Статья
1310 6 февраля 2009 0:01

Мюнхенская конференция

В Мюнхене открылась ежегодная конференция по вопросам политики безопасности. Россию представляет вице-премьер Сергей Иванов. Запланирована встреча Иванова с генеральным секретарём НАТО Яапом де Хооп Схеффером, темой которой станет восстановление официальных отношений России и НАТО.

На открытии конференции выступил вице-премьер российского правительства Сергей Иванов. Он вновь подчеркнул позицию России по размещению объектов ПРО в Польше и Чехии - по мнению Иванова, Третий позиционный район ПРО в Европе нацелен на одностороннее сдерживание российского ракетно-ядерного потенциала и увеличивает напряжённость в Европе. Иванов также предложил запретить размещать стратегические наступательные вооружения за пределами национальных территорий, в том числе в космосе. Касаясь вопроса о нераспространении оружия массового поражения, Иванов выразил уверенность, что лидерами и вдохновителями работы по нераспространению ОМУ должны быть США и Россия.

Также на открытии конференции министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о необходимости строить и развивать такую архитектуру европейской безопасности, которая включала бы Россию.

В концеренции принимают участие свыше 300 участников, в том числе 70 официальных делегаций более чем из 50 стран. Участие в форуме подтвердили вице-президент США Джозеф Байден, федеральный канцлер Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Польши Дональд Туск, а также около 50 министров из различных стран.

Конференция откроется дискуссией на тему нераспространения ядерного оружия, продолжится 7 февраля дискуссией «НАТО, Россия, газ и Ближний Восток: будущее европейской безопасности» и завершится обсуждением миссии НАТО в Афганистане 8 февраля. В рамках форума также состоится дискуссия с молодёжными политиками стран ЕС и Восточной Европы, в том числе России и Украины. Конференция продлится до 8 февраля.

На конференции также планируется обсуждение «грузинской» проблематики. Ожидается присутствовать заместителя министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе, также не исключается прибытие президента Грузии Михаила Саакашвили. На конференции состоятся их встречи с представителями администрации США, в том числе с вице-президентом США Джозефом Байденом.

Ранее канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози выступили с совместной статьёй в газете Suddeutsche Zeitung, приуроченной к предстоящей конференции. В ней они призвали к преодолению негативных последствий югоосетинского кризиса для российско-европейских отношений и к новому сближению с Россией. Меркель и Саркози призвали интенсифицировать диалог с Россией по вопросам европейской безопасности и выступили против стремления США к превращению НАТО из оборонительного союза в организацию по обеспечению глобальной безопасности.

Комментарии экспертов

Слухи о «сенсационных» американских инициативах в области «тотального разоружения», судя по всему, имеют определенные основания и являются попыткой новой администрации Б. Обамы, с одной стороны, подтвердить свой «миротворческий статус» на контрасте с предшественниками-«ястребами», а с другой – начать диалог с Российской Федерацией относительно глобальной архитектуры безопасности XXI века. Уже это последнее весьма позитивно и свидетельствует о том, что нас снова воспринимают на Западе в качестве полноценных мировых акторов, с которыми можно и нужно подписывать «судьбоносные» документы.

Другое дело, что в любой мирной инициативе США имеется «троянский вирус», которое необходимо выявить и обезвредить, продемонстрировать, что мы не хуже заокеанских партнеров умеем читать «язык дипломатии» и отстаивать свой интерес и свое «место под солнцем». В этом плане «наш ответ» устами Сергея Иванова был вполне адекватным и в то же время конструктивным. Не отвергая в целом подобную инициативу, Россия требует себе соразмерную компенсацию – ведь «паритетное» резкое сокращение ядерных арсеналов будет в большей степени на руку Вашингтону, имеющему существенное превосходство над нашей страной в обычных вооружениях, реализующему планы создания «противоракетного щита» и обладающему колоссальным военным бюджетом, превышающим оборонные расходы РФ в десятки раз. Поэтому, принимая в целом «игру», мы выдвигаем встречные условия, которые позволят «подстраховаться» от военно-политических издержек, а именно – требования свертывания системы ПРО в Европе и отказа от размещения наступательных вооружений в космосе (в последней сфере Россия существенно отстает от США). Однако при ведении двусторонних переговоров нельзя не учитывать и того обстоятельства, что мир уже «де-факто» многополярен, а ядерным оружием запаслись многие другие страны, которые вряд ли готовы присоединиться к программе «глобального разоружения».

Европейская стратегическая проблема отличается от российской. Если в случае России мы имеем дело с распадом сознания политической верхушки, которая неспособна произвести элементарные логические операции, то в случае Европы мы имеем дело с её неспособностью выйти из американской политической хватки. Европа подаёт России сигналы, чтобы последняя помогла ей освободиться. Теоретически Россия не против того, чтобы помочь Европе, потому что она понимает, что это тоже в наших интересах. На это у двух сторон ума хватает. Но с этого момента начинает мешать сама Европа - они не смогут пойти дальше определённого барьера без разрыва с Америкой.

 Сейчас у Европы идеальный момент, чтобы отдалиться от Америки, потому что экономическое падение даёт Европе шанс самостоятельно выкарабкаться из экономического кризиса. По этой причине американцы заново начали процесс по торпедированию европейской интеграции. Но у Европа ограничена определёнными степенями свободы. Они бы с радостью поддержали Россию, но у них руки связаны американцами. Впрочем, и у нас руки связаны собственной интеллектуальной несостоятельностью.

Если бы не эти два сдерживающих фактора, то ситуация была бы максимально благоприятной для того, чтобы и Европе, и России сделать решающий стратегический бросок к укреплению стратегического партнёрства и созданию действительно реального политического полюса многополярного мира. Ситуация сейчас сверхблагоприятна для этого, но она требует двух условий, которых пока нет. Она требует рациональности от России и независимости от Европы. У России есть независимость, зато нет рациональности, а у Европы есть рациональность, но нет независимости. И Америка, конечно, будет играть именно на этом.

Всё дело в том, что на любом международном форуме, конференции или саммите, которые будут касаться проблем безопасности в Европе, либо в регионе Закавказья, определёнными силами обязательно будет выноситься на обсуждение вопрос о безопасности Грузии, о российско-грузинских взаимоотношениях и о последствиях августовского вооружённого столкновения. Это будет происходить обязательно, поскольку сейчас определённым силам на Западе очень важно нагнетать тему «агрессивности российского руководства».

Теперь о мюнхенской конференции. У меня есть информация, что там действительно будет присутствовать президент Грузии с представителями своей команды. И я не исключаю, что на встрече с американцами (может быть, в более расширенном составе) вопрос об открытии американской базы в Грузии будет рассматриваться. Я вообще считаю, что вся та тщательно спланированная и готовившаяся в течение нескольких лет провокация, в итоге нашедная выражение в августовских событиях, ставила своей финальной целью создание американской военной базы в Грузии.

Американцам стало совершенно очевидно, что европейцы, особенно представители «старой» Европы, не дадут своего согласия на принятие Грузии в НАТО. К счастью, политические элиты и население европейских стран всё больше понимает, что НАТО становится инструментом исключительно американского влияния на мировые процессы и проводником исключительно американских геополитических интересов. При этом европейские интересы зачастую не принимаются во внимание или вовсе игнорируются. Случай с Грузией – это яркое подтверждение этой тенденции, потому что европейцам совершенно неясно, зачем им в НАТО нужна Грузия и почему они из-за принятия Грузии в состав НАТО должны портить политические и экономические отношения с РФ. В условиях нынешнего мирового финансового кризиса, который может быть отягощён в будущем продовольственным и энергетическим, ухудшение отношений с РФ для Европы попросту опасно.

Осознав всё это, американцы сориентировались и решили создать такую ситуацию, при которой станет возможно расположение американской базы в Грузии. Кстати говоря, когда изначально шла речь о приёме Грузии в НАТО, то планировалось, что базы НАТО там должны быть укомплектованы в основном турецкими военнослужащими. Но затем американцы решили создать там базу на основе простого двустороннего соглашения. Чтобы это сделать, нужно было освободиться от проблем автономий, которые создавали бы для США лишние трудности для функционирования этой базы, и возлагали бы на Америку избыточные обязательства перед грузинской стороной. Для этого нужен был военный конфликт. Всем было очевидно, что в результате вооружённого конфликта грузинская армия потерпит поражение. Также всем было ясно, что Россия обязательно выступит в этом конфликте на стороне абхазов и осетин. Всем было также очевидно, что после военного конфликта Россия непременно признает и Абхазию, и Южную Осетию. Наконец, всем было очевидно, что после этого признания на двусторонней основе в Абхазии и Южной Осетии будут размещены российские военные базы. Но именно на реализацию такой провокационной схемы была направлена деятельность американцев в последнее время. И они своего добились.

Сейчас им осталось сделать последний аккорд в этой игре, и этот аккорд –фактическое введение своей военной базы в Грузию на основе двусторонних договорённостей с грузинским руководством. Как только они это сделают, то Саакашвили выполнит свою функцию, и его режим будет отозван и в дальнейшем заменён другим, более благопристойным, более милым и сдержанным на язык. Кроме того, следующий режим всё спокойно свалит на Саакашвили и призовёт население Грузии смириться с потерей территорий. Такой вот план.

Другое дело, что разразившийся мировой кризис, который ударил в первую очередь по американской экономике, и который нанесёт по ней ещё не один сокрушительный удар, заставляет определённые круги руководства США (особенно в новой администрации) задуматься - а нужно ли ввязываться в эту весьма непростую авантюру? Нужно ли до такой степени обострять отношения с Россией, нужно ли доводить дело до фактически непосредственного соприкосновения американской военной базы с российскими военными базами, будет ли такое радикальное ухудшение отношений с РФ содействовать укреплению мощи США (в том числе и экономической)? Поэтому я думаю, что эти соображения и необходимость выводить Америку из экономического кризиса заставят новую американскую администрацию задуматься. Это позволяет надеяться, что при известной активности и напористости российского руководства американский план по созданию военной базы в Грузии может быть свёрнут.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".