Статья
354 20 сентября 2010 6:41

Навстречу к «разделенному правлению»?

14 сентября 2010 года в семи штатах США прошла очередная серия первичных внутрипартийных выборов. Праймериз выявило единых кандидатов от Демократической и Республиканской партий на общенациональных выборах в Конгресс и местные органы власти, которые пройдут 2 ноября.

Наиболее вероятным исходом парламентских выборов является уверенная победа республиканцев. По результатам голосования «Великая старая партия» способна получить подавляющее большинство мест в Палате представителей и заметно укрепить свои позиции в Сенате. В случае развития событий по такому сценарию демократы рискуют оказаться в меньшинстве в нижней палате и утратить своё безоговорочное доминирование в верхней палате парламента. Неудовлетворительный для демократов результат ноябрьского голосования находит подтверждение в опросах электората. Так, согласно исследованию, проведенному 1-2 сентября 2010 года телекомпанией CNN совместно с аналитической корпорацией Opinion Research, GOP опережает правящую партию в среднем на семь процентных пунктов по стране. 52% респондентов поддерживает республиканцев. А отдать голоса за демократов готовы 45% опрошенных. Результаты данной выборки касаются как выборов в Сенат, так и Палату представителей. Весьма вероятно, что отрыв GOP от своих оппонентов сохранится до даты выборов. Ощутимых предпосылок к росту популярности демократов пока не наблюдается.

Поражение Демократической партии на выборах в Конгресс способно привести к восстановлению «разделенного правления» в политической жизни Соединенных Штатов. Оно подразумевает такой баланс политических сил, при котором одна национальная партия контролирует пост президента и структуры его администрации, а в руках другой находится полный контроль над обеими палатами парламентами. Формула «разделенного правления» основана на жестком разграничении сфер влияния между демократами и республиканцами. Первым в таких условиях могут принадлежать все механизмы исключительно исполнительной власти, а вторым - только законодательной (или наоборот).

«Разделенное правление» - один из традиционных элементов современной американской политической системы. Сосуществование президента и Конгресса, представляющих разные партии, встречается достаточно часто. С особым постоянством эта межпартийная формула воспроизводилась в 1990-2000-е годы. Так демократическая администрация Билла Клинтона (1993-2001 годы) значительную часть своей легислатуры была вынуждена работать в условиях доминирования «Великой старой партии» в Конгрессе. «Разделенное правление» продолжалось с 1995 по 2001 год. В аналогичную ситуацию попал и республиканский кабинет Джорджа Буша-мл. Для него время «трудного сосуществования» с установившими контроль над Капитолием демократами продолжалось с 2007 по 2009 год.
Возобновление «раздельного управления» демократов и республиканцев по итогам ноябрьских выборов 2010 года будет означать появление веских предпосылок для победы кандидата от GOP на президентских выборах 2012. Успех Республиканской партии по итогам предстоящего голосования в Конгресс будет означать вынесение избирателями своеобразного «вотума недоверия» внутренней и внешней политике администрации Обамы. Кандидаты от правящей партии в большинстве регионов страны прямо или косвенно ассоциируются с фигурой действующего президента. И результаты выборов будут восприниматься как свидетельство серьезного недовольства большинства политически активного населения курсом правительства. Особенно явной подобная интерпретация может оказаться, в том случае если «Великая старая партия» сможет завоевать большинство в Сенате. В подобных условиях шансы Обамы на переизбрание резко сократятся. Правительство не сможет нормально функционировать без постоянных уступок оппозиции, так как GOP будет способна срывать утверждение любых практических инициатив Белого дома. Республиканцы при этом получат возможности изменять демократические предложения до неузнаваемости и продолжать агрессивную критику главы государства и его команды. Перед Обамой возникнет угроза повторения судьбы Картера - малоизвестного политика с юга страны, стремительно взошедшего на вершину власти, но продержавшегося на ней лишь один президентский срок.

Основным условием для возникновения «разделенного правления» по результатам выборов 2010 года является недовольство консервативного электората США ходом социально-экономических реформ, проводимых правительством и парламентом. С середины 2009 года демократическое большинство в Конгрессе и кабинет Обамы подвергаются жесткой критике за практически все свои инициативы, направленные на оздоровление экономики и улучшение условий жизни отдельных категорий граждан. По мнению избирателей, придерживающихся правых взглядов, эти усилия идут вразрез с ожиданиями большей части американской общественности (т.н. центристского большинства). Вместо укрепления финансовой системы преобразования президента Обамы способствуют поддержанию её текущего достаточно шаткого состояния и зависимости от других государств. Ослабление налогового давления подменяется перекладыванием всей ответственности за социальную ситуацию в стране на ряд категорий среднего класса. Среди предметных решений Белого дома наибольшей критике подвергаются затратная реформа здравоохранения и программа правительства по борьбе с безработицей. Обе признаются консервативными избирателями неполноценными и способствующими усилению жесткого вмешательства государства в социально-экономическую жизнь страны, подрывающего основы свободного предпринимательства.

Серьезную угрозу для позиций демократов представляет и тот факт, что правый электорат, традиционно голосующий за GOP, поддерживается большей частью нейтральных избирателей, не имеющих постоянных политических предпочтений. Этот важный элемент центристского большинства всё более последовательно склоняется на сторону «Великой старой партии». Так, по данным сентябрьского опроса CNN и Opinion Research, проголосовать за республиканских кандидатов готовы 62% «независимых» респондентов, тогда как за кандидатов-демократов - только 30%. Причины охлаждения нейтрального электората к Демократической партии совпадают с мотивами консерваторов. Это, прежде всего, недовольство социальными проектами действующего кабинета, неудовлетворенность мерами правительства по борьбе с негативными последствиями финансово-экономического кризиса, несогласие с действиями Белого дома в налоговой сфере. Потенциальная коалиция правых и нейтральных способна стать главным электоральным условием для победы республиканцев на предстоящих выборах.

Движение GOP к «разделенному правлению» курируют старые партийные бойцы. Верхушка партии практически не претерпела серьезного изменения по сравнению с неудачными для неё выборами 2008 года. В числе главных действующих лиц предвыборной гонки от оппозиции - бывший кандидат на пост президента, сенатор от штата Аризона Джон Маккейн, переизбирающийся на новый срок, и бывший кандидат на должность вице-президента Сара Пэйлин, лоббирующая своего ставленника Джо Миллера в штате Аляска. Активизация «главных виновников» поражения «Великой старой партии» в 2008 году объясняется их личными амбициями. Ни Маккейн, ни Пэйлин не намерены прекращать политическую карьеру в среднесрочной перспективе. Причем сенатор от Аризоны рассчитывает выступить в качестве главного координатора предвыборной гонки GOP в 2012 году. Ощутимую поддержку обеим фигурам оказывает руководство партии и, в частности, лидер республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконнелл. В понимании республиканского руководства «главные лица» кампании-2008 ещё сохраняют значительный политический потенциал и способны содействовать консолидации консервативного электората и привлечению «нейтральных» избирателей. И такая тактика уже принесла «Великой старой партии» определенные успехи. В 2009 году за счет ставки на проверенных игроков ей удалось добиться «сплочения вокруг флага» - консолидации подавляющей части правых избирателей вокруг собственной политической платформы.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".