Наука в свободном обществе
Анархистская теория познания применительно к свободному обществу или как избавится от диктатуры экспертократии.
Пол Фейерабенд, классик мировой методологии и в некотором роде анархист, хотя и прижился в российской и мировой науке, но скорее как диковина, нежели как серьёзный автор.
Более всего известна его книга «Против метода» — ответ Лакатосу, в которой Фейерабенд подверг критике эффективность одной единой парадигмы и почти шутя вбросил лозунг «всё сойдёт».
Написанная почти тридцать лет назад, но свежепереведённая «Наука в свободном обществе» развивает идеи фейерабендовой анархистской теории познания, но особо сосредотачивается на вопросе «свободы».
Для Фейерабенда естественно считать, что мир, в котором может быть сколь угодно много свобод политических, но в котором решение того, что научно, а что нет, сосредоточенное в руках узкой группы «экспертов» — не свободен вообще.
Выход очевиден — отринуть идею «экспертизы» как таковой, наполнив мир огромным количеством всевозможных подходов, ради возможности изучить который из них подходит к конкретной ситуации.
Собственно, война со всевозможной «экспертизой», роднит книгу Фейерабенда с другой, значительно более новой книгой Талеба «Чёрный лебедь». Если Талеб сообщает нам, что эксперты — дураки, а их методы — глупость, то Фейерабенд вторит ему аж за 30 лет до: эксперты — дураки, а любые методы — глупость. Во всяком случае, один единственный метод, навязываемый как нечто непререкаемое.
Почему вторит? Очень просто. Как уже говорилось, Фейерабенда принято считать хоть и классиком, но классиком умеренно серьёзным (говоря мягко). Талеба до мирового финансового кризиса тоже никто всерьёз не воспринимал. Другое дело теперь. У Фейрабенда не было пророка-практика, а Талеб не упоминал «Против метода» в своей книге, но для человека читающего найти общие моменты в этих двух текстах не составит труда.
Пол Фейерабенд, «Наука в свободном обществе», М.: АСТ, 2010 — 384 с.