Статья
765 24 января 2011 16:23

Нефтегазовая борьба

Основным трендом недели стало активизация российско-белорусского энергетического противостояния. Нефтегазовая борьба Москвы и Минска идет последние четыре года, ее обострение может негативно сказаться на положении крупнейших НК и спровоцировать рост цен Urals на международных биржах.

Братская республика – ключевой транзитер российских энергоносителей. Минск не раз использовал этот статус для получения дополнительных политических и экономических преференций. Причем, несколько раз позиция Белоруссии приводила к ожесточенной «энергетической войне» между соседями. Наиболее болезненным стало обострение в начале 2007 года, когда отечественные НК четыре дня не поставляли нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба» из-за отказа Белоруссии пропускать отечественные энергоносители без уплаты российской стороной повышенной транзитной пошлины. Уже тогда Москва начала задумываться о рисках транзитного статуса Белоруссии и активизировала строительство альтернативных «Дружбе» маршрутов.

Одним из основных проектов на данном направлении стал нефтепровод БТС-2, активно лоббируемый Геннадием Тимченко.  Помимо нефтяного транзита ключевым объектом противостояния стали магистральные газопроводы братской республики. До сих пор в отношениях двух стран остался нерешенным вопрос будущего «Белтрансгаза». Напомним, что 31 декабря 2006 года белорусская компания и «Газпром» подписали контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах. Документом, в частности, была определена формула цены с 1 января 2008 года (соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу), а также понижающие коэффициенты цены на 2008-2010 годы (0,67, 0,8 и 0,9 соответственно).

Вслед за этим в мае 2007 года «Газпром» и Белоруссия подписали договор купли-продажи 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за $2,5 млрд равными долями в течение четырех лет. Несмотря на соглашение, перспективы паритетного владения «Белтрансгазом» до сих пор остаются под вопросом. На рынке не раз появлялись информационные вбросы, что Минск может ввести на предприятии «золотую акцию». Демарш соседа поставит крест на проекте «Газпрома» по консолидации акций «Белтрансгаза» и сделает невозможным управление нерезидентом. Понимая ненадежность западного партнера «Газпром» стал форсировать строительство маршрута альтернативного газопроводу «Ямал-Европа». Им стал проект Nord Stream, против которого также выступала Белоруссия.

В последние два года энергетическое противостояние Москвы и Минска происходило под знаком ликвидации схем белорусского реэкспорта. Результатом этой борьбы стало заметное снижение объемов экспорта в братскую республику. В 2010 году Россия поставила в Белоруссию всего 12,9 млн тонн нефти против 21,4 млн тонн в 2009 году. Случилось это после того, как в 2010 году Россия ввела пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в размере 100% ее стоимости. Дело в том, что в последние годы Белоруссия ежегодно расходовала на собственное потребление только 6-8 млн тонн нефти, а еще 13,5 млн перерабатывала и продавала с огромной прибылью. При этом, нефтепродукты шли на рынки западных стран, в первую очередь Польши и Германии. Москва отказалась спонсировать топливный бизнес соседей беспошлинной нефтью, однако для внутренних потребностей Белоруссии была определена беспошлинная квота объемом 6,3 млн тонн.

В ответ на демарш Москвы Белоруссия договорилась с Венесуэлой о поставках по 10 млн тонн нефти в 2011–2013 года. «Черное золото» марки Santa Barbara должно пойти в братскую республику через балтийские и черноморские порты. Согласно договоренности с Каракасом, в январе и феврале в Одессу поступит по два танкера этого сорта объемом 80 000 тонн каждый. Причем, венесуэльская нефть будет поставляться на Мозырский НПЗ с использованием нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме. Соответствующее соглашение Белоруссии с Украиной было подписано в ноябре прошлого года.

Однако стоимость венесуэльской нефти оказалась значительно дороже российской. Именно низкая рентабельность альтернативных поставок заставила Минск пойти на уступки в переговорах с Москвой. В конце прошлого года Россия и Белоруссия подписали соглашение по формированию единого экономического пространства (ЕЭП). По нему с 2011 года Минск должен получать всю российскую нефть без пошлин. Это позволит Белоруссии сэкономить порядка $7 млрд в год. В обмен на это Минск обязался перечислять в российский бюджет доходы от экспортных пошлин на нефтепродукты, что по предварительным подсчетам должно составить около $3,48 млрд. В результате Россия сохраняла дотацию братской республики в размере $3,5 млрд, а Белоруссия поддерживала консолидацию в рамках ЕЭП.  

Однако, несмотря на достигнутые договоренности, Белоруссия подняла на 12,5% тариф на транспортировку нефти по своей территории. В качестве компенсации российские НК предложили повысить цены для Белоруссии до $45 за тонну. Учитывая, что в I квартале крупнейшие поставки в Белоруссию были запланированы у «Лукойла» (1 млн т), «Сургутнефтегаза» (1 млн т) и «Роснефти» (0,9 млн т). Именно эти компании могут пострадать от обострения энергетического противостояния Москвы и Минска.

Помимо НК серьезные финансовые потери понесет «Транснефть». Компания Николая Токарева должна поставить в январе на белорусский рынок 1,5 млн тонн. Даже если соглашения по поставкам будут заключены до 20 января, транспортная монополия не сможет закрыть месячные объемы. Задержки заставят «Транснефть» направлять дополнительные объемы «черного золота», что усложнит работу компании в I квартале 2011 года.

Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры России, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".