Статья
1180 11 февраля 2010 0:03

НАТО хочет партнерства с Москвой

В последние дни Москва стала объектом посещения сразу нескольких консультативных групп, так называемых «групп мудрецов».

Несколько дней наза президент России Дмитрий Медведев принял у себя в резиденции в Барвихе «Группу мудрецов»  Европейского союза во главе с бывшим премьер-министром Испании Фелипе Гонсалесом. Обсуждались проблемы глобальной безопасности, взаимодействия России и ЕС в деле модернизации, возможность взаимных  безвизовых поездок.

Многие из стран Евросоюза являются членами НАТО, и поэтому вопросы безопасности тесно увязаны как со взаимоотношениями РФ с самим альянсом, так и с собственными планами НАТО.

В эти дни в Россию с визитом прибыла также «Группа мудрецов НАТО», которую возглавляет бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт.  10 февраля в здании МИД РФ состоялась встреча делегации с  министром иностранных Сергеем Лавровым. Как передает ИТАР-ТАСС, реакция Мадлен Олбрайт на речь российского министра иностранных дел была благосклонной. Сергей Лавров открыл консультации словами благодарности в адрес делегации НАТО за интерес к российским предложениям при составлении базового военного документа альянса.

11 февраля Мадлен Олбрайт выступила с речью в МГИМО.  Выступая перед студентами, экс-госсекретарь США высказалась за скорейшее продолжение шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР и призвала Россию занять единую с США позицию по Ирану.
Касаясь размещения элементов ПРО США в Румынии, Мадлен Олбрайт так объяснила это: «Нас беспокоит обстановка в Иране, то, чем они занимаются и в том, что касается программы обогащения урана. Нас беспокоит, что они делают, и мы надеемся, что Россия к нам присоединится в этой системе».

Она также выступила за возобновление шестисторонних переговоров по Северной Корее. «КНДР уже создала новое ядерное оружие, провела ряд испытаний. Россия может сыграть здесь очень важную роль», - сказала М.Олбрайт.

Говоря в целом об отношениях России и США, М.Олбрайт сказала: «Наши интересы не идентичны, но существуют проблемы, которые требуют сотрудничества. Например, проблема ядерного терроризма. Ее в одиночку не решить».

Она также заверила, что НАТО никогда не нападет на Россию. «Мы должны действовать, как партнеры, мы можем работать вместе», - отметила она. В связи с этим она сообщила, что в НАТО были «очень удивлены» новой военной доктриной России.

«Группа мудрецов НАТО» проводит начальный этап работы над новой стратегией альянса и поездку можно рассматривать как обмен мнениями с российской стороной, особенно в свете российских предложений по новому Договору о евробезопасности.

К визиту Мадлен Олбрайт в газете «Время новостей» и на ленте «Интерфакс» опубликовано ее интервью, в котором бывший госсекретарь США говорит, что НАТО не считает Россию потенциальной угрозой и в свою очередь не угрожает РФ.

На вопрос, намерена ли НАТО включать Россию в число потенциальных угроз, Мадлен Олбрайт ответила так: «В своей речи в Москве в декабре прошлого года генсек НАТО Расмуссен сказал, что НАТО никогда не нападет на Россию». «И мы не думаем, что Россия нападет на НАТО. Мы перестали беспокоиться на этот счет, и России следует тоже перестать беспокоиться на эту тему», - процитировала она слова Андерса Фог Расмуссена.

Генсек НАТО также сказал, напомнила Мадлен Олбрайт, что «если мы сможем построить подлинное доверие в отношениях между Россией и НАТО, тогда Россия сможет перестать беспокоиться об угрозе с Запада, которая просто не существует».

«Члены НАТО считают, что им угрожают многие из тех же самых беззаконных сил, которые угрожают России, включая терроризм, насильственный экстремизм и распространение ядерного оружия. Именно поэтому альянс пригласил Россию вместе работать для противостояния и сокрушения этих опасностей», - заявила Мадлен Олбрайт, подчеркнув, правда, что это ее личное мнение.

«НАТО - это оборонительный альянс, приверженный защите своих членов от внешних угроз. В наши дни такие угрозы гораздо более разнообразны, разрозненны и непредсказуемы, чем раньше. Таким образом, чтобы выполнить свою миссию, НАТО должна перемениться и в военном, и в политическом отношении», - заявила Олбрайт.

Говоря о возможности выхода сферы ответственности НАТО за пределы территории стран альянса, М.Олбрайт отметила, что «главная ответственность НАТО - защищать территорию своих членов». «Альянс признает, что угроза его членам и международному миру может возникнуть без предупреждения и из разнообразных мест по всему земному шару. Соответственно НАТО работает со многими своими партнерами, чтобы помочь странам защититься против терроризма, пиратства, организованной преступности и саботажа», - заявила экс-госсекретарь.

В то же время в утвержденной на прошлой неделе новой военной доктрине РФ среди основных внешних военных опасностей названо «стремление наделить силовой потенциал Организации Северо-Атлантического Договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока».

Негативное отношение России к расширению НАТО подтвердил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на состоявшейся в Москве 9 февраля пресс-конференции.

«Мы глубоко сомневаемся, что нам будет безопаснее от расширения НАТО. Альянс представляет для нас угрозу, и достаточно серьезную», - сказал Николай Патрушев.  По его словам, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен говорит о том, что альянс не представляет угрозы России.

«Напомню вам историю, что НАТО была образована в 49-м году (1949 году), и наша страна туда не попала. Советский Союз распался, а НАТО не только не прекратила своего существования, но и численно увеличивается количество стран, который входят в альянс, с 12 до 28 стран», - сказал Н.Патрушев.

По поводу взаимодействия с НАТО высказался и официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.  «Россия готова предоставить необходимые разъяснения в рамках Совета Россия-НАТО по новой военной доктрине», - заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко. Ранее генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен критически отозвался об утвержденной президентом РФ Дмитрием Медведевым новой военной доктрине России.

«Судя по всему, у генерального секретаря альянса было мало времени вникнуть в суть соответствующих положений новой военной доктрины нашей страны. Российская сторона неизменно проявляет транспарентность в обсуждении в Совете Россия-НАТО (СРН) стратегических доктринальных документов», - сказал А.Нестеренко.

Соответствующую реакцию России вызвали планы НАТО разместить элементы ПРО в Румынии. Заявления о том, что элементы ПРО США в Румынии направлены против иранской угрозы, на данный момент несостоятельны, считает постпред РФ при ЕС Владимир Чижов. «Насколько я понимаю, у Ирана нет, и в обозримой перспективе вряд ли появятся ракеты, способные долететь не только до Польши, но и до Румынии», - сказал он в эфире телеканала Россия-24.

Владимир Чижов напомнил, что Россия ранее предлагала своим партнерам по НАТО, в том числе и США, провести совместную оценку ракетных угроз, в частности - со стороны Ирана. «Мы по-прежнему готовы к такому совместному анализу реальных угроз», - подчеркнул российский дипломат.

Планы Вашингтона по размещению элементов противоракетной обороны на территории Румынии потребуют внесения определенных корректив в задачи, стоящие перед российским Черноморским флотом, считает председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.

«Черноморский флот сегодня выполняет ряд задач по защите интересов Российской Федерации и наших союзников в этом регионе. И любые имения военного потенциала других стран здесь предусматривают и корректировку наших задач», - заявил он «Интерфаксу».

Одновременно посол США в Молдавии Азиф Чодри заявил, что планирующаяся установка противоракетных комплексов в Румынии будет способствовать укреплению безопасности в регионе. «Румыния является членом НАТО и, это ее право - принимать решения о размещении противоракетных комплексов на своей территории. Противоракетный щит является защитным элементом от дестабилизирующих факторов, которые существуют на Ближнем Востоке», - заявил он на пресс-конференции в Кишиневе.

Он отметил также, что Молдавия в качестве суверенного государства может самостоятельно принимать решения относительно участия в миротворческих операциях в других странах.
«Это касается и участия в операции в Афганистане. Молдавия - составная часть мирового сообщества, она сама принимает решения, как поступать в том или ином случае.

Возвращаясь к интервью Олбрайт российским СМИ, здесь уместно было бы привести цитату экс-генсекретаря США. Страны бывшего СССР не могут считаться сферой особых интересов России, уверена глава «Группы мудрецов» НАТО.

«Ни к одной стране нельзя относиться так, как будто она находится в сфере интересов другой. Соседи России - это независимые и суверенные государства, как и другие страны», - заявила она. Она также отметила, что  и НАТО не пытается включить пространство бывшего СССР, в частности, Центральную Азию и Каспийский регион, в сферу своих интересов. «НАТО не приемлет идею географически определенной «сферы интересов». Как и другие страны, члены НАТО могут быть подвержены развитию событий почти в любом регионе мира. Это простой факт жизни в 21 веке. Именно поэтому НАТО делает столь сильный упор на партнерство и сотрудничество с такими организациями, как ООН, ЕС и ОБСЕ», - сказала Мадлен Олбрайт.

Таким образом диалог России и НАТО продолжает оставаться непростым.

 

Комментарии экспертов


Идея реформирования НАТО во многом связана с США и той политикой, которую Вашингтон проводит относительно Брюсселя. С приходом к власти администрации Обамы в 2009 году Белый Дом сделал ставку на восстановление партнерских связей со своими традиционными союзниками. В первую очередь речь шла о тех партнерах США, которые располагаются в Евроатлантике и входят в Североатлантический договор.

Делая ставку на восстановление партнерства, американцы постарались оживить альянс -  как его политическую составляющую, так уровень ее военного потенциала. Обновление касается реализации военной стратегии НАТО в Афганистане, проведения антитеррористической компании и выработки новой стратегии, потому что существующая уже порядком устарела.

При этом американцам уже на протяжении второго года приходится преодолевать серьезные трудности, связанные с нежеланием большинства европейских членов альянса принимать формулу восстановления союзничества как императив к прямому действию.

Большинство государств, входящих в альянс и расположенных с нашей стороны Атлантического океана, не высказывают особого желания восстановить первоначальный смысл блока как военного союза. Для них он во многом является инструментом  идентификации себя как государств Евроатлантики и как государств, связанных с Соединенными Штатами.  При этом альянс не воспринимается как механизм поддержания коллективной безопасности или средство обеспечения глобальной безопасности.

Это произошло после того как НАТО в 1999 году взяло военные кампании в Югославии в сферу своей ответственности,  и далее стало активно развивать военную миссию альянса по периметру границы и даже на заметном ее отдалении, о чем свидетельствует операция в Афганистане.
 Но по сути дела предложенная Обамой стратегия – это серьезная проблема.  В силу этой идеи трансформации НАТО, возвращения НАТО к истокам, она пока несколько пробуксовывает. И если говорить о нескольких «мудрецах»  во главе с Олбрайт, то они своими заявлениями не констатируют реальный процесс, а скорее пытается обозначить перспективы эволюции альянса, которые должны получить какие-то определенные более-менее отчетливые внятные черты в этом году.

Потому что в это году «группа мудрецов», которая участвует в статусе консультантов в разработке малой стратегии альянса, должны свою работу завершить – то есть стратегия альянса должна быть подготовлена. И здесь данный шаг – то есть обнародование стратегии и ее общее принятие должны стать главным свидетельством того, на каком уровне эволюции, изменений и возвращении к своему первоочередному формату НАТО находится.
 

В «Группу мудрецов НАТО» входит большое количество высокопоставленных дипломатов, в основном, отставных. Среди «мудрецов» есть достаточно влиятельные фигуры из разного рода аналитических центров.  Сама по себе эта группа достаточно интересна, и я думаю, что ее рекомендации будут приняты во внимание в Брюсселе, поэтому я бы не стал списывать ее со счетов.

Что касается самой Олбрайт и ее отношения к России, то в прошлом она была в администрации Клинтона, который был двигателем расширения НАТО. Но сегодня политика Обамы отличается от политики клинтоновской администрации. Нынешний президент США приостановил обсуждение этой тематики. И поскольку Олбрайт представляет сейчас демократический лагерь Обамы, то и ее позиция резко отличается от той, что она занимала, будучи госсекретарем США. 

Что касается планов развертывания ПРО в Румынии, то пока никто не понимает, о чем идет речь, поэтому отравлять отношения России и НАТО этот вопрос в данный момент не может.

 
 

Планы по размещению ПРО в Румынии – это, строго говоря, не НАТОвский проект. Это проект чисто американский, и НАТО как организация от этого дистанцировалась, хотя, конечно, тут имеет место некоторая игра: «Здесь мы, как НАТО, а здесь мы, не как НАТО».

В принципе, России и НАТО невозможно совсем отдалится друг от друга, потому что, во-первых, пересекаются сферы интересов, и с этим ничего не сделаешь. Во-вторых, действительно существуют глобальные угрозы, которые требуют внимания и тех, и других. Что касается угрозы международного терроризма, то само по себе это настолько размытое и неконкретное понятие, что за ним скрывается огромное количество проблем. По каким-то из них у России и НАТО есть пересечение, по каким-то нет вообще никаких. Нераспространение ядерного оружия – это тоже скорее проблема России и конкретных стран, которые действительно входят в НАТО, но пытаются решать эту проблему в ином качестве – скорее индивидуально, чем как члены альянса.

Россия и НАТО находятся в переходном состоянии, поскольку мы видим, что и в России идёт постоянная работа над формулированием каких-то приоритетов в области безопасности, и НАТО находится в фазе написания новой стратегической концепции. Собственно, приезд Мадлен Олбрайт с этим и связан. «Группа мудрецов», которую она возглавляет, должна подготовить рекомендации для тех чиновников НАТО, которые будут писать эту концепцию.

Очень заметно, что интерес НАТО к России, как к потенциальному партнёру, вырос, и связано это, на мой взгляд, с тем, что само НАТО испытывают очевидные затруднения. Те формы взаимодействия внутри альянса, которые существовали в годы холодной войны и по инерции сохранялись после неё, себя явно исчерпывают. То есть интересы стран НАТО (с одной стороны – США, а с другой стороны – европейцев) весьма разнятся. Самое главное, что перспектива – скорее в сторону расхождения, чем наоборот.

Поэтому необходимо (и это сейчас говорят очень многие натовские теоретики) сотрудничество с другими организациями и крупными странами. Другое дело, что есть бы это сотрудничество России предлагали лет 8-10 назад, тогда Россия могла бы этим заинтересоваться. Сейчас это выглядит так, что НАТО возникли проблемы и теперь альянс ищет, на кого бы переложить часть их решения. Поэтому мне кажется, что горячего энтузиазма в Москве это не находит.

С другой стороны, у России тоже существуют очень серьёзные проблемы безопасности в перспективе. Я думаю, что мы ещё их не очень осознаём. Они могут носить в меньшей степени военный, а в большей степени социально-экономический характер, но с военными последствиями. Например экономическая недоразвитость отдельных частей территории России, будь то Дальний Восток или Кавказ -  в конечном итоге может привести к проблемам в области безопасности.

НАТО, несмотря на некоторое нынешнее замешательство - это организация, которая остаётся крупнейшей в мире, и обойти её невозможно. Поэтому я думаю, что этот вялотекущий диалог будет продолжаться. Приведёт ли он к чему-то конкретному, зависит от того, как будут развиваться события в мире.

Когда 10 лет назад, в 1999 году, была принята предыдущая концепция НАТО, казалось, что НАТО превращается в мировую доминирующую силу. Это была концепция, которая закрепляла НАТОвское лидерство в мире. На как только эту концепцию приняли, начались такие быстрые мировые изменения, что эта концепция моментально устарела. Я думаю, что сейчас новая концепция вряд ли будет отличаться, потому что перемены в мире не остановились.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".