Статья
556 19 Января 2018 17:12

Назарбаевский формат для Путина и Трампа

18 января на пресс-конференции в Нью-Йорке Нурсултан Назарбаев сделал неожиданное заявление. Он сообщил, что президент США Дональд Трамп якобы выступил за перенос переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе из Минска в другое место.

Об инициативе пока известно только со слов казахского лидера. Официальный Вашингтон оставляет ее без комментариев.

Рассказывая о разговоре с Трампом, Назарбаев немного запутался. Он ошибочно назвал текущий дипломатический формат Минском-1, который «застопорился», и предложил вместо него начать Минск-2. Между тем, подписанный 12 февраля 2015 года в Минске Комплекс мер по выполнению Минских соглашений неофициально как раз принято именовать Минском-2.

Казахский президент также не упустил возможности напомнить, что уже предлагал выбрать свою страну в качестве переговорной площадки.

Во время начала конфликта на востоке Украины Назарбаев действительно рекламировал себя в качестве брокера как России и Украине, так и Западу, как до заключения первых минских договоренностей, так и после этого.

Перечисляя аргументы в пользу своей страны, он подчеркивал, что «Казахстан одинаково относится что к России, что к Украине», а себя называл «честным менеджером», который не поддерживает ни одну из сторон конфликта. Назарбаев также обозначал намерение не просто сыграть роль принимающей стороны, но и лично присоединиться к мирному процессу в качестве полноправного участника. В казахских СМИ появлялись утечки, что у главы государства есть свои идеи о том, как прекратить конфликт. На словах Назарбаев призывал Путина и Порошенко «лично, персонально встретиться, сесть за стол переговоров, найти компромисс, остановить все это», то есть решить конфликт, который он не переставал называть гражданским, с помощью двусторонних переговоров Москвы и Киева.

Назарбаев — старейший и самый опытный лидер на постсоветском пространстве, что придает его фигуре бесспорный авторитет. Казахстан участвовал в урегулировании других конфликтов на территории СНГ. Нет сомнений в том, что Путин и Порошенко были бы готовы воспринимать его в качестве независимого арбитра, но — в другой ситуации. Отказ от выбора Казахстана в качестве переговорной площадки по Донбассу имел изначально несколько веских аргументов.

Во-первых, важной причиной является то, что Минск географически удобнее для всех вовлеченных в мирный процесс сторон, чем Астана. Столица Белоруссии элементарно находится вблизи зоны конфликта, и в нее в случае необходимости могут быстро добраться все переговорщики, включая европейских.

Во-вторых, несмотря на союзное государство России и Белоруссии, Лукашенко были готовы видеть в качестве принимающей стороны как Путин, так и Порошенко. Более того, в тот момент президент Украины намного больше был заинтересован в расположении своего соседа, чем Назарбаева. Наконец, Лукашенко не навязывался в качестве участника переговоров и не выходил с предложениями, а довольствовался ролью гостеприимного хозяина, который, предоставляя свой дом гостям, в нужный момент выходит за дверь.

В-третьих, Россия рассматривает конфликт в Донбассе как результат вмешательства Запада во внутриукраинские дела, а не как «разборки» на постсоветском пространстве. Кремль в этом смысле не нуждался в посредниках ни в лице Назарбаева, ни в лице кого-либо еще из лидеров СНГ, в то время как президент Казахстана почти настаивал на своей активной посреднической функции. Для России переговоры по урегулированию конфликта — это переговоры между Киевом и представителями ДНР-ЛНР, в которых Москва, Берлин, Париж и, возможно, Вашингтон выступают в роли равных гарантов, которые создают стимулы для противоборствующих сторон к миру.

В-четвертых, учитывая совместный опыт имперского, а потом и советского прошлого, для восприятия мирного процесса имел немаловажное символические значение и тот факт, что переговоры по урегулированию конфликта между славянскими народами должны были проходить на территории славянской же страны, а не в находящемся в Средней Азии Казахстане.

Идея Трампа (?) и Назарбаева прочитывается не как перенос текущих переговорных форматов, например, Контактной группы на территорию другой страны. В этом нет ровно никакого смысла, и на это не согласится ни один из участников. Речь, по всей видимости, идет о создании совершенно нового переговорного формата, с участием США и России и в котором Казахстан видит себя принимающей стороной.

Однако, принимая во внимание существование нескольких форматов и треков по Донбассу, в том числе российско-американского между Волкером и Сурковым, данная идея, как кажется, могла бы представлять интерес для России, если бы речь шла о прямых переговорах Трампа и Путина и не только по Донбассу. Такие переговоры не только стали бы новым этапом в попытке урегулировать конфликт на востоке Украины, но и при благоприятном развитии событий могли бы перезапустить российско-американские отношения в целом. Между Кремлем и Белым домом сохраняются значительные противоречия относительно причин и сути противостояния в Донбассе и способов его преодоления. Однако сам факт встречи двух лидеров придал бы новую динамику мирному процессу, возможно, позволил бы наметить пути выхода из нынешнего тупика в Донбассе и остановить дальнейшую эскалацию в двухсторонних отношениях.

Мотивация Назарбаева здесь вполне понятна. Блестящим завершением политической карьеры старейшего лидера на постсоветском пространстве было бы получение Нобелевской премии мира, о чем он, как говорят, давно мечтает.

Трампа, как и Путина, может заинтересовать предложение начать новые переговоры по Донбассу по другой причине. Оно может использоваться в роли своеобразной индульгенции для администрации США перед враждебным к России истэблишментом наконец запустить более тесный диалог с Кремлем.

Попытки сразу начать такой диалог на высшем уровне, без предварительных сигналов об уступках со стороны российского руководства, сейчас могут быть представлены в Вашингтоне как разновидность предательства национальных интересов. Токсичность российской темы не позволяет Трампу выступить инициатором проведения переговоров с Путиным без достаточного основания. Зато с таким предложением может выступить Назарбаев, получая взамен помощи в организации саммита Путина и Трампа ореол миротворца. Не исключено, что расчетливый казахский лидер сейчас «продает» России и США именно этот товар.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

21 Июня 2018 Новости  Bloomberg: встреча Трампа и Путина может пройти до 11 июля Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп планируют встретиться в Европе в июле этого года. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источники. 20 Июня 2018 Новости  Как союзники США ответили на одностороннее повышение пошлин Евросоюз увеличит пошлины на ввоз некоторых товаров из США на общую сумму в 2,8€ млрд. Это стало ответной мерой после повышения Соединенными Штатами тарифов на ввоз стали и алюминия. Как на действия США отреагировали другие партнеры? 11 Июля 2018 Анонс
Саммит НАТО в Брюсселе
 Саммит НАТО в Брюсселе 11-12 июля в Брюсселе состоится саммит НАТО. Ранее саммиты НАТО проводились раз в два года, но, начиная с 2016 года, встречи альянса стали ежегодными. Саммиту предшествовали июньские двухдневные переговоры глав оборонных ведомств стран НАТО.

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".