кино, уйма великолепных и известных не только у нас работ, сильное влияние на иностранных мультипликаторов и художников – в общем, анимацией нужно не стесняться гордиться так же сильно, как, например, балетом.

И, конечно, из всех видов искусств именно мультипликация сильнее всего влияет на мир и культуру детства. Через работы, созданные для детей, государство может влиять на будущее страны.

Так что, анимация объединяет в себе несколько времен: гордясь прошлым, влияем на будущее через настоящее.

От студии «Союзмультфильм» остался узнаваемый и раскрученный бренд. Это – единственный стоящий внимания актив, который сейчас есть у производственной площадки. Почему бы его не использовать во благо? Например, можно организовать своеобразный институт развития анимационного кино «Союзмультфильм», на базе которого можно будет организовывать поддержку значимых общегосударственных проектов в области анимации. Это – нормальная практика, когда государство продюсирует и способствует производству кинолент, а не производит само.

Государство не должно просто накачивать деньгами российскую анимационную отрасль. Оно должно расставить акценты и определить приоритеты развития отрасли. На мой взгляд, первостепенными являются три направления поддержки: образование и дебюты, важные госзаказы, поддержка «национальных достояний».

С образованием все относительно понятно. Существующие институции (вроде ВГИКа и его питерского аналога - СПбГУКиТ) пусть и вызывают во многом оправданные нарекания, но все же позволяют получить анимационное образование.

Но ВГИК – это полноценное классическое образование. В советское время доказала свою состоятельность еще и такая форма дополнительного образования, как Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР). Сильнейшие режиссеры-аниматоры среднего поколения закончили именно Курсы, что вполне доказывает правомочность такой образовательной концепции. В этом направлении даже не нужно ничего придумывать, ведь существует школа-студия дебютного кино «ШАР», являющаяся прямым правопреемником как анимационного отделения ВКСР и доказавшая на многочисленных международных фестивалях свой остающийся на высоте уровень преподавания. Нужно только вдохнуть в нее жизненные соки, обеспечив достойное финансирование образовательного процесса.

Поддержка государством дипломных и дебютных проектов – это логичная работа по развитию традиций российской мультипликации. При этом, поддерживая образование в области анимации, государство позитивно повлияет на самочувствие всей российской анимационной индустрии, страдающей от недостатка кадров. Конечно, в этом вопросе лишь только столичными школами не обойтись. Нужно рекомендовать государственным художественным вузам по всей стране обратить внимание на возможность организации анимационных отделений и факультетов. Думаю, что в желающих поступить на них не будет недостатка.

Второе. Неоспоримо, что государство должно иметь ясные и понятные для всех стратегии развития не только отдельно взятой мультипликации, и кинематографии, и сферы детства. И из них логично будет вытекать государственный заказ в области анимационного кино. Все-таки, не государство в лице Минкульта должно включать в планы господдержки те или иные проекты дружественных студий, а студии должны ориентироваться на запросы государства.

Конечно, у аниматоров появятся существенные ограничения в темах. Все-таки, сейчас можно, используя госфинансирование, снять фильм практически на любую тему. А при новой ситуации придется каким-то образом подстраиваться под видение государства.

А оператором анимационной воли государства мог бы стать обновленный «Союзмультфильм» - фактически не студия, а государственный продюсерский центр.

Ну и, на мой взгляд, стоит безоговорочно поддерживать творчество тех российских аниматоров, кто, неоднократно побеждая на крупнейших международных фестивалях, фактически стал «национальным достоянием». Такой подход практикуется в Японии. Почему бы его не перенять и нам? Подобных людей, продолжающих работать над созданием новых фильмов, в стране немного – Юрий Норштейн, Александр Петров… Их творчество – это настоящая гордость России. Так почему бы не дать им возможность реализоваться в полную силу?..

Кстати, призыв патриархов отечественной анимации оказался услышанным. Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что намерен разобраться в проблемах анимационного кино.

Грустно, что для разрешения критических ситуаций приходится доходить до самых верхов. Но если это поможет нашим детям смотреть новые мультфильмы и жить в комфортной стране, то этим оправдывается все.

Павел Шведов, куратор анимационных выставок и фестивалей, главный редактор Актуальных Комментариев

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".