Статья
1068 28 сентября 2011 14:53

На грани от кризиса

Во второй половине 2011 года заметно ухудшились оценки экономического потенциала Италии. 19 сентября американское рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило суверенный кредитный рейтинг республики с A+ до A. Пересмотр рейтинга агентство связало со «слабыми перспективами роста экономики» в Италии. Кроме того в Standard & Poor's отметили, что «неустойчивость правящей коалиции и разногласия между кабинетом министров и парламентом могут привести к тому, что правительство не сможет оперативно реагировать на внутренние и внешние макроэкономические проблемы». Также Standard & Poor's пересмотрело прогноз роста итальянской экономики. По новым оценкам, ВВП Италии в 2011-2014 годах вырастет на 0,7%. Ранее агентство ожидало роста ВВП Италии за тот же период на уровне 1,3%.

Снижение рейтинга Standard & Poor's стало прогнозируемой реакцией на ослабление итальянской финансовой системы. Уже в первой половине с.г. стало понятно, что по основным финансовым показателям республика приближается к наиболее проблемным странам ЕС. Согласно прогнозу, уровень её внешнего долга по итогам 2011 года составит 120% процентов ВВП. Это второе место по Европейскому союзу в целом и первое среди стран мира с кредитным рейтингом уровня «А». На серьезность трудностей Италии указывает тот факт, что они обсуждались на специальном совещании руководства ЕС в первой половине июля с.г. В ходе него оценивались возможности распространения долгового кризиса с Греции, Ирландии и Португалии на Италию. По сути, в настоящее время республика является первым кандидатом из числа ведущих государств Евросоюза на роль проблемного субъекта. Реакцией на такую расстановку акцентов и стали решения Standard & Poor's.

В то же время «точки кипения» ситуация в Италии ещё не достигла – страна находится на грани между ограниченным ростом и экономической нестабильностью. При большом госдолге республика проводит достаточно взвешенную бюджетную политику. Так, её бюджетный дефицит в 2010 году составлял лишь 4,6%. Рост ВВП хотя и ограничен, но всё-таки остается в плюсе. Это, в частности, признает и Standard & Poor's. При жесткой бюджетной дисциплине и финансовом регулировании республика способна начать погашение скопившейся государственной задолженности. Уверенность Италии в собственных силах отразила негативная реакция её делового сообщества на действия Standard & Poor's. 20 сентября две итальянские промышленные группы, Adusbef и Federconsumatori, заявили о своем намерении подать иск к агентству Standard & Poor's из-за снижения суверенного рейтинга страны. Формально такой ход продиктован желанием групп избежать «значительных убытков». На деле он говорит о том, что итальянский бизнес считает шаг Standard & Poor's политизированным и не отражающим реальному экономическому положению республики.

Удержание итальянской экономики «на плаву» - результат действий кабинета Сильвио Берлускони. Как только стало понятно, что политика широких государственных обязательств ослабляет финансовую систему, команда премьера приняла ряд экстренных антикризисных мер. Сначала правительство разработало две программы сокращения бюджетных расходов. Первая должна урезать расходы на 48 млрд. евро. Вторая позволит властям сэкономить ещё 54 млрд. евро. Ожидается, что уже к 2013 году Италия сможет выйти на бездефицитный бюджет. Несмотря на противодействие оппозиции, антикризисные проекты были утверждены обеими палатами парламента. Затем совет министров одобрил поправки в законодательство, закрепляющие в конституции республики обязанность властей поддерживать бюджетный баланс. Предполагается, что принятые меры приведут к некоторому оздоровлению итальянской экономики уже к 2013-2014 годам.

В этом контексте РФ принципиально важно, чтобы находящаяся у власти партия «Народ свободы» сохранила контроль над правительством по результатам парламентских выборов 2013 года. Все основные контакты Москвы с политико-экономическим истеблишментом республики завязаны на Берлускони и его окружении. Связано это не только с тем, что действующий итальянский премьер суммарно находился у власти большую часть 2000-х годов, но и тем, что именно с ним Кремлю удобней всего вести дела. Лидер оппозиционной Демократической партии Пьер Луиджи Берсани, являющийся наиболее вероятным претендентом на пост главы совета министров по итогам будущих парламентских выборов, российскому руководству известен намного меньше.

Максим МИНАЕВ

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".