Статья
9213 12 февраля 2010 20:45

Нефть для Белоруссии

Госдума ратифицировала протокол соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов из России в Белоруссию, который поступил в нижнюю палату парламента от правительства РФ. 

В соответствии с документом, объем внутреннего потребления российской нефти в Белоруссии на каждый текущий год корректируется до 1 октября с учетом фактического изменения добычи сырья, производства и потребления нефтепродуктов в республике, передает «Интерфакс». Также принимаются во внимание объемы и номенклатура нефтепродуктов, выработанных из российской нефти в давальческом режиме и ввезенных в РФ.

Объем внутреннего потребления российской нефти в Белоруссии на последующие годы согласовывается компетентными органами - министерством энергетики РФ, министерством экономики Белоруссии и государственным концерном по нефти и химии «Белнефтехим» - до 1 октября каждого текущего года.

В протоколе также говорится, что таможенные органы двух государств до 1 марта 2010 года должны заключить соглашение о порядке обмена информацией об экспорте нефти с территории Белоруссии в третьи страны.

В текущем году беспошлинно в Белоруссию поставляется 6,3 млн тонн нефти, остальные 15,2 млн тонн из балансовых 21,5 млн тонн - с включением в цену 100% пошлины.

Протокол к межправсоглашению от января 2007 года об условиях торговли нефтью был подписан в Москве 27 января 2010 года.

В 2007-2009 годах нефть поставлялась в Белоруссию с включением в цену экспортной спецпошлины (в 2009 году - 35,6% стандартной экспортной пошлины), которая представляла собой стоимостной эквивалент передаваемых в российский бюджет белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты (85% в 2009 году), размер которых соответствовал российскому уровню.

Как отметил ранее спикер нижней палаты Борис Грызлов, по данному вопросу долго шли переговоры, тем не менее стороны, пришли к пониманию того, как будут обеспечиваться поставки. По мнению Грызлова, главным в данном соглашении является то, что объемы нефти и нефтепродуктов, которые необходимы Белоруссии для внутреннего потребления, будут поставляться без таможенной вывозной пошлины. «Это очень важно для нас, это поддержка наших друзей, соратников по союзному государству», - подчеркнул он.

Спикер добавил, что объемы поставляемой нефти и нефтепродуктов, которые нужны «свыше объемов для внутреннего потребления», будут поставляться в рамках таможенных пошлин, которые действуют при поставках в другие страны.

Между тем белорусская сторона считала невозможными экспортные пошлины внутри создаваемого Таможенного союза и соглашалась на продление в первом полугодии 2010 года прошлогодних условий поставки, то есть с понижающим коэффициентом к стандартной российской экспортной пошлине на нефть. С учетом планируемого создания с 1 июля 2010 года единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана, Минск рассчитывал на полную отмену российских экспортных пошлин на нефть с этой даты.

Комментарии экспертов

Несмотря на достаточную жесткость переговоров, энергетический конфликт невыгоден сторонам. В случае его возникновения, обе страны поставят под удар стратегические проекты.

Уже весной 2010 года (предположительно - с 1 апреля) «Газпром» рассчитывает начать строительство Nord Stream. В случае проблем с транзитом энергоносителей газовая монополия может спровоцировать очередную атаку на стратегический проект, которую традиционно «разгоняют» основные транзитеры российского сырья на североевропейском направлении. К ним относятся страны Прибалтики и Польша.

Белоруссии также не выгодно переводит противостояние с Москвой в открытый конфликт. Предыдущий демарш Минска в 2007 году (многократное увеличение транзитной пошлины) активизировал строительство РФ обходных маршрутов – нефтепровода БТС-2 и газопровода Nord Stream. В случае очередного конфликта Белоруссия может спровоцировать активное продвижение Москвой проектов и поставить крест на белорусско-российских стратегических инициативах. К последним относится проект расширения газопровода «Ямал - Европа».


Вывозные ставки на нефть определяются новыми условиями Таможенного союза. В документах о его учреждении четко прописано, кто что делает, кто что получает, и как распределяется прибыль. Те товары, которые обращаются внутри союза, поставляются беспошлинно, но если что-то выходит за его пределы – здесь действуют другие правила, и мы не можем нарушать только что созданные механизмы.
Какого-то разочарования здесь не должно быть ни с одной сторон. Существует старый принцип – «nothing personal, just business». Это бизнес, это деньги. Да, МВФ оценил эти потери в 2 миллиарда, т.е.  на 2 миллиарда долларов Россия многие годы субсидировала белорусскую экономику по одной только нефти.

Но при этом мы видим, что Белоруссия по уровню жизни оказывается впереди России. Справедливо ли это? Надо отдать должное, белорусы достаточно много поработали над  модернизацией своей экономики. Деньги, которые получали от России, они использовали с толком. В результате стоимость молока – намного ниже, чем в России, и они могут себе позволить демпинговать.  Их бюджет субсидировал демпинговые цены для белорусских производителей, и российские производители молока в результате исчезали. Так что здесь в этом вопросе тоже есть свои нюансы.

Что касается самого Таможенного союза, то его механизмы проработаны, их только надо принять и соблюдать. Белорусы, например, получают казахстанский беспошлинный рынок для машиностроения, сельхозмашиностроения. Появляется резон инвестировать в более совершенное производство и т.д. В итоге суммарно от Таможенного союза Белоруссия выигрывает. Вопрос в том, что эти таможенные преференции не могли оставаться неизменным, их бы все равно пересмотрели.


Фракция КПРФ поддержала протокол к соглашению с Белоруссией, т.к. в нем оговаривается доля в 6 миллионов тонн нефти, которая беспошлинно будет поставляться в братскую республику Беларусь. Мы понимаем, что это плод долгих и очень непростых договорённостей.

Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам переговоров задал вице-премьеру Игорю Сечину вопрос: «Все ли интересы РФ учтены в этих договорённостях? Не поступились ли мы чем-нибудь?».  И это был не праздный вопрос. 6,3 миллионов тонн - это, конечно, капля. Капля нефти на фоне тех рек, которые мы гоним на Запад, и за счёт которых обогащается вся западная Европа. Но в этой капле нефти как в зеркале отражаются все трудности построения нашего Союзного государства, которое мы строим уже 10 лет. Нас уверяют, что белорусы за счёт поставки российской нефти строят своё благополучие. Первый вопрос - почему у нас (у тех, кто владеет этой нефтью) нет экономического благополучия, а у белорусов, которым мы эту нефть поставляем,идет экономический рост и растет социальная стабильность?

Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы нашим союзником в этом Союзном государстве была сильная республика, в которой растёт и промышленное и сельскохозяйственное производство. Вряд ли нам интересно получить разрушенную территорию, нищую страну, с которой у нас будет больше проблем, чем каких-то выгод. В то же время, только что договорившись о Таможенном союзе, мы начинаем выстраивать таможенные пошлины друг с другом – так никакое Союзное государство не строят.
 

С соседями надо дружить и совместно хозяйствовать: России, например, есть газ, в Белоруси - переработка. К этой проблеме нужно подходить более широко, а не просто ставить во главу угла российские интересы.

Однако, интересы, как одной, так и другой стороны, в протоколе об урегулировании торгового сотрудничества в области экспорта нефти с Белорусью, соблюдены в полной мере. В 2007 году белорусскую сторону предупреждали, что с 2010 года мы перейдём на новые условия взимания пошлин с транзита энергоносителей. Белорусская сторона к этому была готова. Они предлагали наладить совместную переработку, но пока наши хозяйствующие субъекты не способны это осуществить. Все равно к этим вопросам мы еще вернемся.

Мы осознано пошли на ратификацию, потому что российские интересы в протоколе полностью соблюдены, причём не только в узком аспекте "как течёт по трубе нефть", но учитывается и вся гамма отношений с Белоруссией. Коллеги меня поддержали, 436 голосов "за" и только один - против, редкое единомыслие, в том что весь спектр геостратегических, экономических и других проблем здесь учитывается. Мы схватились за одну маленькую ниточку, которая нас связывает.

Нередко мы становимся на учёт интересов одной стороны, не представляя позиций другой - вот в чем вся проблема. И особенно это характерно среди славян, когда два соседа между собой начинают что-то делить. Почему-то нам обычно проще договориться с Финляндией. В случае с Белоруссией мы два братсих народа, а имущество между родней, как известно, часто делится тяжело.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".