Статья
1438 11 июня 2010 17:41

Назван возможный заказчик захвата Arctic Sea

Фигурант дела о захвате сухогруза Arctic Sea Дмитрий Савинс заявил, что преступление планировалось совершить ради выкупа, а заказчиком операции стал эстонский бизнесмен.

«Я не знаю, чем это подтвердить, но заказчиком был бизнесмен Эрик-Нийлес Кросс, живущий в Эстонии, бывший госчиновник. Он участвовал в различных проектах, связанных с нефтью и газом, строил пансионаты», - приводит агентство «Интерфакс» показания Савинса, данные на следствии, которые огласил в пятницу судья Мосгорсуда.

По словам, Савинса, преступление планировалось ради выкупа. Участникам захвата изначально предполагалось заплатить по 10 тысяч евро, а Савинсу как организатору - 100 тысяч евро. Затем сумму гонорара каждому подняли в два раза.

В показаниях подсудимого говорится, что Кросс профессиональный историк, автор нескольких монографий. Его отец - бывший диссидент. Следствие выяснило у Савинса, где живет предполагаемый заказчик.

Фигурант дела в своих показаниях указал, что раньше работал с Кроссом в одном офисе, хорошо знал его и бывал у него в гостях. Савинс заявил, что они с предполагаемым захватчиком были деловыми партнерами, но начался кризис, кончились средства и понадобились деньги.

По словам подсудимого, он и Кросс вместе подбирали будущих участников захвата. Савинс проводил с ними теоретические занятия. Была организована долгая подготовка и тренировки.

Из показаний Савинса следует, что в организации захвата помогали предприниматель из Германии Сергей Демченко и гражданин Израиля, проживающий в Эстонии, Алексей Керцбур.

Савинс сообщил следствию, что Кросс предложил ему стать организатором, зная о его морском опыте.

Подсудимый рассказал следствию подробности операции: как шла подготовка к захвату, как он был проведен. Савинс сообщил, что после захвата капитану Arctic Sea удалось выйти на связь с владельцем судна. В свою очередь захватчики связались с Кроссом. Он пообещал организовать эвакуацию, однако сделать этого не получилось.

Савинс сообщил, что он с корабля звонил хозяину судна и просил выкуп в размере 1,5 млн евро. Затем звонил в приемную страховой компании, которая обслуживала Arctic Sea. Там платить отказались.

Савинс сообщил, что захватчики планировали затопить судно, а сами эвакуироваться. Затем решили посадить судно на мель близ Гвинеи, освободить экипаж и скрыться. Однако были задержаны моряками с российского корабля «Ладный».

Между тем, по сообщениям из Таллина, предполагаемый заказчик захвата сухогруза Arctic Sea Эрик-Нийлес Кросс в 90-е годы прошлого столетия несколько лет возглавлял информационное бюро Эстонии - структуру, координирующую разведдеятельность страны.

Его отец, видный эстонский писатель, который неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию.

В последнее время Кросс выступает в эстонских СМИ в качестве эксперта по вопросам безопасности и внешней политики и, предположительно, занимается бизнесом.

По данным ряда эстонских СМИ, в 2007 году он консультировал Совет национальной безопасности Грузии и готовил эту страну к вступлению в НАТО, используя балтийский опыт.

По сведениям эстонских СМИ, Кросс является автором ряда книг, в том числе о «Лесных братьях» - бандформированиях, которые действовали в Эстонии после второй мировой войны.

Как ожидается, после представления материалов стороной защиты Савинса участники суда перейдут к прениям, где прокуратура попросит назначить суд срок наказания Савинсу. Затем суд удалится для вынесения приговора.

Напомним 17 мая, СКП РФ направил в суд уголовное дело в отношении Савинса, обвиняемого в нападении на судно Arctic Sea. Савинс обвиняется по статье «пиратство». По данным следствия, Савинс «является одним из участников организованной преступной группы, совершившей захват в ночь на 25 июля 2009 года сухогруза Arctic Sea с российским экипажем». В СКП отметили, что в ходе расследования Савинс полностью признал свою вину.

Следствие проверяет показания Савинса о том, что заказчиком похищения судна был эстонский предприниматель Эрик-Нийлес Кросс, сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

«В рамках уголовного дела в настоящее время исполняется ряд международно-правовых поручений», - подчеркнул Маркин.

Сам  Дмитрий Савинс заявил, что опасается за свою семью после того, как в суде прозвучали его показания о заказчике преступления.

«Заказчик был не просто государственным деятелем. На протяжении почти 10 лет он возглавлял разведслужбу Эстонии. Честно говоря, я испугался, когда в суде озвучили мои показания о нем», - сказал Савинс, выступая в Мосгорсуде с последним словом.

«Я получил жесткое недвусмысленное предупреждение от заказчика о том, что я закрыл себе дорогу в Европу. Мне страшно за свою семью, моей супруге поступают угрозы», - сказал он.

Савинс утверждает, что совершить преступление он согласился не ради денег. Незадолго до того, как он согласился участвовать в захвате, умерла его мать. По словам Савинса, он хотел «забыться».

«Заказчик оказывал давление, всем своим поведением он показывал, что потрачены огромные деньги, видимо не его» -  добавил он.

В его показаниях, данных на предварительном следствии, говорилось, что для подготовки захвата было израсходовано более 100 тысяч евро.

Савинс попросил у суда не наказывать его слишком строго. По его словам, считать, что его участие в преступлении, как организатора - отягчающее обстоятельство - неправильно. Он обратил внимание суда на то, что по его инициативе участники преступления не взяли с собой боевых патронов, а только резиновые пули, он организовал оказание медпомощи пострадавшим при захвате членов экипажа судна и трехразовое питание для них.

Савинс сообщил суду, что у него двое несовершеннолетних детей, один из которых родился, когда подсудимый уже находился в СИЗО.

В свою очередь органы правопорядка Эстонии заявили, что не нашли подтверждений заявлению обвиняемого российскими властями в захвате сухогруза Arctic Sea Дмитрия Савинса о причастности к пиратству предпринимателя и бывшего сотрудника спецслужб Эрика-Нийлес Кросса.

«Прокуратура и полиция безопасности проверили все связи Дмитрия Савинса с другими лицами, которые проходят по уголовному делу, связанному захватом сухогруза», - сказала журналистам ведущий прокурор Эстонии Лавли Лепп.

«Согласно имеющимся на сегодня данным по уголовному делу, мы не можем подтвердить причастность Эрика-Нийлеса Кросса к захвату Arctic Sea», - подчеркнула эстонский прокурор.


Это второе уголовное дело в отношении захватчиков сухогруза, которое было направленно в суд.

В мае Мосгорсуд вынес приговор одному из участников захвата сухогруза Arctic Sea - уроженцу Таллина Андрею Луневу, приговорив его к 5 годам строгого режима. Как сообщили тогда в пресс-службе суда, Лунев был признан виновным по статье 227 УК РФ - «пиратство».

Как сообщалось, сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с грузом пиломатериалов на сумму около $2 млн вышел 22 июля прошлого года из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) курсом в алжирский порт Беджайя, куда должен был прибыть 4 августа.

В конце июля с судном пропала связь, 18 августа сухогруз был обнаружен недалеко от Островов Зеленого Мыса. Оказалось, что судно было захвачено группой, в которую входили граждане Эстонии, Латвии и России. Вскоре после этого судно было освобождено моряками российского военного корабля «Ладный».

Arctic Sea долгое время отказывались принимать в порту приписки на Мальте, мотивируя это тем, что на судне находятся вооруженные люди - российские моряки.

По версии следствия, захват судна совершили восемь человек. При этом они действовали с четким распределением ролей под видом спецподразделения, заявили ранее в СКП РФ.

В настоящее время под арестом находятся еще пятеро предполагаемых захватчиков сухогруза: гражданин Эстонии Евгений Миронов, россиянин Дмитрий Бартенев, гражданин Латвии Виталий Лепин, а также Алексей Булеев, Игорь Борисов и Алексей Андрюшин, гражданство которых не установлено. Все они обвиняются в похищении человека и пиратстве.
 

Комментарии экспертов

В принципе, как и прогнозировали многие эксперты, когда история с «Арктик Си» ещё только начиналась, в этом деле вопросов гораздо больше, чем ответов. Судя по всему, даже если этот господин из Эстонии действительно нанимал бандитов, которые захватили судно, то вряд ли он является конечным выгодоприобретателем. Скорее всего, он был посредником.

В истории с «Арктик Си» очень много тёмных пятен. Остаётся непонятным вопрос: даже если организатором преступления и его сообщниками владел чисто корыстный мотив, почему они покусились на простой сухогруз, который возит достаточно дешёвый товар, а, скажем, не на какую-нибудь яхту с богатыми пассажирами, которых очень много в этих водах, или нефтяной танкер, за которой можно было попросить гораздо больший выкуп?

И суммы  20 тысяч евро для рядовых исполнителей и 200 тысяч для заказчика – в принципе, не очень серьёзны. И если пираты за такие или даже за большие деньги захватывают суда где-то возле побережья Сомали, они практически не рискуют. А захватывать судно в безопасных европейских водах, где риск на порядке выше, из-за 200 тысяч евро – это нонсенс.

Поэтому скорее всего в данном случае следствие будет продвигать нейтральную и согласованную версию, а о том, что на самом деле стояло за захватом этого сухогруза широкая публика никогда не узнает. Скорее всего, в этом замешаны спецслужбы либо каких-то конкретных государств, либо военных блоков.

Была версия, что Россия таким путём якобы поставляет оружие кому-то из стран-изгоев: либо в Палестину, либо в Иран. Но это всего лишь версия, фактической базы нет. А если нет фактической базы, вокруг этого можно очень долго спекулировать, но предположения так и останутся предположениями.

Есть некоторые факты, которые наводят на размышления. Почему они захватили достаточно дешёвое судно, хотя можно было взять более дорогое? Это настораживает. Но нет фактов, что судно везло какое-то оружие или секретные технологии. Мы об этом не узнаем. Об этом позаботятся как российские спецслужбы, так и зарубежные.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".