Статья
25 Августа 2009 20:47

На «Arctic Sea» пока ничего не нашли

Сегодня департамент информации и печати МИД РФ распространилл комментарий, в котором говорится, что первичный досмотр российского сухогруза Arctic Sea не выявил каких-либо подозрительных грузов на его борту. В сообщении отмечается: «Первичный досмотр судна не выявил на нем каких-либо подозрительных грузов. Более подробный досмотр будет произведен в одном из портов по пути следования «Arctic Sea».

В комментарии говорится, что «в ситуации с сухогрузом «Arctic Sea»  до сих пор остается много «серых зон», прояснить которые должно, прежде всего, только начинающееся следствие».

«Например, до сих пор не установлено, являлся ли «первоначальный» захват судна вооруженной группой людей 24 июля с.г. и последующие события звеньями одной цепи пиратских действий или нет. Исходим из того, что захват судна был осуществлен подозреваемыми вне юрисдикции какого-либо государства, а точное место будет установлено в ходе предварительного следствия», - говорится в комментарии.

В нем также подчеркивается, что, «конечно же, сухогруз водоизмещением свыше 7 тыс. тонн никуда не терялся. Его перемещение отслеживалось, координаты поступали из нескольких источников, в том числе от наших зарубежных партнеров», - отмечает МИД РФ, сообщает Интерфакс.

В его комментарии говорится, что «сухогруз был настигнут сторожевым кораблем российского ВМФ "Ладный» 17 августа в Атлантическом океане в 300 милях южнее островов Кабо-Верде».

«Однако капитан «Арктик Си» неожиданно заявил, что это судно является северокорейским. В этот же день посольство России в Пхеньяне обратилось к северокорейской стороне на предмет срочной проверки заявления капитана задержанного судна о том, что это - принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно «Чендин-2», направляющееся из Гаваны в Сьерра-Леоне с грузом пальмовых пиломатериалов», - сообщил МИД РФ.

По его данным, «северокорейская сторона прояснила ситуацию и сообщила нам о том, что принадлежащее КНДР грузовое судно «Чендин-2» на момент задержания подозрительного корабля не могло находиться в точке с указанными координатами, поскольку стояло в одном из ангольских портов».

«С учетом этой информации командованием ВМФ России было принято решение о проведении досмотра судна, в ходе которого подтвердилось предположение о том, что на самом деле это – «Арктик Си», - говорится в комментарии.

В нем отмечается, что на борт «Arctic Sea» поднялась досмотровая группа, обнаружившая на судне 15 членов экипажа (российских граждан) и восемь человек, подозреваемых в захвате сухогруза. Часть членов экипажа и предполагаемые захватчики судна были переведены на борт сторожевого корабля.

«Таким образом, «Арктик Си» задерживался в открытом море как судно, захваченное подозреваемыми в пиратстве лицами. Эти действия совершались на основании ст. 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г», - говорится в комментарии.В нем отмечается, что «задержание лиц, не входивших в состав экипажа, производилось в соответствии с международным правом на основании той же ст. 105 Конвенции 1982 г. и в соответствии с действующим российским законодательством».

Ночью 20 августа Кабо-Верде покинул сторожевой корабль «Ладный», который направился в сторону находящегося в дрейфе в Атлантическом океане в 250 милях к юго-западу от Кабо-Верде сухогруза «Arctic Sea». «На борту последнего находятся четверо членов экипажа для несения вахты и несколько военнослужащих со сторожевого корабля «Ладный» в целях сопровождения», - говорится в комментарии.

В нем подчеркивается, что инцидент с сухогрузом «носит международный характер. В его разрешении принимали участие, помимо правительства Кабо-Верде, компетентные органы Финляндии, Швеции и Мальты при партнерском участии по линии НАТО».

«На нынешней стадии предстоит, в частности, документально установить личности и гражданство захватчиков «Арктик Си». Пока выявлено, что из числа подозреваемых двое - граждане России, один - гражданин Эстонии, один - гражданин Латвии и четверо не имеют гражданства. О задержании иностранных граждан были незамедлительно проинформированы посольства соответствующих стран. Осуществляется необходимое взаимодействие с государством флага «Арктик Си» - Мальтой», - говорится в комментарии МИД РФ.

Как отмечает МИД РФ, «в связи с тем, что создание совместных следственных групп российским законодательством не предусмотрено, сейчас рассматривается вопрос о приемлемых формах налаживания взаимодействия с целью того, чтобы все заинтересованные государства располагали информацией, соответствующей их международно-правовому статусу в данном контексте».

«Необходимо иметь в виду, что мы находимся на начальном этапе расследования и, соответственно, речь идет лишь о предварительной правовой квалификации данной ситуации и действий вовлеченных в нее лиц», - подчеркивается в комментарии.

Владислав Шурыгин, военный обозреватель:

Лично мне все это очень напоминает (и некоторые косвенные данные, которые ко мне поступают, это подтверждают) неудавшуюся операцию спецслужб.

По одной из версий, которая мне была изложена, заключается в том, что изначально было известно, что на Arctic Sea находится некий запрещенный груз, который контрабандой отравляется из Калининграда через Финляндию и далее некоему поставщику. И этот груз должен был следовать под контролем спецслужб, и в итоге привести к раскрытию целой сети, которая занималась нелегальными поставками, скорее всего, оружия.

Но в ходе, видимо, не очень умелых действий эта операция была вскрыта. И, кстати, те люди, которые поднялись на борт, являлись не столько пиратами, сколько людьми, сопровождавшими этот груз, которые должны были контролировать передачу груза в некоей точке. Но после того, как судно оказалось в этой точке, и никто из получателей груза не объявился, пришлось эту операцию свертывать, срочно «находить» корабль, и срочно доставлять его обратно в порт.

В той информации, которая поступает ко мне, (ее сложно опровергнуть или подтвердить), сообщается, что изначально все действия судна находились под контролем российских спецслужб, но использовавшееся в качестве наживки судно в итоге не сработало, и, соответственно, получился такой странный казус.

Опять же, по той информации, которая ко мне поступает, сейчас идут следственные действия, в ходе которых пытаются выявить, кто из экипажа судна тоже был непосредственно вовлечен в эту операцию на стороне тех людей, кто занимался перевозкой контрабанды. И повторюсь, я действительно постепенно прихожу к такому убеждению, что речь идет не о каком-то пиратском захвате, а о не очень удачной попытке ликвидации крупной сети контрабандистов, которые одной стороной находились в России и Финляндии, а вот другой край так и не был, что называется «пойман за руку».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".