Статья
1686 16 июля 2014 11:04

Не поддаваться на провокации

На открывающемся сегодня внеочередном саммите ЕС может вновь встать вопрос об ужесточении санкций в отношении России, хотя единой позиции по этому вопросу нет.

Как минимум девять стран Евросоюза готовы голосовать на открывающемся в Брюсселе саммите ЕС против введения в отношении России новой волны санкций.

Так будет ли принят новый пакет санкций в отношении России или страны Европы на этот раз не пойдут на поводу у Вашингтона? На эти и другие вопросы мы попросили ответить президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова.

- Решится ли Европа на введение нового пакета санкций в отношении России или бизнес-интересы возьмут вверх, и ЕС пойдёт на самостоятельную игру в противовес позиции Вашингтона? 

- В ближайшее время сложно ожидать принятия официального пакета санкций по разным причинам. Одна из этих причин для нас не совсем утешительная. Состоит она в том, что пока санкции не утратили смысл как инструмент давления, они будут применяться. Если санкции уже вступают в силу, то угрожать ими становится уже невозможно. А ЕС, по моему мнению, стремится сохранить этот рычаг давления на нас на максимально возможный срок. И в этом смысле ситуация, когда санкции не принимаются, но разговор о них все время ведется, является очень раздражительной. Для России это неприятно, потому что речь идет о ситуации, когда Москву фактически шантажируют и оказывают на нее давление с целью влияния на ее политику, угрожая очередным витком санкций.

В этом смысле, когда санкции как фигура давления перестанут быть интересны, санкции как инструмент наказания все равно могут наступить.

- То есть отказ многих стран ЕС от санкций в отношении России - некая хитрая игра, и европейцы решают свои проблемы, оставляя себе поле для маневра?


-  Не совсем. Понятно, что многие европейские компании не заинтересованы в разрыве экономических связей, в потере рынков, и вряд ли будут участвовать официально в таких полномасштабных секторальных санкциях. Поэтому странам ЕС сложно будет выработать консолидированную общую позицию по этому вопросу. Тем не менее, можно ожидать, что отдельные страны будут проводить свою политику, и часть санкций де-факто реализуются, хотя называться таковыми не будут.

То есть подводная часть айсберга в этом плане может оказаться весьма существенной. Речь идет о решениях по инвестиционным проектам или доступности капиталов для российских компаний. Это неформальная часть, она, вероятнее всего, будет иметь место в любом случае.

-  Получается, что российская экономика в той или иной мере будет страдать?

- Российская экономика в той или иной степени этот режим неблагоприятствования будет чувствовать. Поэтому без изменения внутренней экономической политики вряд ли можно компенсировать этот ущерб.

- Есть какие-то последствия от санкций для наших компаний?


- После введения санкций, когда пошло обострение кризисных явлений, позиции российских компаний в рейтинговых агентствах понизились автоматически, это напрямую влияет на доступность и цену кредитных ресурсов. То есть последствия уже есть. Думаю, что какие-то инвестиционные проекты вполне могли быть поставлены на паузу, это вполне вероятно. Утечка капитала, о которой говорят в этой связи, наблюдалась, к сожалению, и до всяких украинских кризисов, фундаментально она имеет иные причины.

На сегодня влияние есть, но оно не очень сильное, тем более на фоне общих негативных тенденций и экономической стагнации.

- Все-таки назревает вопрос из сферы политики. Россия ведь по большому счету выполнила все требования Европы - отвела войска от украинской границы, выступает за переговорный процесс. Почему все-таки вопрос о санкциях продолжает обсуждаться?

-  Одного Крыма вполне достаточно для того, чтобы против России были введены санкции по довольно высокой планке. И это происходит по двум причинам, о которых я уже сказал. Первая состоит в том, что пока санкциями можно угрожать, влиять на позицию Москвы, этот рычаг будут использовать дальнейшими санкциями. И второе: безусловно, некоторые европейские страны не хотят выходить на следующий этап санкций, им это не выгодно. Но в принципе решения по Крыму вполне достаточно для того, чтобы все санкции, которыми нам сегодня угрожают, были реализованы в любом случае, даже независимо от того, что происходит на Донбассе.

Например, если ситуация на Украине как-то разрешится, например, в интересах Киева, и давить на Россию будет незачем, то пойдет обострение ситуации в Крыму, на которое Россия вынуждена будет реагировать. И это тоже будет поводом для очередного давления и выхода на очередной этап санкций.

- Часто можно услышать, что Европа сама страдает от введения санкций в отношении России. Ваше мнение на этот счет?


- Дело в том, что Россия обладает довольно крупным емким внутренним рынком, который в существенной степени заполняется именно европейской продукцией. Если речь пойдет даже о санкциях в стратегических отраслях, об ограничении поставок наукоемкой продукции в стратегических отраслях, в этом случае европейские компании тоже теряют довольно много, потому что многие из них присутствуют в технических отраслях. Можно говорить также об инфраструктурных проектах. Например, компания Total имеет серьезные инфраструктурные проекты в России. В космической отрасли компания Coles создает совместные предприятия с российскими космическими фирмами, она же поставляет оптику и некоторые другие оптические приборы для российской оборонки. Для немцев помимо автомобилестроения есть и другие стратегически важные отрасли.

Российский рынок сейчас предъявляет очень большой спрос на технологическое перевооружение, который существенной частью удовлетворяется немецкой продукцией.

И таких совместных проектов или рыночных ниш, занятых европейцами, в России достаточно много, эти потери европейцам будет нечем восполнить.

- Как будут развиваться наши отношения с европейцами в будущем с учетом всего происходящего?

- Я думаю, что при всей желательности и притягательности образа российско-европейского альянса или альянса России с лидерами Европы в лице Германии, Франции, Италии такой сценарий нереалистичен. Должна произойти какая-то геополитическая революция, чтобы это стало возможным.

Лучшее, на что мы можем рассчитывать, это некая позиция здравого смысла, состоящая в том, чтобы не привязывать уровень двусторонних отношений к развитию ситуации на Украине.

На самом деле, Украина – это тонущий корабль, и привязывать себя к нему, в смысле перспективы своих отношений с Германией, Францией, с другими европейскими лидерами, в высшей степени неразумно. Причем это тонущий корабль, независимо от желания России или США. На Украине происходит просто внутренний раскол и имеет место серьезный системный кризис, который в любом случае будет генерировать нестабильность внутри и вокруг себя.

Поэтому сейчас надо попытаться продвинуть позицию здравого смысла, чтобы эта нестабильность не проецировалась на общеевропейскую архитектуру. Но рассчитывать на выход европейцев из-под американского зонтика или на какой-то альянс с Москвой не вижу никаких оснований.

Лина Вискушенко, специально для «Актуальных комментариев».

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".