Комментарий
825 14 декабря 2009 0:00

Наполовину полон

Леонид Радзиховский публицистЛеонид Радзиховский

Леонид Радзиховский
публицистЛеонид Радзиховский

Должен нескромно начать с нескольких слов о себе.

Я – агностик и экуменист, равно удаленный от всех религий (и равно невежественный в них).

Поэтому мои эмоции имеют не религиозную, а человеческую причину.
 
Какой была реакция общества на убийство священника о. Даниила Сысоева? В Интернете, конечно, много шумели, но в общем, НИКАКОЙ реакции не было. Фактически промолчала и власть светская и власть церковная, по крайней мере, реакция была ОЧЕВИДНО НЕСОРАЗМЕРНА с событием – убийством священника в Храме.
 
Я сам себя спрашиваю: а какой «реакции» ты бы хотел? Учитывая, что самая известная версия – убийство исламскими фундаменталистами – чего не хватает? Истерических призывов к «Варфоломеевской ночи»?!
 
Разумеется, власти абсолютно правы, что сами не разжигают страсти и другим не дают. Но кто мешал провести демонстрацию – нет, вовсе не под ксенофобскими или погромными лозунгами, а как раз «в христианском духе», в память об убитом? Если есть ЖЕЛАНИЕ – всегда можно найти адекватную форму. И если желания нет, форма тоже сама находится – молчание …
 
Через несколько дней избит клирик того же Храма, ближайший соратник покойного, о.Виталий Зубков. На сей раз уж и вовсе полное молчание … А чего, в самом деле?! Не убили даже …
 
И все это в стране, где уже не осталось ни единого начальника, который бы не крестился по ТВ-камеру с утра до ночи. В стране, где львиная часть населения «носит крестики» (сравните с европейцами на любом пляже – там с крестами почти и нет), в стране, где мало что в школе будут преподавать религию, но, фактически, она стала Государственной Идеологией.
 
Так вот, значит, какова цена религиозности – власти, общества? Вот, значит, каков авторитет РПЦ? Все как до Революции – все верили, а «на следующий день» о том позабыли …
 
Так? Да не совсем так!
 
Вот другой пример.
 
Сергей Шмаков, крупный строитель, кстати, отец шести детей, жертвовал на реставрацию Корсунско-Богородицкого Собора в г. Торопце. А в Соборе до 1930 года была старинная икона «Богоматерь Одигитрия». Потом ее перенесли в Русский Музей, где она и сейчас хранится.
 
Так вот, г-н Шмаков добивается, чтобы икона была перенесена в Церковь Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро», который его фирма строит.
 
Конечно, на это можно посмотреть по-разному.
 
Первая реакция очевидна – и Бога приватизировать хотят, «солидный Господь для солидных господ», как говорится в известном романе.
 
Тут сразу в одном флаконе – и ненависть к богатым и неверие в их религиозные чувства, мол «понты одни».
 
Но ведь можно увидеть все совсем иначе.
 
Никакой материальной выгоды ему это не приносит. «Престиж» тоже очень сомнителен – обвинения, подозрения, иронические заметки в прессе. Нет, как хотите – прагматический результат только отрицательный. Значит, дело в чем-то более важном для него.
 
 «В чем же?». Господи – да ВЕРИТ человек! Ну, вот так просто – верит в Бога, верит в эту икону, хочет, чтобы она висела не в музее в качестве «произведения искусства», а в Храме где он молится.
 
Вот и все …
 
А ведь подобных историй – пусть менее громких – в России множество.
 
Так что же: глубоко верит народ – или так, ритуалы одни и суета сует?
 
Ясно, что в обществе как всегда есть все. А какой вектор окажется «главным» сегодня не скажет никто.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".