Комментарий
20 Февраля 2010 0:00

Не картон

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<div>С фильмом «Кандагар» (бюджет 7 миллионов долларов, сборы  в России за первые две недели проката  – 11 миллионов) происходят удивительные дела. Во-первых, это никакой не боевик, а арт-хаус, причем арт-хаус чрезвычайно  нелегкий для восприятия. Во-вторых, это первый патриотический арт-хаус (абстрагируясь от анимационного «Первого отряда»). В-третьих, это первый отечественный арт-хаус и едва ли не первый патриотический фильм, окупившийся в прокате, причем с лихвой и словно бы играючи. </div>
<div> </div>
<div>Реальная история семи (в фильме их пятеро) летчиков гражданской авиации, захваченных в 1995 году талибами с фактически контрабандными боеприпасами на борту, изрядное время протомившихся в плену, не раз лишь чудом избежавших как бесчинного убийства, так и публичной казни по законам шариата и в конце концов сумевших обезоружить охрану и, подняв в небо с заминированного аэродрома собственный самолет, благополучно улететь на нем в Абу-Даби , вполне могла бы стать фактической основой для настоящего боевика вроде американского «Энтеббе» (об успешном штурме  израильскими десантниками угандийского аэропорта, в котором покровительствуемые Сиди Амином террористы держали заложников).  </div>
<div> </div>
<div>Однако молодой режиссер Андрей Кавун (в его активе всего один, но тоже успешный фильм – истерн «Охота на пиранью») пошел по принципиально другому пути:  «война с ручной камеры» (что сейчас чрезвычайно популярно в Голливуде; вот-вот всех главных «Оскаров» отхватит Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури» про американских саперов в Ираке) – или даже вернее «массовая человеческая трагедия с ручной камеры». В схожей стилистике снят чисто арт-хаусный «Отрыв» Александра Миндадзе, – но его-то как раз широкая публика не заметила. А вот на «Кандагар» повалила валом. Вопрос: почему?  </div>
<div> </div>
<div>Звездный состав – Балуев, Машков, Панин – оно конечно, но кого сегодня удивишь, а главное, завлечешь таким составом? Да, к тому же, публика повалила на сугубо «мужской» фильм без малейшего намека на какую бы то ни было любовную интригу? Поразительный успех фильма объясняется, на мой взгляд, двумя причинами – чисто формальной и глубинно психологической (чтобы не сказать идеологической), - ну, и, разумеется, мастерством, с которым режиссер разыграл обе сознательно вытащенные им из стандартной колоды карты. </div>
<div> </div>
<div>Формальная причина: идеальное соответствие смутности, обрывочности, недоговоренности самой истории тем арт-хаусным стилистическим средствам, в которых она рассказана. Зрителю не то чтобы дают понять, но прямо-таки внушают: пусть мы не рассказываем вам всей правды (мы ее и сами не знаем), но вот неправды мы вам не рассказываем вовсе! Мы понимаем не всех персонажей, а только своих – «советских» (ну, постсоветских), тогда как Восток дело не только тонкое, но и темное.  </div>
<div> </div>
<div>Мы понимаем (чтобы ограничиться одним примером), что чувствует летчик гражданской  авиации, на которого наставили автомат, – но что побуждает ученого и  властного талиба выстрелить все-таки не в него, а в воздух, нам знать не дано. Отсюда, кстати, и пляшущая ручная камера, отсюда и заведомо приглушенная русская речь, в отличие от четко артикулируемой арабской (фильм снимался в Марокко, и афганцы в нем говорят по-арабски, что, с одной стороны, представляет собой условность, а с другой, придает фильму некий расширительный смысл – или не звучала арабская речь в Чечне, когда там практически ежедневно захватывали русских и иностранных заложников?)</div>
<div> </div>
<div>Психологическая (идеологическая) причина – четкая ориентация на национальные и исторические архетипы или, если угодно, стереотипы. Русские летчики проявляют «полонное терпение» (за которое в царской России жаловали дворянство); они пребывают в страшной растерянности и чувствуют себя покинутыми и преданными, понимая, что дипломатия канонерок не в отечественной традиции, а значит, никто за них воевать не станет; они, преодолевая личные дрязги, сплачиваются перед лицом опасности; они действуют быстро, решительно и самоотверженно, демонстрируя при этом (что тоже чрезвычайно важно) великолепную имперскую выучку. Империя отступила и, можно сказать, развалилась, а вот имперская выучка осталась. Финал фильма – героический захват самолета – это развернутая реализация пословицы про то, что русские запрягают медленно, а едут быстро. </div>
<div> </div>
<div>Отрадно, что появился такой фильм (после картонной «Девятой роты» и иже с ней). Отрадно, что его – во всей формальной сложности – принял зритель. Я бы, конечно, не назвал «Кандагар» великим фильмом – но это серьезный шаг в правильном направлении. В конце концов, великие фильмы так и рождаются (и, может быть, только так): мехи авангардистской формы наливают вином психологически точных национально-исторических (а в иных случаях, общечеловеческих) архетипов и стереотипов.  </div>
<div> </div>
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".