Статья
13 Апреля 2011 22:06

Не прислоняться

Герой этой документальной книги перевез миллионы людей, доставал "тела" из-под вагонов, вышел из множества нештатных ситуаций и т.д.

Комментарии экспертов
<p>Есть книги, которые созданы для вполне определенной людей определенной профессии, размера заработка или жителей конкретной местности. На худой конец, для путешественников. Зачем вам путеводитель по Венеции, если вы эту самую Венецию вместе со всеми ее каналами и могилой Бродского, никогда не видели и в общем-то туда не собираетесь? Очевидно, что такая книга вам совершенно не нужна.</p>
<p>Аудитория новой книги Олега Дивова, правда, гораздо шире, чем круг любителей Венеции. Все-таки, количество российских туристов в Италии гораздо меньше, чем количество москвичей, которые ежедневно ездят в метро. Но, в сравнении с общероссийской все-таки крайне невелика.</p>
<p>Большинство москвичей спускаются в подземку не для того, чтобы следить за забавной жизнью его обитателей, а для гораздо более частной задачи — проехать из пункта А в пункт Б. Тем кто в Москве не живет эта книга будет вообще не нужна: для того, чтобы читать про «выхинский эффект» и ужасаться ему, надо хотя бы немного представлять себе московские транспортные потоки, да и географию столицы знать желательно. А проводить какие-то аналогии без особых знаний об устройстве своего метро тоже не получится.</p>
<p>Есть надежда на поддержку поклонников Дивова, но вклад фантаста в эту книгу был невелик: он просто литературно обработал записки-жж Макса Рублева, человека ,уже много лет работающего «погонщиком ежей» (то есть машинистом поездов ЕЖ3, тех самых, голубеньких)и известного в ЖЖ как metroelf. Причем, судя по постам, определенный стиль у Метроэльфа был и до знакомства с Дивовым. Так что понять, в чем заключалась деятельность автора «Выбраковки» тяжело.</p>
<p>Впрочем, давайте вернемся к самой книге. Каждое утро я слышу на эскалаторе пафосные напоминания о том какая сложная техническая система метро, пару раз в неделю читаю про очередного самоубийцу, рухнувшего на пути и тем самым парализовавшим движение, но при этом постоянно нарушаю простейшие правила езды.</p>
<p>Собственно, основная польза от книги Дивова и Метроэльфа именно в том, что она напоминает нам, пассажирам, простейшие правила нахождения в метро, например, что не стоит держать двери вагонов поездов. Или, что не стоит надеяться, что машинисту на Китай-городе будет дело до вашей застрявшей куртки (для питерцев и прочих не ездящих в метрополитене им. Ленина комментирую, что выход на этой станции на сторону противоположную обычной) и ехать вам до конца ветки (или оставлять клочки одежды в дверях). Или почему нельзя уезжать с вагоном в депо. Наконец, вы узнаете, чем чреваты для вашей безопасности газеты, мило оставленные на скамейке метро до следующего читателя.</p>
<p>Наконец, в книге есть замечательная глава «Фарш невозможно провернуть назад», где подробно рассмотрен вопрос о самоубийствах в метро. Тут, разумеется, нет четких советов по уходу из жизни (а то книжку бы быстро изъяли), но зато подробно объяснено, чего делать не стоит и как по минимуму испортить жизнь всем остальным пассажирам.</p>
<p>Кстати, вы знаете, что в Москве есть только одна станция, на которой нельзя бесплатно перейти на противоположную сторону? И она располагается именно на описанной Таганско-Краснопресненской ветке.</p>
<p><strong>Олег Дивов, Макс Рублев, «Не прислоняться. Правда о метро», М.: Эксмо, 2011,- 320 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".