Статья
1534 17 октября 2011 13:06

На улучшение ГЛОНАСС выделят более 330 млрд рублей

Правительство России утвердило концепцию федеральной программы поддержания и развития ГЛОНАСС, предусматривающей выделение на эти цели в 2012-2020 годах 330,5 млрд рублей, сообщает газета «Известия» со ссылкой на высокопоставленный источник в Роскосмосе.

Издание отмечает, что объем финансирования по действующей ФЦП ГЛОНАСС на период 2001-2011 годов составил 116,9 млрд рублей. В то же время, как пишет газета, увеличение финансирования проектов ГЛОНАСС в ближайшие три года будет незначительным.

«Пока в Роскосмосе происходила смена руководства, было упущено драгоценное время согласования бюджета на будущий год и два последующих. На момент утверждения проектировок бюджета всей страны концепция ФЦП на 2012-2020 годы и объемы ее бюджета утверждены не были. Поэтому сумма, выделенная на программу в текущем году, автоматически легла в основу следующих трех лет, причем даже без учета индексов-дефляторов», - заявил изданию замдиректора ЦНИИмаша и один из разработчиков ФЦП Сергей Ревнивых.

Газета отмечает, что в Роскосмосе написали письмо директору департамента оборонной промышленности федерального правительства Николаю Моисееву с просьбой учесть дефляторы и добавить на 2012 год 1,24 млрд рублей, 2,3 млрд - на 2013 год и 3,9 млрд рублей - на 2014-й.

«Таким образом, космическое агентство согласилось с тем, что в ближайшие три года финансирование ФЦП по ГЛОНАСС останется на уровне 2011 года. Просили лишь учесть инфляционный фактор», - говорится в статье.

Между тем, отмечают «Известия», одной из целей разработчиков ГЛОНАСС является повышение точности системы до уровня GPS.

«Именно такое обязательство взял на себя Роскосмос, запрашивая финансирование на уровне 330,5 млрд рублей, - сравняться с системой Navstar-GPS по точности. В 2020 году агентство обязалось повысить точность позиционирования в реальном времени до 70-80 см. При сокращенном варианте бюджета в 245 млрд рублей, который нравился Минфину гораздо больше, точность была обещана на уровне 2 м», - пояснил газете источник в Роскосмосе.

Издание отмечает, что сейчас ГЛОНАСС обеспечивает точность до 5 м, GPS - до 2 м.

«В 2020 году мы планируем увеличить точность позиционирования практически на порядок, вплотную подойдя к отметке в 50 см точности в идеальных условиях. По нашим сегодняшним представлениям, это предел для навигационных систем. Предел для космического ее сегмента. Используя уже известные дополняющие системы, точность можно повысить до 3 см в реальном времени», - заявил Ревнивых.

По информации «Известий», утвердить детализированную ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» правительство планирует до Нового года.

Как писали «Актуальные комментарии», в ночь на 3 октября космические войска РФ осуществили запуск навигационного спутника «Глонасс-М» с космодрома Плесецк. Об этом сообщил официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны России по КВ полковник Алексей Золотухин.

В настоящее время орбитальная группировка системы ГЛОНАСС насчитывает 27 спутников, из которых по целевому назначению используются 23 аппарата, один проходит летные испытания, и три временно выведены на техническое обслуживание.

Напомним, автопарк российских транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, должен быть оборудован спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS 1 января 2012 года.

Как сообщалось в сентябре, федеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС» уже оснастил весь олимпийский транспорт Сочи оборудованием ГЛОНАСС.
 

Комментарии экспертов

Система GPS, как известно, получила свое распространение и стала работать только благодаря активному подключению к ее финансированию частного сектора.  Как показывает практика, есть две параллельные модели реализации проектов, подобных ГЛОНАСС и GPS. Первая связана с решением военных государственных задач, связанных с мониторингом, слежением, разведкой. Вторая часть – открытая - позволяет компаниям использовать материалы систем позиционирования для своей работы.

Такая же модель будет реализована и в ГЛОНАСС.  Сначала государство обеспечивает самый затратный, самый сложных процесс, связанный с наведением спутников и разворачиванием базы приемников. А в дальнейшем уже начинает активно подключаться  частный сектор.

Рынок этот может быть очень перспективным. ГЛОНАСС уже устанавливается на объекты общественного транспорта, что позволяет в он-лайн режиме мониторить их передвижение. Сейчас просто необходимо максимально адаптировать приемники для коммерческого использования. Во-первых, надо снизить размерность приемников, пока что они достаточно большие, поэтому их можно интегрировать, например, на поездах, автобусах, а вот в частный транспорт это сделать крайне сложно. Во-вторых,  необходимо придумать формы взаимодействия с GPS (обычно это двойной приемник – с GPS и ГЛОНАСС) и  сформулировать общую позицию по продвижению систем в России.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".