Не только Эдгар По
Произведения, написанные под влиянием творчества Эдгара По: "эдгаровские" сюжеты, "эдгаровские" подробности неправдоподобного, "эдгаровская" мистика.
Те, кто внимательно следит за рынком видеоигр, должны были уже оценить новый появившийся survival horror из серии Silent Hill. Для всех прочих скажу, что это — классический пример ужастика, в котором боятся по существу нечего. Монстры в «Холме...» по определению внушаю меньший ужас, чем скажем в том же «Doomе», да и встречаются реже, но при этом игра не в пример страшнее, поскольку заставляет боятся не конкретной расчлененки, а самого страха.
Возможно, это звучит слишком самонадеянно и амбициозно, но родоначальником такого рода подхода к ужасу является не Орэс Уолпол с его «Замком Отранто» (как считается, первым готическим романом), а Эдгар По с его первым опытом ужаса перед чем-то неведомым. Но в отличие от своего специфического последователя Говарда Лафкрафта, Эдгар По заставлял испытывать страх перед таинственными, но постижимыми человеческим умом вещами. Если грубо, в этом и есть разница между триллером и романом ужасов — момент мистического непознаваемого. Непонятное имеет право на существование, непознаваемое — нет.
Заложенная Эдгаром По традиция, впрочем, имела не только своих последователей, но и создана была автором «Ворона» не с нуля. В новом сборнике «Рипол классик» составители попытались собрать под одной обложкой все, что, так или иначе, касается традиции зарождения классического психологического триллера: от Жана Ришмена и Проспера Мериме до Гилберта Честертона.
Причём связи с По могут быть не столько прямые, «контактные». Ну, например и японец Рюноскэ и русский Александр Грин связаны с По скорее культурными узами специфического пространства «заимствований» у актуальной им европейской культуры, нежели прямым контактам с первоисточником.
В любом случае, «Не только Эдгар По» должен быть востребован читателями в силу культурной близости даже больше, чем вышедший до этого в серии «Не только Шерлок Холмс».
«Не только Эдгар По. Улица Морг, д.1», сборник; М.: Рипол Классик, 2010 — 432 с.