Налогообложение ТЭКа
Основным трендом недели стала борьба вокруг налогообложения ТЭКа. В последние месяцы основной интригой в отрасли оставались перспективы роста экспортных пошлин на нефтепродукты. Пока в бюджете заложено выравнивание светлых и темных нефтепродуктов на уровне 56% в 2011 году, 58% - в 2012 году, и 60% в 2013 году.
Против медленного увеличения выступает Алексей Кудрин. Глава Минфина настаивает на значительном росте экспортных пошлин на нефтепродукты. По словам вице-премьера, увеличение до 85-90% уже с 2011 года позволит расширить поставки продукции НПЗ на внутренний рынок и снизить цены на энергоносители.
Помимо увеличения предложения нефтепродуктов в РФ, значительный рост решает две основные задачи: ликвидирует схемы реэкспорта для Белоруссии и обеспечивает дополнительными доходами федеральный бюджет.
Впервые о значительном увеличении налоговой нагрузки на нефтепереработку стало известно, после провала переговоров с Белоруссией по вопросу энергетического сотрудничества. Минск, несмотря на присоединение к Таможенному союзу, Минск продолжил бороться за отмену экспортных пошлин на нефть. Еще в марте 2010 года Министерство юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ, оспаривая правомерность взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из РФ. Осенью экономический суд СНГ принял решение, согласно которому Москве и Минску надлежало в три месяца активизировать свои усилия по поиску внесудебного решения проблемы поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию в различных форматах. Фактически суд удовлетворил ходатайство белорусской стороны. Так, стороны в обязательном порядке должны рассмотреть предложение Минска об освобождении нефтепродуктов или их отдельных категорий, поставляемых из РФ в Белоруссию, от обложения вывозными таможенными пошлинами до разрешения спора по существу.
В ответ Минфин РФ и предложил ввести заградительную пошлину на нефтепродукты в 90%. Учитывая, что с 2011 года внутренние пошлины на нефть для Таможенного союза обнулятся, только рост пошлин на нефтепродукты мог сделать их продажу в ЕС с белорусских НПЗ нерентабельной.
Параллельно с пресечением враждебных действий Минска, повышение пошлин позволило бы решить основную проблему Минфина – обеспечить наполнение федерального бюджета. Так как в ближайшие три года расходы российской казны будут расти (10,658 трлн рублей, 11,237 трлн рублей и 12,175 трлн рублей) в основном за счет соцрасходов (трансфертов во внебюджетные фонды), снизить их будет достаточно сложно. Единственным средством сокращения бюджетного дефицита остается увеличение доходов. К последним относятся и поступления от нефтепереработки, которая за последние несколько лет активно развивалась.
Несмотря на внешнеполитическую значимость и бюджетную необходимость, демарш Минфина вызвал ожесточенное сопротивление со стороны отечественных НК. Последним инициативы Алексея Кудрина грозят прямыми убытками в $12 млрд уже в 2011 году.
Причем, наиболее серьезный удар при повышении пошлин до 90% придется по «Роснефти», подконтрольной Игорю Сечину. Компания имеет значительные долговые обязательства и сокращение прибыли на $3 млрд серьезно осложнить финансовой положение бизнес-структуры.
Немногим меньше «Роснефти» потеряет и «Лукойл». Компания Вагита Алекперова может расстаться с $2,8, которые необходимы НК для развития шельфовых месторождений и активизации внешней экспансии.
Третьей по потерям станет «ТНК-BP». Бизнес-структура из-за проблем иностранного акционера нуждается в дополнительном финансировании. Увеличение налогового бремени может поставить под удар инвестиционную программу компании.
Серьезные потери ждут и остальные российские НК в лице «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Башнефти». Компании потеряют $1,8, $1,7 и $0,6 – соответственно.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев