Названы 13 кризисных регионов
13 российских регионов входят в группу «кризисных» в связи с падением бюджетных доходов. Об этом сообщила директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Лариса Ерошкина.
Как передает ИТАР-ТАСС, эти данные Ерошкина привела на заседании региональной секции сообщества финансистов России, состоявшемся в полпредстве президента в Северо-Западном федеральном округе.
К «кризисным» регионам относятся Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Красноярский и Пермский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Кемеровская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Самарская и Челябинская области.
В наиболее трудном положении с бюджетными показателями находятся Челябинская и Кемеровская области, серьезно пострадавшие от резкого падения поступлений от налога на прибыль – на 90 и 88% соответственно, сообщила она.
Падение поступлений от налога на прибыль отмечают и в Северо-Западном округе. По данным заместителя окружного полпреда Евгения Лукьянова, за первые пять месяцев года они сократились на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
По словам Лукьянова, больше всех пострадали регионы-«доноры»: Петербург, Ленинградская и Вологодская области и Республика Коми.
Ситуация действительно достаточно предсказуемая, потому что речь идёт о налоговых поступлениях в бюджеты. Названные регионы - это как раз те регионы, которые в докризисное время в России были преимущественно на наполнении бюджета из собственных доходов, а не федеральных дотаций. Именно поэтому сейчас они оказались в гораздо более сложном положении, чем те регионы, которые традиционно относились к так называемым дотационным территориям, и раньше, и сейчас преимущественно получая федеральную помощь.
Что касается объёма падения налоговых сборов, то здесь сложность заключалась в том, что руководство этих регионов предприняло меры для сокращения своих расходов, и многие инвестиционные программы были урезаны и т.д. Но было очень трудно прогнозировать, насколько упадут налоговые поступления, поскольку падение производства и его продолжительность – это сложно прогнозируемые факторы. Поэтому было трудно рассчитать заранее. В экспертном сообществе тоже никто не может дать точных прогнозов.
Поэтому я думаю, что сейчас придётся в большей степени придерживаться стратегии сокращения издержек, кроме социальных расходов, которые, в случае необходимости, будут гарантированы за счёт федеральных субсидий. Поэтому первоочередные социальные расходы пострадать не должны.
Что же касается исправления общей ситуации, то здесь придётся всё-таки в большей степени надеяться на восстановление производства, потому что это всё регионы, где основные промышленные предприятия обеспечивали большую часть поступлений в бюджет. Поэтому именно программы по поддержке производителей будут востребованы.
Кроме того, будут очень востребованы программы по борьбе с безработицей, потому что серьёзное снижение производства – это не только снижение поступлений в бюджет за счёт налогов на прибыль, но это кроме того и рост числа безработных и сокращение рабочих мест. Поэтому здесь будут нужны региональные программы по поддержке людей и по социальным гарантиям с тем, чтобы не допустить каких-то осложнений социального плана.
Я могу сказать, что у них есть программы по поддержке производства. Есть даже варианты регионального протекционизма, программы типа «покупай кузбасское», «покупай пермское». Это то, что ориентирует потребителя на покупку товаров именно местного производителя, чтобы поддержать промышленность хоть в каком-то виде. И программы занятости тоже существуют практически во всех регионах: это и Пермский край, и Кемеровская область, и Самарская область, и Татарстан, и Челябинская область. Здесь есть программы, принятые ещё до того, как стали известны масштабы этих негативных явлений, связанных с промышленностью.
Региональные власти, конечно, пытаются как-то обеспечить занятость; может быть, переводить предприятия на неполную рабочую неделю, но не останавливать насовсем. Это важно, потому что здесь речь идёт о безработице в серьёзном масштабе, в масштабе всего региона (в случае, если не предпринять таких действий), потому что они держатся именно за счёт промышленности.
Если подводить итог, то в целом, к сожалению, именно промышленные регионы, более сильные, которые лучше себя чувствовали до кризиса, больше всех пострадали, и им труднее всего будет из этого кризиса выйти.