Статья
5 Февраля 2009 20:50

Наказы новому Патриарху

<p>Избрание нового Патриарха Московского и всея Руси уже стало и, безусловно, останется одним из важнейших политических событий 2009 года.<br>
<br>
Знаю, что как только сопряжешь слова "церковь" и "политика", тут же с разных сторон раздадутся возгласы возмущения. И зазвучат расхожие аргументы, первый из которых - ссылка на конституционную норму об отделении Церкви от государства.<br>
<br>
Сейчас я не собираюсь спорить со сторонниками, как я ее называю, "теории нахождения Церкви в безвоздушном пространстве". Однако отмечу, что среди апологетов этой "теории" почему-то наиболее активны не столько замкнутые в религиозной жизни люди, сколько как раз общественные активисты, причем обремененные высшим образованием. А ведь они не могут не знать отечественной и мировой истории, да и современной политической практики, сложившейся уже после того, как "отделение Церкви от государства" стало юридической нормой в большинстве европейских стран.<br>
<br>
Я предлагаю взглянуть на общественную, в том числе и политическую миссию Русской православной церкви, отталкиваясь не от умозрительных представлений, а от простого, но очень важного вопроса: есть ли сегодня то, что никто лучше РПЦ сделать для нашего общества - как верующих, так и неверующих, как православных, так и сторонников других религий, - не может? Если да, то из этого и исходить.<br>
<br>
Патриарх Кирилл, сомнений тут ни у кого, кажется, нет, неизбежно внесет в жизнь Церкви что-то новое. И, думаю, все мы, представляющие русскую православную цивилизацию, граждане России, имеем полное право составить свои наказы новоизбранному Патриарху. Уверен, что он не проигнорирует их - даже несмотря на то, что никаким императивным мандатом по отношению к деятельности РПЦ мы не обладаем.<br>
<br>
Самый серьезный вызов, брошенный сегодня России, есть вызов демографический. Население страны продолжает уменьшаться, и пока методами, доступными светской власти, удалось лишь ослабить, но не повернуть вспять эту тенденцию.<br>
<br>
Наука в лице большинства наиболее известных демографов вообще не предлагает нам ничего позитивного или хотя бы просто вдохновляющего. Более того, демография по сути выродилась у нас в раздел статистики, она просто оцифровывает и обосновывает неизбежность вымирания России. Я, кстати, вообще не вижу смысла в содержании на общественный счет науки, которая именно в данной области "лишь изучает мир", не предлагая методов его изменения. Тем более что главный рецепт хорошо известен и без всякой науки - рожать больше детей.<br>
<br>
Лишь два института современного общества, а именно Церковь и телевидение, могут радикально изменить нынешнее печальное положение вещей в этой сфере. Потому и "демографический наказ", безусловно, первый в ряду тех, что мы можем дать Патриарху Кириллу. Этот наказ касается, в том числе и морального давления на тех, кто своими действиями или бездействием лишает наш народ будущего.<br>
<br>
Второй вызов, на который без помощи Церкви ни общество, ни государство сегодня ответить не способны, есть вызов аморализма и "моральной эклектики", в которые погрузилась не только европейская цивилизация в целом, но и Россия в частности. И речь идет, конечно, не только об утешении слабых, упавших духом или выброшенных на обочину жизни. И не о поддержании институтов благотворительности и отпущения грехов. Последний, на мой взгляд, уже начинает превращаться в свою противоположность: согрешил, покаялся - и всё в порядке. А если возвел храм на малую толику от неправедно добытых денег, то ты уже вроде бы и не грешник, а истинный христианин. Криминальный образ и стиль жизни, криминальный язык настолько проникли во все слои общества, что традиционное отмаливание грехов превратилось, как мне видится, в систему скорее поощрения криминального поведения, чем утешения его. Здесь многие ждут от Церкви, я бы сказал, революционных решений и дел.<br>
<br>
К двум первым наказам естественным образом примыкает наказ, связанный с практически рухнувшей в нашей стране системой охраны детей и семьи как института, главное предназначение которого есть продолжение рода, а не что-либо иное. Проклятые многими безбожники-коммунисты проблему детской беспризорности и в 20-е годы, и после Великой Отечественной войны не проигнорировали, как она игнорируется сейчас, более того - сумели решить. Ни у кого, кроме Церкви, не вижу я сегодня должной воли и должных моральных установок для того, чтобы изменить позорное отношение общества к детской беспризорности и разрушению традиционных семейных ценностей.<br>
<br>
Идеология - по расхожему мнению, одна из тех сфер, к которой и близко нельзя подпускать Церковь. Завороженные догматическим и спекулятивно трактуемым как раз очень идеологизированными людьми конституционным запретом на "государственную идеологию", мы по-прежнему не хотим, не умеем или стесняемся общенациональную идеологию сформулировать и ей следовать. Общественная наука наша находится в глубочайшем упадке, а то, что не упало окончательно, по-прежнему лишь повторяет зады западных идеологем. РПЦ в той степени, в которой она трактует русское православие, не только как собственно религиозный, но и цивилизационный, общественный и политический проект, способна, на мой взгляд, если и не вывести из тупика наши обществоведческие и политические дискуссии, то, по крайней мере, значительно обогатить их.<br>
<br>
При этом я уверен, что Церковь не должна покушаться на институт рационального знания и рационального (научного) образования - от школьного до университетского. Богу - Богово, а Ньютону - Ньютоново. Тем более что есть такие области знания, в первую очередь гуманитарного, где надеяться на кого-либо, кроме здравствующих сегодня православных священнослужителей и РПЦ в целом, мы не можем. Прежде всего я имею в виду сохранение русского языка, у которого остались только два защитника - классическая русская литература ныне, увы, сама себя уже не воспроизводящая, и современная Русская православная церковь, говорящая на правильном русском, а не на англо-русском или вульгарно-русском языке.<br>
<br>
Где русский язык, там и сам русский народ. Здесь в первую очередь речь об отделенных от России десятках миллионов людей в так называемом ближнем зарубежье. Тут уже совершенно очевидно, что желание отгородить РПЦ от политики, скорее, злонамеренно, чем наивно. Это касается и некоторых других внешнеполитических проблем. Поэтому к известной формуле Александра III, согласно которой у России нет других союзников, кроме ее армии и флота, я бы добавил: и Русской православной церкви.<br>
<br>
Не вижу, увы, я пока и другого института, кроме РПЦ, который способен снимать и минимизировать все чаще и чаще возникающие внутри России межнациональные напряжения и конфликты, в том числе и связанные с этим преступления. Разумеется, РПЦ может сыграть здесь свою позитивную роль лишь в сотрудничестве, но как первая среди равных, с другими традиционными для России конфессиями.<br>
<br>
Ограниченность объема газетной колонки вынуждает меня остановиться в составлении наказов новому предстоятелю РПЦ. Однако должен обратить внимание читателей еще на два момента.<br>
<br>
Оставаясь человеком неверующим, я давно уже понял, что личное неверие это одно, а колоссальная общественная значимость религиозной веры и РПЦ как одного из государствообразующих институтов России - другое. И плодотворное и непротиворечивое взаимодействие здесь и возможно, и необходимо.<br>
<br>
Второе. Наказы, данные мною Патриарху Кириллу, уже реализовывались им по его собственной инициативе и до восшествия на патриарший престол. Теперь же мы ждем, что он развернет на выполнение этих наказов всю Русскую православную церковь. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".