Статья
674 19 марта 2012 16:30

Нательные кресты в Британии попали под тотальный запрет

Одна из прихожанок русского кафедрального Успенского собора Лондона была вынуждена уволиться после того, как ей запретили носить нательный крест.

«Сегодня говорил в храме с женщиной, которую неделю назад на работе заставляли снять крестик. Она предпочла уволиться. Причем крестик не был виден! Женщина просила разрешить, обещала приклеить скотчем, чтобы не выпал случайно из-под платья. Ответ - "нет, сейчас это не разрешено"», - пишет на своей странице в «Фейсбуке» ключарь собора протоиерей Михаил Дудко.

По его словам, позиция правительства против свободы открытого ношения крестов «на местах понимается как тотальный запрет», а человеку с плохим знанием языка и британских реалий «отстоять свои свободы практически невозможно».

Как сообщалось, власти Британии намерены отстоять в Европейском суде по правам человека законность запрета на публичное ношение нательных крестиков в своей стране, передает «Интерфакс».

Суд в Страсбурге рассмотрит иски о дискриминации по религиозному признаку четырех христиан из Великобритании, проигравших процессы в британских судах.

Ранее в Русской церкви выразили удивление лояльностью властей Британии, запретивших нательные кресты на работе, по отношению к другим символам, например, к гей-символике.

«Это решение парламента Великобритании не может не вызывать тревогу, особенно если учитывать существование в современном европейском обществе других тенденций, направленных на раскрепощение человеческих инстинктов», - заявлял журналистам глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. Он выразил недоумение тем, что в Великобритании публичная демонстрация своей причастности к гей-культуре считается нормой, а ношение нательного крестика - нет. Еще одним примером двойных стандартов британского правительства Легойда назвал отношение к сикхам. По его словам, сикхам, даже служащим в полиции Лондона, официально разрешено ношение тюрбана - одного из символов сикхизма.

Среди четырех дел, которые рассмотрят в Страсбурге, - жалоба Нади Эвейды. Несколько лет назад ее временно отстранили от работы в авиакомпании «British Airways» за отказ снять нательный крестик, который она носила поверх униформы.

Другой случай увольнения за ношение крестика в рабочее время произошел с медсестрой Ширли Чаплин, которая 30 лет проработала в больнице.

Еще одна жалоба подана Лилиан Лейдел, сотрудницей загса лондонского района Айлингтон, которая по христианским убеждениям отказалась регистрировать гражданский союз гомосексуалистов и за это подверглась дисциплинарному взысканию.

Житель Бристоля Гари Макфарлейн был сотрудником фирмы, занимающейся конфиденциальным консультированием пар по сексуальным вопросам. Работа с гомосексуальной парой вызвала у него затруднения в связи с его религиозными убеждениями. Его уволили.

Запрет на христианскую символику, на первый взгляд, кажется странным для Европы, сформировавшейся именно на базе ценностей христианства. Однако, по мнению экспертов, этому явлению есть объяснение, и судя по их комментариям, не одно.

Обозреватель, преподаватель Высшей школы экономики Кирилл Мартынов считает, что все эти проблемы в Европе - следствие глобализации.

«Изначально такие вещи, как ношения креста, публичная молитва, иконы на столе не являлись для европейцев проблемой. Никто на это не обращал внимания, потому что европейская культура вырастает именно из христианства. Но в 21 веке появляется глобализация, которая перестает быть теорией и обретает конкретный облик», - заявил Кирилл Мартынов в интервью «Актуальным комментариям».

«Смысл здесь заключается в том, что в одной и той же стране, в частности, в Великобритании, могут жить люди, представляющие очень разные культурные традиции и разные религии. И это не какие-то фрагменты общества, которые замкнуты в себе, “в китайские кварталах”, а это люди, которые активно участвуют в деловой и общественной жизни», - пояснил эксперт.

Применительно религиозной символике, по словам Мартынова, получается следующая ситуация: если христиане в государственных учреждениях, на работе, будут носить атрибуты своей веры, это значит, что все многочисленные представители других конфессий тоже будут требовать право носить атрибуты своей веры.
Собеседник АК на этот случай описал два возможных сценария.

Например, объявляется, что христиане важнее и лучше (какие-то основания для этого в Европе, вероятно, есть, поскольку это регион, выросший из христианской традиции), но в таком случае людям, которые принадлежат другим культурам, по мнению Мартынова, это было бы несколько странно это слышать, и вызывало бы некоторое социальное напряжение.

Второй вариант, по его словам, заключается в том, чтобы всем все разрешить, чтобы было равенство.

«Тогда государственное учреждение будет выглядеть так: будут сидеть несколько христиан с нательными крестами, рядом будут сидеть две девушки в хиджабах и  правоверные иудеи, которые тоже будут довольно странно выглядеть», - описал картину Мартынов. Далее, по его мнению, могут возникнуть уже более серьезные вещи. «Есть культ религии сикхов, это такая достаточно старая религиозная традиция из северной Индии. Там мальчикам, юношам и мужчинам положено носить достаточно увесистый и длинный кинжал ритуального характера. Получится, что христанам вы разрешаете носить религиозный символ, а кинжалы по понятным причинам запрещаете », - привел пример собеседник.

«В Англии, я так понимаю, просто взвесив все “за” и “против”,  пошли по пути наименьшего конфликта, призвав убрать свои религиозные символы из публичной сферы», - делает вывод эксперт.

«То есть, пожалуйста, дома, в культовых учреждениях, никто вас ни в чем не будет ограничивать, и в вашу религиозную совесть не будет никто вмешиваться. Но когда речь идет о государственном учреждении, то там приходится делать выбор: либо всем все разрешить, либо всем все запретить. Поэтому и крестик пострадал», - заключил эксперт.

Другой собеседник АК - лидер Союза православных граждан Кирилл Фролов винит  в запрете христианской символики  «секулярный тоталитаризм, ставший идеологией Евросоюза».

«Происходит либерализация и дехристианизация западного протестантизма, который не протестует уже против секулярной тоталитарной идеологии Евросоюза. Мы не слышим протестов западных протестантов против этих чудовищных запретов на ношение нательных крестиков», - заявил эксперт.  Именно поэтому, полагает он, Русская церковь должна возвысить протесты (по  этому поводу – ред. АК), и «тогда все здравомыслящие западные христиане откроют для себя святое православие и присоединятся к нему».

Кирилл Фролов видит в этом и геополитический смыл. «Люди, которые будут присоединяться к Русской православной церкви, станут мощнейшим клубом друзей России по всему миру, мощнейшим противовесом русофобии, особенно, на Западе», - ожидает собеседник.

Он видит и пути воплощения такой идеи. Кирилл Фролов в этой связи сказал следующее: «Для того, чтобы Россия могла привлечь все здоровые консервативные силы всего мира, в том числе, западное христианское сопротивление новой безбожной идеологии, Россия должна стать оплотом православия и идеалом церковно-государственных отношений. Поэтому мы и говорим, что союз патриарха Кирилла и Владимира Путина спасет Россию. Поэтому мы требуем очищения политической и медийной элиты России, мы хотим убрать оттуда все, что мешает оптимальным церковно-государственным отношениям».

«Мы просим Владимира Путина волевым политическим решением поддержать программу «Двести храмов» в Москве, - продолжил эксперт. – Мы просим в содействовать  хотя бы в строительстве временных храмов, сделать их хоть в армейских палатках, на всех двухстах объектах программы «Двести» до Пасхи. Потому что в новых районах Москвы храмов нет, и на Пасху просто люди в храмы не попадут».

«Такое решение может стать началом великой программы церковно-государственного партнерства в области исторической православной геополитической миссии России, собирании друзей России по всему миру под флагом православия, христианских ценностей и сопротивления секулярно-тоталитарной чумы Евросоюза», - убежден эксперт.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".