Статья
756 20 декабря 2010 1:49

Налогообложение ТЭКа

Основным трендом недели стала борьба вокруг налогообложения ТЭКа. В последние месяцы основной интригой в отрасли оставались перспективы роста экспортных пошлин на нефтепродукты. Пока в бюджете заложено выравнивание светлых и темных нефтепродуктов на уровне 56% в 2011 году,  58% - в 2012 году, и 60% в 2013 году.

Против медленного увеличения выступает Алексей Кудрин. Глава Минфина настаивает на значительном росте экспортных пошлин на нефтепродукты. По словам вице-премьера, увеличение до 85-90% уже с 2011 года позволит расширить поставки продукции НПЗ на внутренний рынок и снизить цены на энергоносители.

Помимо увеличения предложения нефтепродуктов в РФ, значительный рост решает две основные задачи: ликвидирует схемы реэкспорта для Белоруссии и обеспечивает дополнительными доходами федеральный бюджет.

Впервые о значительном увеличении налоговой нагрузки на нефтепереработку стало известно, после провала переговоров с Белоруссией по вопросу энергетического сотрудничества. Минск, несмотря на присоединение к Таможенному союзу, Минск продолжил бороться за отмену экспортных пошлин на нефть. Еще в марте 2010 года Министерство юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ, оспаривая правомерность взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из РФ. Осенью экономический суд СНГ принял решение, согласно которому Москве и Минску надлежало в три месяца активизировать свои усилия по поиску внесудебного решения проблемы поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию в различных форматах. Фактически суд удовлетворил ходатайство белорусской стороны. Так, стороны в обязательном порядке должны рассмотреть предложение Минска об освобождении нефтепродуктов или их отдельных категорий, поставляемых из РФ в Белоруссию, от обложения вывозными таможенными пошлинами до разрешения спора по существу.

В ответ Минфин РФ и предложил ввести заградительную пошлину на нефтепродукты в 90%. Учитывая, что с 2011 года внутренние пошлины на нефть для Таможенного союза обнулятся, только рост пошлин на нефтепродукты мог сделать их продажу в ЕС с белорусских НПЗ нерентабельной.

Параллельно с пресечением враждебных действий Минска, повышение пошлин позволило бы решить основную проблему Минфина – обеспечить наполнение федерального бюджета. Так как в ближайшие три года расходы российской казны будут расти (10,658 трлн рублей,  11,237 трлн рублей и 12,175 трлн рублей) в основном за счет соцрасходов (трансфертов во внебюджетные фонды), снизить их будет достаточно сложно. Единственным средством сокращения бюджетного дефицита остается увеличение доходов. К последним относятся и поступления от нефтепереработки, которая за последние несколько лет активно развивалась.

Несмотря на внешнеполитическую значимость и бюджетную необходимость, демарш Минфина вызвал ожесточенное сопротивление со стороны отечественных НК. Последним инициативы Алексея Кудрина грозят прямыми убытками в $12 млрд уже в 2011 году.

Причем, наиболее серьезный удар при повышении пошлин до 90% придется по «Роснефти», подконтрольной Игорю Сечину. Компания имеет значительные долговые обязательства и сокращение прибыли на $3 млрд серьезно осложнить финансовой положение бизнес-структуры.

Немногим меньше «Роснефти» потеряет и «Лукойл». Компания Вагита Алекперова может расстаться с $2,8, которые необходимы НК для развития шельфовых месторождений и активизации внешней экспансии.

Третьей по потерям станет «ТНК-BP». Бизнес-структура из-за проблем иностранного акционера нуждается в дополнительном финансировании. Увеличение налогового бремени может поставить под удар инвестиционную программу компании. 

Серьезные потери ждут и остальные российские НК в лице «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Башнефти». Компании потеряют $1,8, $1,7 и $0,6 – соответственно.

Дмитрий Абзалов
, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".