Статья
21 Октября 2009 0:01

Нацпроекты шагают по стране

<p>Совету при президенте РФ по реализации нацпроектов исполняется 4 года. Он был создан в 2005 году, тогда же были обозначены четыре соответствующих нацпроекта – «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса».</p>
<p>Приоритетные национальные проекты обозначили наиболее важные для развития общества направления и позволили сосредоточить ресурсы на решении конкретных задач.  Так в 2005 году Владимир Путин, будучи в должности президента,  подчеркивал, что образование, здравоохранение, жилье, АПК – это сферы, которые определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение именно этих вопросов, по его словам,  прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала. Таким образом нацпроекты концентрировали бюджетные и административные ресурсы на повышении качества жизни.</p>
<p>Для реализации проектов в правительстве был создан специальный департамент, но в 2009 году он был упразднен, а проекты распределены по соответствующим министерствам, реализация заложенных в проектах мер продолжается.</p>
<p>Продолжается работа над нацпроектами и в рамках президентского совета, цель которого - разрабатывать меры по реализации нацпроектов, определять концепцию их развития. В октябре 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса». Группу возглавила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник.</p>
<p>Руководителем рабочей группы по проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» стал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.</p>
<p>2009 год в плане финансирования нацпроектов имеет свом особенности. Так за первое полугодие реальный объем финансирования нацпроектов составил 52,3 млрд. руб., или 18% к уточненной бюджетной росписи, пишет <a href="http://www.ng.ru">Независимая газета</a>. По линии нацпроекта «Здоровье» в первом полугодии освоено всего 23,3% средств к уточненной бюджетной росписи. За аналогичный период прошлого, докризисного года этот показатель был выше – 32,1%. Еще больший провал произошел с нацпроектом «Доступное и комфортное жилье», финансирование которого с января по июнь составило всего 6,6% к уточненной бюджетной росписи. При этом пришлось выделять из бюджета средства на антиктизисные меры, суммы на которые могли бы быть меньше, если бы финансирование нацпроектов было освоено в полном объеме.</p>
<p> </p>
Комментарии экспертов
<p>Национальные проекты были локомотивами развития экономики, при этом проекты сами по себе очень разные. Они готовились разными группами и представляют собой разный набор мер.</p>
<p>Проект по развитию АПК изначально был лоббистский, и в итоге получился наиболее комплексным, превратившись в программу поддержки села. И сегодня он наиболее успешный.</p>
<p>Нацпроект «Здоровье» вобрал меры, которые были в основном нацелены на техническое переоснащение медучреждений.</p>
<p>В «Образовании» было много региональных аспектов, в том числе проект «Школа будущего».</p>
<p>Самый сложный проект был связан с жильем.  Не были рассчитаны рост стоимости на рынках, структура субсидирования ипотеки, хотя этот проект запустил много разных институтов.</p>
<p>Проекты были преобразованы по своему статусу в программы и  несколько сократилось их финансирование, но заявленные меры продолжают реализовываться.</p>
<p>На сегодняшний день поддержка села идет наиболее активно. Работают соответствующие институты – Россельхозбанк и Росагролизинг. Это два основных инструмента по поддержке региона.</p>
<p>Проект по образованию фактически распался на региональные составляющие. Есть общий контекст, но он разделился на отдельные проекты. Например, проект создания Южного университета. В некоторых регионах уровень и качество образования выросли. Правда, проект был точечным – не распространился фактически на всю страну. Например, на Москву, на Санкт-Петербург, Нижний Новгород – там он очень сильно укрепил свои позиции, а до регионов практически не дошёл.</p>
<p>Что касается проекта по здравоохранению, то он, фактически реализовав основную задачу по насыщению новой техникой и новым оборудованием, уже используется не как проект, а как инструментарий средств дополнительной поддержки.</p>
<p>Жилищный проект сейчас пересматривается и перестраивается, пытается переформатироваться под новые условия. Напомню, что и последние предложение по поводу стоимости жилья, по поводу переноса строительства и по поводу продажи государственные земель – это попытки доработать проект. Он проявил себя слабее всего, и поэтому он начинает дорабатываться. То есть фактически он не привёл к серьёзным результатам.</p>
<p>Поэтому есть определённые последствия у разных проектов, у них будет разная судьба. Если смотреть по результатам, то какие-то уже есть. Например, по нацпроекту здравоохранения частично в качестве результата можно приписать впервые за последние годы превышение рождаемости над смертностью.</p>
<p>Нацпроекту АПК следует приписать поддержку во время кризиса и финансирование ключевых предприятий АПК. Если посмотреть на карту регионов, то достаточно хорошо себя чувствуют именно регионы АПК на фоне серьёзного промышленного падения. Понятно, что институты, которые были созданы, всё-таки поддержали сельскохозяйственную отрасль и сельскохозяйственные регионы.</p>
<p>Идея выделения приоритетов абсолютно здравая и единственно эффективная с точки зрения действий государства по стратегическому развитию страны.</p>
<p>Но здесь следует различать то, что именуется проектами и то, что традиционно называется программами. Честно говоря, то, что у нас названо национальными проектами, никакими проектами не является, поскольку речь идёт о стандартных государственных программах развития крупных макроотраслей или экономических блоков. Взять, например, жильё, взять образования или сельское хозяйство – это обширные образования со сложной структурой, и задачи здесь  многообразны и многоплановы и т.д. То есть речь идёт о систематической работе по этим направлениям. Это не проекты.</p>
<p>Проекты всегда имеют проектную составляющую. На самом деле проект – это законченный в себе некий комплекс мер. Если бы речь шла о комплексном развитии какого-то нового региона, о развитии транспорта, который бы связывал этот регион с другими регионами, и т.д., то тогда речь действительно идёт о проекте. Это очень конкретное начинание. Можно назвать проектом строительство КВЖД или другие железнодорожные проекты, осуществлявшиеся при Александре III. Вот это проекты. А то, что у нас называется проектами – это не проекты, это программы.</p>
<p>А вот как раз проектов у нас не хватает. Например,  строительство серии технополисов – это уже, пожалуй, определённый национальный проект. Другое дело, что в условиях кризиса многие из таких начинаний, к сожалению, плохо финансируются, не находятся в центре достаточного внимания и т.д. И в таких проектах должна быть и проектная организация осуществления, то есть должна выделяться головная организация, ответственная за осуществления этого проекта, и она должна координировать действия всех участников, в том числе иметь полномочия по уровне закона. Таких проектов, к сожалению, мы практически не видим в России. А они показывают свою чрезвычайную эффективность.</p>
<p>Можно вспомнить проект TVA в США, который существует до сих пор, и комплексно решил проблему и энергетического снабжения, и землеустройства в обширном регионе США. Можно найти подобные примеры проектов в Бразилии, в Китае, во многих других странах.  Я думаю, что в Советском Союзе таких проектов было много: всевозможные проекты по развитию в районах Севера, Дальнего Востока и т.д. Сейчас нам таких проектов не хватает. Я обеими руками за такую проектную организацию деятельности в России, тем более что нам необходимы прорывы в российской экономике.</p>
<p> </p>
4 Декабря 2016 Главное  ЦИК: выборы в Узбекистане состоялись Президентские выборы в Узбекистане признаны состоявшимися. Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) республики Мирза-Улугбек Абдусаломов сообщил, что явка избирателей на 11:00 по местному времени превысила 33%.  28 Ноября 2016 Новости  Выборы президента ЮО могут пройти 9 апреля Парламент Южной Осетии определит точную дату президентских выборов в респулике. Сегодня спикер парламента Анатолий Бибилов внес на рассмотрение депутатов соответствующий законопроект. Предполагается, что выборы состоятся 9 апреля 2017 г.  28 Ноября 2016 Новости  Фийон начинает кампанию Депутат французского Национального собрания и экс-премьер Франсуа Фийон одержал победу на праймериз правых и центристов и официально объявил, что начинает бороться за пост президента Франции. Во Франции началась предвыборная кампания. Как подчеркнул Фийон, обращаясь к своим сторонникам в предвыборном штабе в Париже, Франция «нуждается в правде». В ближайшие месяцы он намерен донести программу правоцентристов до населения, рассчитывая добиться смены власти на президентских выборах во Франции весной 2017 года, сместив социалистов. С учетом ситуации в стране кандидат от правых и центристов – крупнейшей оппозиционной силы – с большой долей вероятности в мае будущего года станет новым президентом Франции.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".