Статья
2909 17 Мая 2018 16:15

«Транснефть» создает дефицит на топливном рынке

Чем обернется ввод в эксплуатацию экспортного продуктопровода «Волгоград-Новороссийск»?

Эксперты нефтяной отрасли сообщают о возможном дефиците нефтепродуктов на российском рынке. Виной тому условия, искусственно созданные некоторыми игроками, которые заинтересованы в получении сиюминутной прибыли и не обращают внимания на возможные угрозы для внутреннего рынка. 

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что независимые автозаправщики говорят о грядущем росте цен на топливо. Одновременно «Транснефть» с гордостью рапортует о вводе нового экспортного продуктопровода «Волгоград-Новороссийск» мощностью аж 8 млн тонн дизельки. Это, кстати, четверть от внутреннего потребления. Есть все основания полагать, что труба будет заполняться на 100%. Как отмечает эксперт, в первую очередь, этим трубопроводом будут пользоваться «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Половину загрузки обеспечит лукойловский Волгоградский НПЗ.

«Частные компании с пониженной социальной ответственностью получают возможность максимизировать не только экспорт сырой нефти, но и экспорт нефтепродуктов, загрузив, в том числе, свои перерабатывающие мощности. С точки зрения дикого капитализма, ситуация для них идеальная. Но очень странно, что в авангарде дикого капитализма идет государственная инфраструктурная монополия, задачи которой, по идее, должны быть совершенно противоположными — обеспечивать эффективность транспортировки и равные условия для участников рынка в интересах государства», — отмечает Танкаев.

«С введением в эксплуатацию трубопровода „Волгоград-Новороссийск“ ситуация, действительно, становится критической. Южные российские регионы теряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетает: ведь поставкам на внутренний рынок предлагается альтернатива, которая выглядит куда заманчивей. К тому же, максимизация экспорта дизеля может привести и к дефициту авиатоплива со всеми вытекающими последствиями», — считает Танкаев.

Эксперты топливного рынка сходятся во мнении, что одной из ключевых причин грядущего дефицита является действующая модель фискального регулирования, которая понизила эффективность переработки, что привело к отрицательной доходности российских НПЗ и максимизации экспорта сырой нефти в ущерб внутреннему рынку.

Рост экспортного паритета (то есть увеличение маржинальности поставок на внешние рынки), сильно влияет на насыщение внутреннего рынка, и, соответственно, на цены, говорит глава РТС Евгений Аркуша. «На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году. Но главным остается биржевой фактор, оптовые цены привязаны к биржевым индикаторам», — отмечает эксперт. «Если говорить о дизельном топливе, — говорит Танкаев, — общий объем внутреннего потребления в 2017 году составил 33 млн.тонн. Таким образом, 8 млн тонн, которые будут гнать на экспорт по продуктопроводу Волгоград-Новороссийск, — объем более чем значительный — это четверть годового потребления России».

По словам Танкаева, «участники проекта по строительству продуктопровода Волгоград-Новороссийск постоянно заявляли, что выполняют указания Президента страны, который призывал увеличить экспортные возможности российских портов». Однако, — подчеркивает эксперт, — это типичный пример передергивания. Действительно, президент говорил об этом, но он вовсе не имел ввиду, что нужно гнать нефтепродукты на экспорт, осушая внутренний рынок. Он лишь указывал, что необходимо привлечь объемы, переваливаемые в других странах: переваливать надо через свои порты, а не через прибалтийские, например. И почему теперь это вполне законное требование становится оправданием для стремительно растущего хищнического экспорта, не совсем понятно».
  
«Если никак невозможно сбалансировать фискальное регулирование, так чтобы оно не стимулировало экспорт в ущерб внутреннему рынку, — резюмирует Танкаев, — нужно хотя бы ввести квоты на экспорт нефтепродуктов. И что-то сделать с инфраструктурной монополией Транснефть, использующей свое положение для максимизации собственных результатов даже в ущерб интересам государства».

19 Ноября 2018 Новости
«Роснефть»: ажиотаж на топливном рынке создается искусственно
 «Роснефть»: ажиотаж на топливном рынке создается искусственно Ажиотаж, развернувшийся вокруг темы дефицита топлива на внутреннем рынке, искусственно подогревается недобросовестными игроками. Проблем с обеспечением топливом потребителей, как и дефицита топлива в стране нет, говорится в официальном заявлении компании «Роснефть».
15 Ноября 2018 Новости
Судоверфь «Звезда» начала серийное производство танкеров класса «Афрамакс»
 Судоверфь «Звезда» начала серийное производство танкеров класса «Афрамакс» На судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края состоялась торжественная церемония резки металла для второго танкера класса «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн. Это дало старт серийному производству уникальных танкеров.
14 Ноября 2018 Новости
Это только начало. Эксперты об обвале цен на нефть
 Это только начало. Эксперты об обвале цен на нефть Цены на нефть во вторник упали на 7%. Еще месяц назад трейдеры прогнозировали возвращение к $100 за барр., а теперь речь идет о перепредложении нефти — цены опустились до $55–65. Каковы причины такого обвала, и что за ним последует?
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".