На пути децентрализации
Ключевые события минувшей недели в сфере региональной политики были связаны с перспективой совершенствования федеративных отношений.
Основной вектор преобразований, инициируемых Дмитрием Медведевым – децентрализация власти, передача Центром дополнительных полномочий субъектам федерации (в частности, в сфере распоряжения финансовыми средствами), которая подразумевает и рост ответственности региональных властей за развитие ситуации на местах. Предложение президента, высказанное на Петербургском экономическом форуме, направлено на совершенствование существующей системы разделения компетенций, в рамках которой администрации субъектов исполняют основные социальные обязательства, однако финансирование из госбюджета не всегда обеспечивает их своевременно и в полном объеме. В перспективе планируется расширение собственной доходной базы субъектов за счет передачи регионам части налоговых сборов, однако этот процесс закономерно повлечет сокращение объема федеральной помощи: уже в недалеком будущем субъекты федерации смогут пополнить свои бюджеты путем заимствований у Центра лишь в связи с чрезвычайными ситуациями и, соответственно, лишатся льготных условий кредитования. В целом, этот процесс закономерен и отражает изменение федеральных приоритетов на посткризисном этапе развития экономики, для которого характерны ужесточение федерального контроля и стимулирование эффективной финансовой политики на местах.
Централизация власти и ресурсов (в том числе, финансовых потоков) была важнейшей частью процесса восстановления властной «вертикали», который стал основой федерального курса в 2000-е гг. В новых условиях корректировка отдельных аспектов федеративных отношений вполне целесообразна и призвана способствовать стабильности системы отношений между Центром и регионами, которая подразумевает способность эффективно адаптироваться к изменениям политической среды.
Политический аспект процесса децентрализации особенно актуален в преддверии декабрьских избирательных кампаний: недовольство работой местных и региональных властей зачастую «проецируется» на федеральный уровень, особенно это касается электоральных показателей на «протестных» территориях (Дальний Восток, часть Сибири, западные регионы страны и др.). Показательны требования протестующих против повышения транспортного налога: в начале 2010 г. в ходе массовых акций, прошедших в Калининградской области, были выдвинуты лозунги отставки не только тогдашнего губернатора Георгия Бооса, но и правительства во главе с Владимиром Путиным. Поручение президента по передаче регионам дополнительных полномочий возлагает на глав субъектов и дополнительную ответственность, подчеркивая внимание федеральной власти к решению социально значимых проблем (финансирование), и смещает вопрос о качестве исполнения принимаемых решений в плоскость отношения граждан к региональным и местным властям (прежде всего, губернаторам и мэрам).
Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев