Комментарий
1172 20 апреля 2011 10:21

Неформальная формальность

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

В третий раз правительство отчитывается перед Государственной Думой. С одной стороны - всего лишь. А с другой - уже. Хоть небольшая, но все же традиция. И, стало быть, есть основание о ней поразмышлять. Подвести, в определенном смысле, промежуточный итог.

Первое, что  важно отметить, это несомненное - благодаря конституционной поправке - расширение прав и полномочий нижней палаты российского парламента. В принципе, у Госдумы есть той же конституцией прописанное право в любой момент выразить свое отношение к деятельности правительства. А именно - в виде вотума недоверия.

Так-то оно так. Но есть нюансы.

Дело в том, что данное право конституцией же поставлено в прямую зависимость от конкретного политического расклада. Такой вотум возможен только при наличии  в Госдуме консолидированной оппозиции, способной собрать 50% плюс один голос. А для того, чтобы побудить президента решать, что делать: увольнять правительство или распускать эту самую «недоверчивую» думу, ей необходимо в течение последующих трех месяцев этот вотум повторить.

Понятное дело, что в условиях, когда правящая партия «Единая Россия» прочно контролирует конституционное большинство, ни о чем подобном наша далеко к тому же не консолидированная оппозиция не может даже и мечтать. Но с 2009 года благодаря этой самой правящей партии, поддержавшей президентскую поправку, за оппозицией конкретно, и за Госдумой в целом закрепляется право каждую весну выносить официальное постановление  по отчету правительства о деятельности за прошедший год.

Опять же, в нынешней ситуации, когда премьер является председателем правящей партии, и правительство в целом пользуется поддержкой единороссов, ежегодный отчет может казаться чистой формальностью. С той точки зрения, что результат голосования предсказуем. Предположим. Однако и тут имеются свои и весьма существенные нюансы. Например, такой.

Нынешний отчет правительства приходится на фактически уже начавшуюся думскую избирательную кампанию. И у фракции большинства, и у фракций оппозиции есть прямая необходимость позиционировать себя перед избирателем по отношению к правительственному отчету выигрышным образом. Отсюда и разность задач.

Для оппозиции это вроде бы означает, что градус критичности должен быть максимально высоким. И потому можно ожидать, что не только коммунисты, но жириновцы и эсеры так же попытаются нажить на критике правительства в целом, и премьера в частности дополнительные политические дивиденды.

Но, с другой стороны, та же оппозиция в этой вроде бы очевидной игре «на понижение» должна учитывать фактор высокой популярности премьера. И очень может статься, что неумеренные на него «наезды» со стороны Жириновского или в недавнем прошлом «мироновцев» не только не привлекут к ним новый электорат, но и отторгнут какую-то часть прежнего.

А это означает некий мало кем предвиденный парадокс. На старте избирательной кампании, когда по всем законам пиара любого цвета вроде бы нужно чернить на чем свет стоит всех оппонентов, чтобы самим предстать «белыми и пушистыми», оппозиционерам придется отнестись к правительственному отчету не как к пиар-поводу. А как к поводу предъявить обществу объективную, аргументированную и конструктивную критику.

То есть по сути эта вроде бы формальная процедура превращается из сверху спущенной «халявы» (типа - «гуляй рванина» раз в году) в очень непростой тест для оппозиции. Тест на серьезность, вменяемость и системность. Не в картельно-лоялистском, а в государственно-патриотическом смысле.

С другой стороны, и перед фракцией партии большинства встает нетривиальная задача. Понятно, что ей на роду написано отчет правительства в целом поддержать и одобрить. Но вот чего «Единая Россия» ни в коем случае себе позволить не может особенно накануне думских выборов, так это чисто ритуального «одобрямса». Стало быть, было бы логично ожидать именно от единороссов вдумчивого анализа и серьезного разбора того, что сделано. С предложениями как дальше делать дело еще эффективнее и результативнее для всех.

Если этот предвыборный отчет правительства пройдет именно в таком ключе, то глядишь, у думцев установится традиция и к каждому последующему относиться, что называется, «по гамбургскому счету». Ко всеобщему, между прочим, выигрышу.

Леонид Поляков, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".