Статья
2089 6 декабря 2011 14:03

На пути к децентрализации

Президент России Дмитрий Медведев выслушал доклады руководителей двух рабочих групп по вопросам децентрализации власти в стране - вице-премьера Дмитрия Козака и своего полпреда в СКФО, вице-премьера Александра Хлопонина.  Ранее им было поручено сформулировать новые подходы к распределению полномочий между разными уровнями власти к 1 декабря.

Как сообщил Медведев накануне в ходе встречи в Горках с представителями Общественного комитета своих сторонников, Козак, который возглавляет рабочую группу по юридическим аспектам перераспределения полномочий, и Хлопонин, который руководит рабочей группой по финансовым аспектам децентрализации, «должны преподнести мне на блюдечке с голубой каемочкой плоды своего скорбного труда на тему переосмысления межбюджетных отношений».

В итоге на нынешней встрече вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что готовы предложения о передаче более 100 полномочий с федерального на региональный уровень. По его словам,  «в случае реализации эти предложения приведут к переподчинению 505 структур органов власти, где работает более 220 тысяч человек».

По мению Козака, «никакого организационного провала в результате этой передачи не будет». 

Отвечая на вопрос президента, о том, когда эти предложения могут быть реализованы, Козак сообщил, что это «можно сделать к середине 2012 года». 

При этом он предложил предоставить регионам право самим решать, какие из дублирующих друг друга структур должны быть ликвидированы. 

Между тем вице-премьер Александр Хлопонин сообщил, что рабочая группа под его руководством подготовила предложения по совершенствованию межбюджетных отношений. Как он отметил, регионы прислали огромное количество предложений на эту тему. 

«Основная проблема, которую обозначают регионы, - вопрос о переходе на единую субвенцию федерального бюджета при передаче полномочий в регионы с федерального уровня, чтобы субвенция была индексирована с точки зрения текущей ситуации», - сказал Хлопонин.

Также он отметил, что множество проблем связано с льготами по налогообложению, которые устанавливаются на федеральном уровне, а также с вопросом о предоставлении регионам права устанавливать собственные сборы и штрафы. 

Как сказал глава российского государства, необходимо четко обозначить перечень подобных штрафов. «А то у вас десятки новых появятся», - заметил он.

Президент сообщил, что изучит предложения, представленные обеими рабочими группами. Затем Медведев планирует обсудить эти предложения на специальном совещании, которое пройдет в расширенном составе с участием председателя правительства РФ.

«Дед-лайн - это конец года, чтобы успеть внести соответствующие предложения в Госдуму, которая к тому времени приступит к работе», - сказал он.

Ранее президент заявлял, что новая система распределения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами может заработать «с середины 2012 или с 2013 года».

Напомним, на прошлой неделе в ходе совместной с премьер-министром Владимиром Путиным встречи со своими сторонниками Медведев вновь отметил, что система межбюджетных отношений требует корректировки.

«Большее количество денег все-таки необходимо сконцентрировать внизу - в регионе и муниципалитете, но сделать это не так просто, нам нужно найти еще бюджетные источники, которые должны будут быть привязаны к региону и к муниципалитету», - подчеркнул президент, добавив, что «время тикает».

Как сообщали «Актуальные комментарии», впервые Дмитрий Медведев поднял вопрос о децентрализации власти в июне на встрече с руководителями некоторых регионов Российской Федерации.

Тогда президент сказал, что децентрализация необходима, чтобы главы регионов обладали всей полнотой власти для принятия решений по самым разным вопросам, которые прежде всего касаются жизнедеятельности республик, краев и областей.

«(Это нужно) для того, чтобы вам каждый раз не бегать по московским кабинетам, для того чтобы решить какие-то элементарные вопросы», - подчеркнул Медведев.
«Разговор (с губернаторами - ред.) показал, что эта тема губернаторам интересна», - отметил Дмитрий Медведев. По мнению президента, «это - назревшие перемены».

Президент не был уверен, что удастся найти идеальную схему, но призвал «пробовать и стремиться к тому, чтобы достичь баланса сил, полномочий, позволяющего в лучшей степени помогать решению социально-экономических проблем».

27 июня президент РФ подписал распоряжение «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».

В этом документе он поручил создать две рабочие группы - группу по правовым вопросам децентрализации власти и группу по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям. Руководителем первой группы был назначен Дмитрий Козак, обязанности руководителя второй группы были возложены на Александра Хлопонина.

В августе в ходе встречи с двумя вице-премьерами Медведев подчеркнул, что ждет от рабочих групп не единообразия в подходах, а разных предложений. «Я сознательно выбрал схему, когда аж два вице-премьера это делают. Я понимаю, что вопросы финансового обеспечения полномочий и юридического сопровождения перекрещиваются. Но мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на эти проблемы с разных углов», - пояснил глава государства.

Он отметил, что выработка новых подходов к управлению страной «это творческая задача, от решения которой в конечном счете зависит успех курса президента, правительства, целый набор социальных гарантий в регионах, социальное самочувствие людей».

В сентябре Дмитрий Козак представил президенту промежуточный доклад, в котором, как он сообщил, предлагается передать регионам РФ контрольно-надзорные полномочия в таких сферах как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита прав потребителей, ветеринария, государственный земельный контроль, гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, охрана труда, кадастровая оценка недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество.

Комментарии экспертов

Курс и тренд на оптимизацию, перераспределение полномочий между центром  и регионами, обозначен был достаточно давно, и сейчас он продолжается без какой-либо привязки к выборам.

Что касается самой децентрализации, я бы предпочел говорить о вопросе не столько децентрализации, сколько о перераспределении полномочий и перераспределении финансов, перераспределении ресурсов, наконец. Большая часть полномочий уже передана регионам. Необходимые механизмы для бесперебойной работы властей у регионов тоже предварительно есть.

Напомню, что десять лет назад у регионов все эти инструменты были, но в свое время они были перенесены в центр. Что действительно сейчас нужно и что является правильной мерой – это передача большего количество ресурсов и возможностей на региональный уровень, чтобы регионы сами могли распоряжаться этими ресурсами, в том числе, финансовыми. Таким образом, налоги будут оставаться в самом регионе. Вскоре у местных руководителей появится возможность принимать какие-то решения без, так скажем, оглядки на центр. Этот тренд, я думаю, достаточно правильный и содержательный.

Если же, например, рассматривать местное самоуправление, мы знаем, что во многих регионах, если не в большинстве, реальные ресурсы местного самоуправления на самом низовом уровне, финансы, практически отсутствуют. Несмотря на то, что местные власти имеют все возможности и полномочия для того, чтобы осуществлять свою деятельность для решения большей части вопросов по развитию своих территорий, у них просто отсутствуют необходимые финансовые средства. И если необходимые средства в регионах, наконец, появятся, я считаю, это будет очень важный и правильны шаг.

Децентрализация не может стать панацеей для решения всех проблем, в том числе, проблем, связанных с политическим доверием населения «Единой России». Шаги в сторону бюджетного федерализма автоматически не принесут улучшения показателей. Впрочем, ухудшения они тоже не сулят.  Но понятно, что само решение этого вопроса назрело.

Другое дело, что сама идея по-разному воспринимается в регионах-донорах и в регионах депрессивных. Главный вопрос адекватных региональных руководителей, которые чувствуют потенциал роста, которые готовы его создавать, связан с тем, что сегодня система финансовых отношений центра и регионов не создает стимулов для развития. Скажем, губернаторы Калужской области говорили о том, что они преодолевают дотационность, готовы выходить на новый уровень, но все равно центр заберет ту налоговую базу, которая будет собрана в регионе и пришлют деньги уже в свою очередь из центра.

То количество денег, которое они пришлют, не зависит от того, сколько удалось реализовать инвестиционных проектов в области, создать рабочих мест и так далее. То есть, прежняя система характеризуется нехваткой стимулов к развитию экономики, чисто даже таких управленческих стимулов для региональных властей.

Децентрализация дает возможность  развивать территории, инфраструктуру, она более эффективна с управленческой точки зрения.  И это интересно регионам, которые имеют свой потенциал развития.

Нужно понимать, что у нас большинство регионов дотационные. Но они дотационные опять же, прежде всего, при существующих правилах налоговой игры. Но все-таки если посмотреть на соотношение тех налогов, которые собираются на территории, не зависимо от того, куда они идут (в центр или остаются на местах), и того, что получают регионы, то большая часть  регионов у нас живет с отрицательным балансом. Для них изменение пропорции в распределении налогов панацеей точно не будет,  но позволит создать стимулы. Они, безусловно, могут опасаться того, что может измениться политика центра в смысле бюджетных субсидий. Но в рамках нынешних обсуждений речь не идет о том, что центр снимает с себя ответственность за развитие ослабленных регионов и говорит: «Живите сами». Нет. Дотации будут сохраняться. Просто речь идет о том, чтобы создать стимулы, необходимые для развития и сильным и слабым регионам. Для этого существенная часть налоговой базы, действительно, имеет смысл оставлять на местах.

В целом, есть, конечно, определенный риск конфликта между регионами-донорами и регионами дотационными, риск такого дележа общего, как бы выяснения отношений кто кого кормит уже в масштабе всей страны. В 90-е годы это отчасти происходило. В принципе, это было одной из причин централизации в бюджетных отношениях. И важно сегодня, реализуя программу децентрализации, избежать этого риска.

На самом деле, между регионами есть два вида дисбаланса. Один  - просто дисбаланс развития регионов, связанный с ресурсной базой, населением и  другими объективными причинами.  Другой дисбаланс связан со вниманием центра к регионам, то есть, в тех средствах, которые центр направляет в регионы.

Первый дисбаланс определен исторически, здесь существует длинная инерция. Здесь, конечно, стремиться к какому-то выравниванию не по всей территории страны, но, по крайней мере, равномерно населенных регионах, нужно.

Что касается внимания федерального центра, то это, скорее, вопрос справедливости. И это в существенной степени зависит от политической воли, от руководства страны, от политических решений принимаемых.

Конечно, уровень бюджетного финансирования Северного Кавказа через разные механизмы, - и через дотации,  и через федеральные программы, - составляет разительный контраст вложениям в развитие  так называемых «русских» регионов. Чем объясняется этот контраст? На мой взгляд, не повышенными социально-экономическими потребностями кавказского региона, потому что такие потребности в депрессивной русской провинции не ниже, а повышенной военно-политической угрозой, которую генерируют кавказские регионы.

Поэтому, по сути, это военно-политическая рента, которую получают кавказские регионы. То есть, это проблема не бюджетных отношений, а политическая. И, по сути, решать ее нужно, изменяя политическую модель отношений Кремля с местными элитами северокавказскими.

Я глубоко убежден в том, что они не должны получать этой военно-политической ренты. Безусловно, они надолго останутся дотационными регионами, и это никто не оспаривает. Но одно дело дотации, а другое дело  - эта самая военно-политическая рента, которую можно измерить, если посчитать колоссальный разрыв по уровню финансирования обычного русского дотационного региона и северокавказского. Увеличить дотации другим регионам, сейчас вряд ли получится. Поэтому эту ренту, которую получают кавказские республики по уже обозначенным причинам, логично перераспределить между регионами равномерно.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".