Статья
653 19 октября 2009 0:01

Национал-большевизм

История идеологии "национал-большевизма" от 1930 годов до середины 1950 годов. К чему в итоге привели намерения Сталина.

Комментарии экспертов

Отличная и очень актуальная монография, изданная в оригинале в Гарварде.

Фундаментальный вывод, который можно сделать из этой работы, заключается в том, что вся нынешняя российская массовая мифология, т.е. так называемое национальное самосознание, включающее в себя культы Александра Невского, Александра Суворова, Петра Великого, центральный культ победы в Великой Отечественной войне, представление о России как о непрерывно существующем в течение тысячи лет централизованном государстве, представление о единстве русского народа, о его терпеливости, мужестве, жертвенности, смекалке, благородстве и т.п. - все эти константы были сконструированы и внедрены в массовое сознание в ходе сталинской культурной экспансии, начавшейся в первой половине 30-ых годов.

Еще раз - все те образы, в которых народ России мыслит себя в 2009 году, сделаны Сталиным. Тысячелетняя традиция, который мы привыкли гордиться, рождалась в сталинских учебниках истории, массовом среднем образовании, пропаганде, в том числе в кино и литературе. Мы объективно являемся сталинистами по своей культуре. Это не означает, что мы должны оправдывать или фактически оправдываем преступления того времени. Это также не значит, что мы должны разделать политическую программу Сталина. Это означает лишь то, что сказано, в строго узком, техническом смысле слова. Наше национальное самосознание - продукт сталинской пропаганды. Не следует искать в этом суждении оценок, это не хорошо и не плохо. Другого национального самосознания у нас нет. Не видно и ресурсов, чтобы его изменить.

Сталин бросил мощь современного государства на то, чтобы отформатировать народное сознание при помощи тщательно подобранного материала российской истории, ее наиболее драматических и героических страниц. Другой истории у нас тоже нет, и мифологический Александр II никогда не заменит мифологического Петра Великого.

Отсюда, в свою очередь, можно сделать следующий тривиальный вывод. Любая фронтальная атака на сталинизм - это прямой удар по нынешнему российскому государству, как и по российскому государству вообще, в качестве абстрактного объекта; удар по национальному самосознанию и существованию русских как единого народа. Это опять же не значит, что сталинизм не нужно атаковать. Я высказываю не апологию, но феноменологию. Данные тезисы представляются мне довольно самоочевидными. Именно по указанным выше причинам сталинизм все еще является проблемным пространством нашей истории, а точнее нашей идеологии, острым пунктом общественной дискуссии.

Именно поэтому мы не можем отказаться от него и "покаяться", не отказавшись заодно от собственного существования.

«В 1930 годы Сталин и его окружение, озабоченные задачей мобилизации советского общества для грядущей войны, организовали пропагандистскую кампанию по „реабилитации“ славных деятелей русского национального прошлого...» С этих слов начинается аннотация к новой книге выпущенной Академией наук и посещенной истории национал-большевизма в России.

Сразу стоит пояснить, что «Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания» ни в коем разе не история национал-большевистской партии или как там она называется. Если уж говорить об общности агиток, во всяком случае, их академического эквивалента, то в этом случае мы обречены на переплели с «Историей национал-большевизма» Агурского. Не в ползу последнего. Всё-таки РАН — при всех своих недостатках — по возможности публикует книги представляющие научный интерес не только для прыщавых подростков, но и для профессоров, давно уже разменявших свои прыщи на более авторитетные бородавки.

Между тем, определённого «агитационного юмора» книга не лишена. Если не вдаваться в «объяснение шутки», то в случае с насаждаемым Сталиным «культом великих людей прошлого» (русских людей, как писал Сарнов, Сталин считал русским человеком и себя) — хорошая мысль с новой идеологией вышла в итоге большевизму боком. Именно в этом сталинском «национал-большевизме», се го армейскими чинами и эйзенштейновыми «ледовыми побоищами» и схоронилась та часть русской политической культуры, которая через сорок лет вышла с триколором на площади и стала восстанавливать Храм Христа Спасителя. А что потом из трёх цветов стал один — коричневый, то это уже не относится к предмету исследования.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".