Статья
1390 21 февраля 2011 9:09

Нагорный Карабах

Появившаяся в прессе информация о подготовке Азербайджана к войне с Арменией стала новым свидетельством отсутствия у конфликтующих сторон реальных дипломатических механизмов выхода из сложившейся тупиковой ситуации. На днях министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил во время переговоров с представителями Минской группы ОБСЕ о том, что его страна серьезно готовится к войне с Арменией, в случае если Ереван не прекратит свою «оккупационную политику» в НКР.

Даже если рассматривать данные сведения исключительно как очередной инструмент давления Баку на Ереван (и не только), то сам факт актуализации подобного сценария свидетельствует о необходимости международного сообщества сконцентрировать все усилия на выработке внятных превентивных мер по недопущению военных действий. 

Тлеющий конфликт между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха приобретает все более «милитаристские» формы. В значительной степени ухудшение информационного фона обусловлено неспособностью сторон конфликта и международных посредников достичь заметного прогресса в 2010 году.

Более того, прошлый год и вовсе был отмечен снижением внимания ключевых переговорщиков в лице США и Франции к данной проблеме. Для Парижа внешняя утрата интереса к армяно-азербайджанскому конфликту обусловлена актуализацией внутриполитической повестки – буксующим процессом евроинтеграции, наличием острых системных противоречий внутри политической элиты Франции в совокупности с нерешенными экономическими и социальными проблемами. В свою очередь, для американского Белого Дома постсоветское пространство (в особенности, тлеющие конфликты, не требующие сиюминутного решения) в целом перестает быть центром внешнеполитической активности.  В то же время можно было наблюдать параллельный процесс – рост переговорной активности российского руководства, для которого «долгоиграющая» проблема Нагорного Карабаха становится все более значимой.

Во многом на изменение внешнеполитического контекста повлиял буксующий процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией, старт которому был дан в 2009 году. Подписание дипломатических Протоколов обусловило резкий рост недовольства руководства Азербайджана возможной сменой «правил игры» и смягчением позиции Турции как стратегического азербайджанского союзника.

Что касается перспективы военных действий, то полностью исключать подобный сценарий нельзя. Более того, в нынешних условиях, когда посреднические усилия не приносят результата, а практически вся активность переговорщиков направлена на поддержание статус-кво в линии соприкосновения, военный сценарий для Баку может оказаться едва ли не единственной возможностью сдвинуть процесс с «мертвой точки». Однако у данного сценария, помимо естественных ресурсных есть и ограничители иного порядка. Прежде всего, энергетического. В случае развязывания полноценной войны Азербайджан автоматически теряет статус потенциального поставщика углеводородов в Европу по Южному коридору. С учетом того, что в последние месяцы газопроводу Nabucco в европейских политических кругах придается новое дыхание, энергетический фактор может серьезно скорректировать «милитаристские» планы Баку.

Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".