Статья
6 Декабря 2011 14:03

На пути к децентрализации

<p><strong>Президент России Дмитрий Медведев выслушал доклады руководителей двух рабочих групп по вопросам децентрализации власти в стране - вице-премьера Дмитрия Козака и своего полпреда в СКФО, вице-премьера Александра Хлопонина.  </strong>Ранее им было<strong> </strong>поручено сформулировать новые подходы к распределению полномочий между разными уровнями власти к 1 декабря.</p>
<p>Как сообщил Медведев накануне в ходе встречи в Горках с представителями Общественного комитета своих сторонников, Козак, который возглавляет рабочую группу по юридическим аспектам перераспределения полномочий, и Хлопонин, который руководит рабочей группой по финансовым аспектам децентрализации, «должны преподнести мне на блюдечке с голубой каемочкой плоды своего скорбного труда на тему переосмысления межбюджетных отношений».</p>
<p>В итоге на нынешней встрече вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что <strong>готовы предложения о передаче более 100 полномочий с федерального на региональный уровень</strong>. По его словам,  «в случае реализации эти предложения приведут к переподчинению 505 структур органов власти, где работает более 220 тысяч человек».<br />
<br />
По мению Козака, «никакого организационного провала в результате этой передачи не будет». <br />
<br />
Отвечая на вопрос президента, о том, когда эти предложения могут быть реализованы, Козак сообщил, что это «можно сделать к середине 2012 года». <br />
<br />
При этом он предложил предоставить регионам право самим решать, какие из дублирующих друг друга структур должны быть ликвидированы. <br />
<br />
Между тем вице-премьер Александр Хлопонин сообщил, что <strong>рабочая группа под его руководством подготовила предложения по совершенствованию межбюджетных отношений</strong>. Как он отметил, регионы прислали огромное количество предложений на эту тему. <br />
<br />
«Основная проблема, которую обозначают регионы, - вопрос о переходе на единую субвенцию федерального бюджета при передаче полномочий в регионы с федерального уровня, чтобы субвенция была индексирована с точки зрения текущей ситуации», - сказал Хлопонин.<br />
<br />
Также он отметил, что множество проблем связано с льготами по налогообложению, которые устанавливаются на федеральном уровне, а также с вопросом о предоставлении регионам права устанавливать собственные сборы и штрафы. <br />
<br />
Как сказал глава российского государства, необходимо четко обозначить перечень подобных штрафов. «А то у вас десятки новых появятся», - заметил он.<br />
<br />
Президент сообщил, что изучит предложения, представленные обеими рабочими группами. Затем Медведев планирует обсудить эти предложения на специальном совещании, которое пройдет в расширенном составе с участием председателя правительства РФ.<br />
<br />
«Дед-лайн - это конец года, чтобы успеть внести соответствующие предложения в Госдуму, которая к тому времени приступит к работе», - сказал он.<br />
<br />
Ранее президент заявлял, что новая система распределения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами может заработать «с середины 2012 или с 2013 года».</p>
<p>Напомним, на прошлой неделе в ходе совместной с премьер-министром Владимиром Путиным встречи со своими сторонниками Медведев вновь отметил, что система межбюджетных отношений требует корректировки.</p>
<p>«Большее количество денег все-таки необходимо сконцентрировать внизу - в регионе и муниципалитете, но сделать это не так просто, нам нужно найти еще бюджетные источники, которые должны будут быть привязаны к региону и к муниципалитету», - подчеркнул президент, добавив, что <a href="http://actualcomment.ru/theme/2125">«время тикает»</a>.</p>
<p>Как сообщали <strong>«Актуальные комментарии»</strong>, впервые Дмитрий Медведев поднял вопрос о децентрализации власти в июне на<a href="http://actualcomment.ru/theme/1925/"> встрече с руководителями некоторых регионов Российской Федерации.</a></p>
<p>Тогда президент сказал, что децентрализация необходима, чтобы главы регионов обладали всей полнотой власти для принятия решений по самым разным вопросам, которые прежде всего касаются жизнедеятельности республик, краев и областей.</p>
<p>«(Это нужно) для того, чтобы вам каждый раз не бегать по московским кабинетам, для того чтобы решить какие-то элементарные вопросы», - подчеркнул Медведев.<br />
«Разговор (с губернаторами - ред.) показал, что эта тема губернаторам интересна», - отметил Дмитрий Медведев. По мнению президента, «это - назревшие перемены».</p>
<p>Президент не был уверен, что удастся найти идеальную схему, но призвал «пробовать и стремиться к тому, чтобы достичь баланса сил, полномочий, позволяющего в лучшей степени помогать решению социально-экономических проблем».</p>
<p>27 июня президент РФ подписал распоряжение «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».</p>
<p>В этом документе он поручил создать две рабочие группы - группу по правовым вопросам децентрализации власти и группу по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям. Руководителем первой группы был назначен Дмитрий Козак, обязанности руководителя второй группы были возложены на Александра Хлопонина.</p>
<p>В августе в ходе встречи с двумя вице-премьерами Медведев подчеркнул, что ждет от рабочих групп не единообразия в подходах, а разных предложений. «Я сознательно выбрал схему, когда аж два вице-премьера это делают. Я понимаю, что вопросы финансового обеспечения полномочий и юридического сопровождения перекрещиваются. Но мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на эти проблемы с разных углов», - пояснил глава государства.</p>
<p><strong>Он отметил, что выработка новых подходов к управлению страной «это творческая задача, от решения которой в конечном счете зависит успех курса президента, правительства, целый набор социальных гарантий в регионах, социальное самочувствие людей». </strong></p>
<p>В сентябре Дмитрий Козак представил президенту промежуточный доклад, в котором, как он сообщил, предлагается передать регионам РФ контрольно-надзорные полномочия в таких сферах как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита прав потребителей, ветеринария, государственный земельный контроль, гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, охрана труда, кадастровая оценка недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество.</p>
Комментарии экспертов
<p>Курс и тренд на оптимизацию, перераспределение полномочий между центром  и регионами, обозначен был достаточно давно, и сейчас он продолжается без какой-либо привязки к выборам.</p>
<p>Что касается самой децентрализации, я бы предпочел говорить о вопросе не столько децентрализации, сколько о перераспределении полномочий и перераспределении финансов, перераспределении ресурсов, наконец. Большая часть полномочий уже передана регионам. Необходимые механизмы для бесперебойной работы властей у регионов тоже предварительно есть.</p>
<p>Напомню, что десять лет назад у регионов все эти инструменты были, но в свое время они были перенесены в центр. Что действительно сейчас нужно и что является правильной мерой – это передача большего количество ресурсов и возможностей на региональный уровень, чтобы регионы сами могли распоряжаться этими ресурсами, в том числе, финансовыми. Таким образом, налоги будут оставаться в самом регионе. Вскоре у местных руководителей появится возможность принимать какие-то решения без, так скажем, оглядки на центр. Этот тренд, я думаю, достаточно правильный и содержательный.</p>
<p>Если же, например, рассматривать местное самоуправление, мы знаем, что во многих регионах, если не в большинстве, реальные ресурсы местного самоуправления на самом низовом уровне, финансы, практически отсутствуют. Несмотря на то, что местные власти имеют все возможности и полномочия для того, чтобы осуществлять свою деятельность для решения большей части вопросов по развитию своих территорий, у них просто отсутствуют необходимые финансовые средства. И если необходимые средства в регионах, наконец, появятся, я считаю, это будет очень важный и правильны шаг.</p>
<p>Децентрализация не может стать панацеей для решения всех проблем, в том числе, проблем, связанных с политическим доверием населения «Единой России». Шаги в сторону бюджетного федерализма автоматически не принесут улучшения показателей. Впрочем, ухудшения они тоже не сулят.  Но понятно, что само решение этого вопроса назрело. </p>
<p>Другое дело, что сама идея по-разному воспринимается в регионах-донорах и в регионах депрессивных. Главный вопрос адекватных региональных руководителей, которые чувствуют потенциал роста, которые готовы его создавать, связан с тем, что сегодня система финансовых отношений центра и регионов не создает стимулов для развития. Скажем, губернаторы Калужской области говорили о том, что они преодолевают дотационность, готовы выходить на новый уровень, но все равно центр заберет ту налоговую базу, которая будет собрана в регионе и пришлют деньги уже в свою очередь из центра. </p>
<p>То количество денег, которое они пришлют, не зависит от того, сколько удалось реализовать инвестиционных проектов в области, создать рабочих мест и так далее. То есть, прежняя система характеризуется нехваткой стимулов к развитию экономики, чисто даже таких управленческих стимулов для региональных властей. </p>
<p>Децентрализация дает возможность  развивать территории, инфраструктуру, она более эффективна с управленческой точки зрения.  И это интересно регионам, которые имеют свой потенциал развития. </p>
<p>Нужно понимать, что у нас большинство регионов дотационные. Но они дотационные опять же, прежде всего, при существующих правилах налоговой игры. Но все-таки если посмотреть на соотношение тех налогов, которые собираются на территории, не зависимо от того, куда они идут (в центр или остаются на местах), и того, что получают регионы, то большая часть  регионов у нас живет с отрицательным балансом. Для них изменение пропорции в распределении налогов панацеей точно не будет,  но позволит создать стимулы. Они, безусловно, могут опасаться того, что может измениться политика центра в смысле бюджетных субсидий. Но в рамках нынешних обсуждений речь не идет о том, что центр снимает с себя ответственность за развитие ослабленных регионов и говорит: «Живите сами». Нет. Дотации будут сохраняться. Просто речь идет о том, чтобы создать стимулы, необходимые для развития и сильным и слабым регионам. Для этого существенная часть налоговой базы, действительно, имеет смысл оставлять на местах. </p>
<p>В целом, есть, конечно, определенный риск конфликта между регионами-донорами и регионами дотационными, риск такого дележа общего, как бы выяснения отношений кто кого кормит уже в масштабе всей страны. В 90-е годы это отчасти происходило. В принципе, это было одной из причин централизации в бюджетных отношениях. И важно сегодня, реализуя программу децентрализации, избежать этого риска.</p>
<p>На самом деле, между регионами есть два вида дисбаланса. Один  - просто дисбаланс развития регионов, связанный с ресурсной базой, населением и  другими объективными причинами.  Другой дисбаланс связан со вниманием центра к регионам, то есть, в тех средствах, которые центр направляет в регионы. </p>
<p>Первый дисбаланс определен исторически, здесь существует длинная инерция. Здесь, конечно, стремиться к какому-то выравниванию не по всей территории страны, но, по крайней мере, равномерно населенных регионах, нужно. </p>
<p>Что касается внимания федерального центра, то это, скорее, вопрос справедливости. И это в существенной степени зависит от политической воли, от руководства страны, от политических решений принимаемых. </p>
<p>Конечно, уровень бюджетного финансирования Северного Кавказа через разные механизмы, - и через дотации,  и через федеральные программы, - составляет разительный контраст вложениям в развитие  так называемых «русских» регионов. Чем объясняется этот контраст? На мой взгляд, не повышенными социально-экономическими потребностями кавказского региона, потому что такие потребности в депрессивной русской провинции не ниже, а повышенной военно-политической угрозой, которую генерируют кавказские регионы. </p>
<p>Поэтому, по сути, это военно-политическая рента, которую получают кавказские регионы. То есть, это проблема не бюджетных отношений, а политическая. И, по сути, решать ее нужно, изменяя политическую модель отношений Кремля с местными элитами северокавказскими. </p>
<p>Я глубоко убежден в том, что они не должны получать этой военно-политической ренты. Безусловно, они надолго останутся дотационными регионами, и это никто не оспаривает. Но одно дело дотации, а другое дело  - эта самая военно-политическая рента, которую можно измерить, если посчитать колоссальный разрыв по уровню финансирования обычного русского дотационного региона и северокавказского. Увеличить дотации другим регионам, сейчас вряд ли получится. Поэтому эту ренту, которую получают кавказские республики по уже обозначенным причинам, логично перераспределить между регионами равномерно.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".