Статья
3017 14 сентября 2012 9:14

Не соответствует действительности

Европейский парламент принял критическую резолюцию, в которой отметил резкое ухудшение ситуации с правами человека в России за последние несколько месяцев.

В резолюции под названием «О политическом использовании правосудия в России» выражена озабоченность принятием ряда законов, которые, по мнению депутатов Европарламента, «могут быть использованы для дальнейшего ограничения оппозиции и гражданского общества, свободы выражения мнений и свободы собраний».

В документе перечислены случаи, которые, как считают члены ассамблеи ЕС, говорят об использовании правосудия в политических целях.

В частности, упомянуты вынесение приговора членам панк-группы Pussy Riot, расследование о предполагаемом нарушении закона депутатом Думы Геннадием Гудковым, предъявление обвинений участникам демонстрации в Москве, возбуждение уголовных дел в отношении оппозиционеров, передает «Интерфакс»

Любая резолюция, как известно, носит рекомендательный характер, но вполне вероятно, с учетом возрастающей в последнее время критики Запада и Европы в отношении России, данный документ может расцениться как вмешательство во внутренние дела.

Впрочем, реакция российских властей оказалась довольно спокойной. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил накануне, что Россия не согласна с резолюцией Европарламента по ситуации с правами человека в России.

«Это - резолюция, с которой мы не можем согласиться, - сказал он. - Точно неизвестно, о каких источниках информации идет речь и на каком именно анализе основывались евродепутаты, принимая подобную резолюцию», передает ИТАР-ТАСС.

По мнению Пескова, «эти источники информации неправдоподобны, а их анализ не соответствует действительности». 

Однако в Госдуме и в «Единой России» отнеслись к резолюции Европарламента жестче. 

На фоне молчаливого согласия по «делу ветерана Кононова», резолюция Европейского парламента по России еще больше вскрывает двойственность стандартов этого органа. Об этом заявила в четверг председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, комментируя резолюцию.

«Резолюция Европейского парламента уж больно созвучна с риторикой г-жи Клинтон, которая, даже не стесняясь, как-то заявила о том, что Россия должна заплатить за свою позицию, - заметила депутат. - Правда, у европарламентариев речь идет уже о «давлении» на нашу страну. Но и в том, и в другом случае используется недопустимая форма изложения претензий, наблюдается неуважение суверенных прав народов и государств, нарушение элементарных принципов демократии».

«Получается, что в представлении Европарламента должностные злоупотребления, торговля наркотиками, хулиганство, нарушение общественного порядка – это все демократия? Странное видение. Уверена, что простые граждане Евросоюза думают иначе. Потому, что для каждого человека, независимо от того, где он проживает, чрезвычайно важным является уважение по отношению к нему, его личная и общественная безопасность. И государство обязано думать о своих гражданах и защищать их интересы», - подчеркнула Яровая порталу «Единой России».

Заявления представителей Европарламента об усилении давления на Россию для достижения тех или иных политических целей европейских стран являются недопустимыми и некорректными. Об этом со своей стороны заявил член генсовета «Единой России», первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.

«Реакция Европарламента удивляет, с одной стороны, своей обширностью, с другой стороны, такой же обширной некомпетентностью. Довольно странно слышать от представителей европейских государств некоторые речи. В частности, их обеспокоенность по поводу принятия в России некоторых законов. Учитывая сделанные ранее заявления, речь, видимо, идет об ужесточении административной ответственности за нарушения в ходе массовых мероприятий и законодательстве в отношении НКО, финансируемых из-за рубежа», - заметил он.

Бурматов подчеркнул, что евродепутатами почему-то эти законы были восприняты как наступление на свободу слова и оппозицию: «Но напомню своим коллегам, что законопроекты, касающиеся и НКО и ответственности за нарушение общественного порядка на массовых акциях, мы в хорошем смысле списали у них. Может быть, введя не такие жестокие санкции за нарушения, как у них, не такую суровую ответственность, как у них, и не такие большие штрафы, какие взимаются у них, и более простую процедуру согласования мероприятий, нежели в европейских странах. Но мы в буквальном смысле слова перенимали опыт в этих сферах у наших иностранных коллег», - цитирует Бурматова сайт «Единой России».

Критика по этому поводу вызывает двоякую реакцию, добавил парламентарий. Либо евродепутаты не читали законы собственных государств, либо в отношении России было необходимо принять политизированное решение, и логика, и здравый смысл в данном случае ушли на второй план в угоду конъюнктурным политическим интересам, уточнил он.

«Я не склонен подозревать коллег в глупости, поэтому отметаю первый вариант и с сожалением констатирую, что господа евродепутаты были вынуждены пойти на принятие именно такой резолюции исходя из политических целей, а именно той части резолюции, которая призывает оказывать давление на Россию, пожертвовав здравым смыслом», - сказал Бурматов.

Такое впечатление, по его словам, производят и другие претензии: «Умиляет очаровательная попытка поставить господина Гудкова в один ряд с Pussy Riot. Мне кажется, это не совсем правильно, хотя у многих c этической точки зрения эти персонажи и их действия действительно могут вызывать сходную реакцию. Но с точки зрения юридической и правовой они совершили совершенно разные деяния и несут или понесут различные адекватные наказания. Pussy Riot отбывают срок за хулиганство, и сроки за аналогичные нарушения во многих европейских странах намного выше. А господин Гудков будет, очевидно, лишен мандата за совмещение предпринимательской деятельности и работы в Госдуме».

«Впрочем, отрадно, что хотя бы среди депутатов Европарламента Гудков смог найти поддержку, при этом также удивительно, что где-то нашлись люди, которые искренне полагают, что гибралтарский офшор, фирмы-прокладки в Болгарии, активное занятие бизнесом и лоббирование интересов своих предприятий в статусе зампреда профильного комитета – это норма. Но если это является нормой для депутатов Европарламента, которые голосовали за резолюцию, то совсем не значит, что это будет нормой для российского парламента. Мы дорожим своей репутацией и чистотой наших рядов, видимо, чуть больше, чем наши европейские коллеги», - подчеркнул Бурматов.

В связи с заявлениями, сделанными евродепутатами, и особенно призывом усилить давление на Россию, он напомнил, что «Россия – суверенное государство, самостоятельно определяющее внутреннюю и внешнюю политику, что у нас работают законы, аналогичные тем, которые действуют в большинстве европейских стран». «Собственно, мы и являемся европейцами с точки зрения правовой культуры. В этом смысле любые подобные заявления о давлении на нас мне кажутся недопустимыми и некорректными. Особенно диковато звучат заявления о нарушении прав человека в России в то время как, например, Франция, наплевав на эти права и международное законодательство, проводит операцию в Ливии, чему мы были свидетелями совсем недавно», - сказал Бурматов.

«Полагаю, евродепутатам стоит обратить внимание на действия стран, которые они представляют или которым близки по крайней мере географически, и прежде убрать многочисленные бревна из собственных глаз, прежде чем искать соринки в чужих», - заключил он. 

Никакого ухудшения ситуации с правами человека в России не произошло, заявил в свою очередь депутат Госдумы, политолог Вячеслав Никонов.

«Европарламент никакого отношения к России не имеет, поэтому его решение чисто факультативное, и не должно восприниматься серьезно», - сказал Никонов порталу «Единой России». По его словам, эта резолюция идет от настроения, сформированного оппозицией, «которая туда больше вхожа, чем представители российской власти».

«Россия не будет менять законы ни под чьим влиянием. К тому же Госдума не приняла ни одного непопулярного закона, все инициативы отражают доминирующее настроение в стране», - подчеркнул депутат. 

Комментарии экспертов

Резолюция Европарламента по правам человека в России по ряду причин никак не повлияет на характер отношений между Москвой и ЕС.

Во-первых, нужно учитывать, что все резолюции Европарламента носят сугубо декларативный характер. Никакими правами в области законодательной деятельности он не обладает и влияния на исполнительные полномочия органов Европейского союза не имеет. Это сугубо представительная структура с ограниченным объемом полномочий. Во-вторых, нужно понимать, что даже если ассоциировать мнение Европарламента с мнением Европейского союза, все-таки отношения между Россией и Европарламентом строятся не напрямую с Брюсселем, а часто через европейские столицы, в частности Берлин и Париж.

Достаточно посмотреть содержание последнего саммита России и Европейского союза, в котором Путин уже как президент впервые принял участие после перерыва с 2008 года. Там ничего конкретного принято не было.

В то же время Путин, когда ездил в Германию и во Францию, уже подготовил ряд содержательных инициатив. В частности, во Франции речь идет о подготовке в Россию визита Франсуа Олланда. И под этот визит будет разрабатываться целый ряд двусторонних соглашений, которые расширят связи между Москвой и Парижем. Более того, если посмотреть в целом на характер российско-французских связей сейчас, то мы увидим, что они развиваются по целому ряду направлений, в частности, по военно-технической линии, по энергетике, в области финансов, в области торговли. Ничего подобного столь масштабного у нас в отношениях с Европейским союзом нет сейчас. Поэтому это тоже сказывается на ослаблении потенциала подобных резолюций.

Что касается значимости резолюции, то можно сказать, что она частично ассоциируется с мнением официального Брюсселя, то есть Европейской комиссии, но как-то повлиять серьезно на диалог резолюция не сможет. Это заявление даже не руководителей всех стран Европейского союза и не Европейской комиссии. И может быть, это было сделано специально, чтобы избежать возможного охлаждения в диалоге. Да, на это заявление последует реакция, но как-то отягчить взаимодействие эта резолюция не сможет и о ней могут забыть к предстоящему саммиту Россия – ЕС.

Что касается политики двойных стандартов, то эта резолюция демонстрирует как раз двойной стандарт в позиции Европейского союза. Но это общепринятая международная практика.

Все государства мира применяют двойные стандарты в своей внешней политике. Достаточно привести в пример США. Например, до недавнего времени Узбекистан воспринимался Соединенными Штатами как государство, в котором жестко нарушаются права человека. И не просто нарушаются, а именно в жесткой форме осуществляются нарушения установленных западными государствами прав человека и гражданских свобод.

Сейчас Узбекистан из списка стран, нарушающих гражданские свободы, выведен, его оттуда убрали распоряжением государственного секретаря Хиллари Клинтон. Это было сделано не потому, что режим Ислама Каримова так вдруг стал демократическим и западным, а потому что у США возникли возможности расширить военное сотрудничество с Узбекистаном, в том числе в контексте выхода Узбекистана из ОДКБ. Вот вам, пожалуйста, классический двойной стандарт.

Применение двойных стандартов необходимо для того, чтобы надавить на те государства, которые по ряду причин являются не дружественными и для того, чтобы поддержать те страны, которые входят в число партнеров.

Вот такая комплексная система. Она прикрывается определенной политической риторикой, но политика двойных стандартов существует с момента появления международных отношений в их классической форме.

Критическая резолюция Европарламента - обычное явление, инициированное рядом европейских политиков, которые строят свою карьеру, свою деятельность, основываясь на критике России. Есть и доклады ряда международных организаций, Государственного департамента Соединенных Штатов Америки, где жесткой критике подвергается ситуация с правами человека в России. 

Конечно, здесь просматривается политика двойных стандартов. Естественно, ситуация с правами человека в России не идеальная. Об этом постоянно говорят и российские правозащитники, публикуется информация в российской прессе. Так что европейцы никакой Америки не открывают. 

С другой стороны, некоторые вопросы в их докладе преподносятся достаточно тенденциозно и предвзято. В частности, это касается ситуации с Pussy Riot. Приговор им вынесен достаточно жесткий, но в то же время нельзя идеализировать этих девушек. Они действительно совершили шаг оскорбительный по отношению к верующим, который вызвал большое возмущение и верующих, и представителей общественности. И позиция европейцев не учитывает мнения российской общественности. 

Конечно, такие резолюции не приводят к нарушению дипломатических отношений. Скорее, они просто традиционны. Я считаю, что большую активность должны проявлять сами российские правозащитники. То есть эти критические посылы должны больше исходить не извне, а от самих российских общественников – от уполномоченного по правам человека, от Общественной палаты, от Совета по правам человека при президенте. И если эти вопросы будут ставиться объективно, с такой конструктивной критикой, с предложениями, как эту ситуацию исправить, мне кажется, что российские власти вынуждены будут к этой критике прислушаться и реагировать. Пока общественники пассивны.  

Никаких санкций против России приниматься не будет. Резолюция, о которой мы говорим - это оценочный критический документ.

Безусловно, на его основе может идти работа и дальше. А вот общественное мнение относительно состояния демократии в России - это важнее, потому что это может иметь воздействие, например, на позиции инвесторов, на то, как они готовы или не готовы вкладывать деньги в российские проекты и т.д.

В дальнейшем те или иные страны могут инициировать свои национальные меры в продолжении этой критики. Но если, например, в Европарламент будет внесена предложенная резолюция, которая не просто будет осуждать российскую практику, а потребует внесения каких-либо санкций, то такой вариант, конечно, не пройдет. Многие из европейских стран по-прежнему весьма заинтересованы в контактах с Россией, в бизнес-контактах, деловых контактах, они постараются вот этот практический урон, практический ущерб как-то сократить.

Но ничего хорошего в таких документах все равно нет, потому что образ России как страны беззакония нам совершенно невыгоден. Конечно, с этим надо что-то делать самостоятельно, а прямых санкций, карательных мер ожидать не стоит.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".