Неформат
литературный критикВиктор ТопоровНа встрече с интеллигентными молодыми читателями задали мне вопрос о литературной премии «Неформат».
Я не имею к ней никакого отношения и мало что про эту премию знаю. Созданная в противовес «Дебюту» (и вроде бы чуть ли не теми же самыми людьми), премия призвана поощрять произведения молодых писателей, так или иначе, не укладывающиеся в традиционные рамки — жанровые, стилистические и прочее. Проще говоря, произведения, не вписывающиеся в формат, — отсюда и полемическое название «анти-дебютной» премии.
И, хотя такие понятия как «формат», «жанр», да и сами по себе «традиционные рамки» с трудом поддаются определению, всем на самом деле более-менее ясно, что это такое.
Не ясно другое — и на размышления об этом меня и натолкнул читательский вопрос.
Что такое формат, понятно.
Что такое неформат, тоже понятно.
За форматные произведения дают премию «Дебют».
За неформатные — «Неформат».
А вот каким должно быть произведение, премируемое «Неформатом», — самым форматным из неформатных или, наоборот, самым вопиюще неформатным из неформатных?
Кто побеждает на конкурсе лилипутов — самый «высокий» или, наоборот, самый миниатюрный?
А, допустим, на конкурсе «Тупой, еще тупее» — самый тупой или все-таки самый «умный»?
Вопрос не праздный, и ответ на него я ищу далеко не впервые.
Лет пятнадцать назад учредили литературную премию «Антибукер». Все годы ее существования я входил в состав жюри. И на первом же заседании обратился к коллегам с вопросом: а что, собственно говоря, мы затеяли?
Планируем ли мы создать альтернативный «Букер» — то есть принципиально ту же премию, только несколько «улучшенную и облагороженную» частичным изменением правил и, естественно, возведением людей честных, ответственных, объективных и т.д. и т.п. (кто ж скупится на комплименты самому себе) в ранг членов оргкомитета и несменяемого жюри?
Или же мы хотим создать нечто по-настоящему новое; такой «Антибукер», который был бы не просто лучше «Букера», но и самим фактом своего появления как бы дезавуировал прежнюю премию раз и навсегда?
Я так и не получил вразумительного ответа.
«Антибукер» же на практике пошел по третьему пути: в отличие от «Букера», он обзавелся множеством номинаций (число их из года в год возрастало), однако в каждой из них царил типично букеровский стиль со всеми его здесь не только не преодоленными, но и усугубленными изъянами.
А лет семь назад входил я в жюри международного кинофестиваля «Чистые грезы» (он же «Дебоширфест»), представляющего собой заведомо хулиганское детище актера и режиссера Александра Баширова. Фестиваль-то (он проводится в Петербурге) хулиганский, но фильмы на него привозят серьезные, да и жюри собирается компетентное и ответственное. В тот год оно долго выбирало между «Постельными сценами» Кирилла Серебрянникова (уже знаменитого, хотя и не так, как сейчас) и «Гололедом» Михаила Брашинского, уже получившим Гран-при на фестивале в Ханты-Мансийске. Но тут взял слово я:
— Что такое «Дебоширфест»? Кинофестиваль класса «Б» или антифестиваль? Если антифестиваль, то и присуждать главный приз следует антифильму!
Так мы в итоге и порешили. Главный приз достался остро талантливой, но откровенно хулиганской, на грани порнографии, картине с исполнителями-дилетантами.
И вот теперь «Неформат» для «детей».
И литературная премия «НОС» — тот же «Неформат», но для «взрослых».
И, наконец, Московский Международный Кинофестиваль...
Хорошо еще, что ни к одному из этих благородных начинаний я не имею ни малейшего отношения!