Статья
5 Мая 2011 20:02

Нефтяники ответят за бензин

<p>Цены на бензин весной растут как грибы после дождя. За последнюю неделю потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России увеличились почти на 3 процента.</p>
<p>Более того, в ряде российских регионов возникли перебои с бензином, которые властные структуры объяснили резким увеличением его поставок на экспорт из-за повышения мировых цен на нефть.</p>
<p>Возникшая проблема решается на правительственном уровне. На президиуме правительства РФ премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что причиной дефицита нефтепродуктов на бирже является сговор производителей, что и разгоняет розничные цены на бензин. </p>
<p>Резкая критика в адрес производителей прозвучала после доклада вице-премьера Игоря Сечина на президиуме правительства. Он отметил, что в биржевых торгах нефтепродуктами участвуют только 8 из 30 компаний, работающих в РФ. В результате дефицита нефтепродуктов на биржевых торгах происходит необоснованный рост цен на бензин.</p>
<p>«Дело не в дефиците, дело в сговоре», - ответил на это премьер, продолжив, что компании договариваются между собой и на биржу отдают небольшое количество нефтепродуктов.</p>
<p>В свою очередь, Сечин согласился, что подобный сговор может являться одним из элементов роста цены. Он добавил, что дефицит поставок для биржевых торгов создает предпосылки для нерепрезентативных цен, так как биржа, не имея необходимых объемов, естественно, реагирует на это ценовым ростом.</p>
<p>Как пишет РБК, идея нормализовать цены на бензин, которые в России имеют тенденцию к росту вне зависимости от мировой конъюнктуры, вынашивается правительством уже не первый год. В Санкт-Петербурге три года назад была создана товарно-сырьевая биржа, где нефтяные компании должны были торговать своими нефтепродуктами.</p>
<p>Однако апробированная в других странах модель пока дает желаемых результатов. Проблема в том, что отечественные нефтяные гиганты не спешат участвовать в открытых торгах. Как пишут экономические издания, производители, которые выставляет на бирже часть продукции, пошли на этот шаг из-под палки. ФАС заключила договора с крупными компаниями, продавать не менее 15% нефтепродуктов на бирже.</p>
<p>Эксперты расходятся во мнении, как именно урегулировать проблемы, которые принимают столь острый характер.</p>
<p>Правительство предложило ряд мер. Как сообщил Сечин, во избежание впредь дефицита нефтепродуктов Минэнерго поручено обеспечить постоянный контроль за выводом НПЗ на ремонт. «Все плановые выводы будут обеспечены резервированием нефтепродуктов на период ремонта. Компании проведут свопы нефтепродуктами для того, чтобы закрыть потребности в тех регионах, где они работают», - сказал Сечин.</p>
<p>Также сообщается, что правительство намерено запретить продажу нефти на бирже аффилированным структурам. «Мы сегодня обратили внимание как руководителей биржи, так и руководителей компаний на запрет проведения через биржи сделок через аффилированные структуры - объемы на бирже должны реализовываться независимым сетям», - сообщил сегодня Сечин.</p>
<p>Экспертное сообщество высказывает своем мнение по этому поводу. Скажем, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов сказал «АК», что в словах Путина истина, так как наблюдается олигополия на топливном рынке, который разделен между несколькими крупными компаниями.</p>
<p>По словам Симонова, премьер не случайно акцентировал внимание и на торговле нефтепродуктами на бирже. По мнению эксперта, единственный вариант решения проблемы - создание действительно независимой переработки нефти. «Необходимо создание достаточно крупных перерабатывающих предприятий, которые не включены были бы в состав вертикальных компаний. В этой ситуации действительно конкуренция могла бы быть, потому что этому заводу все равно было бы у кого брать сырую нефть, - объяснил Симонов, подчеркнув, что сегодня крупные заводы четко ориентированы на конкретного поставщика, который на самом деле и является частью той же самой компании, которой принадлежит завод.</p>
<p>Так или иначе, проблема приняла масштабный характер.</p>
<p>Как сообщает «Интерфакс», Игорь Сечин сегодня рассказал, что в Алтайском крае, где остро ощущалась нехватка бензина, созданы резервы на 20 суток. В Белгородской области ситуация, по его словам, стабилизировалась, а в Рязанской области, где из-за ремонта НПЗ существовал риск нехватки топлива, вопрос также решен за счет поставок из других регионов.</p>
<p>По словам вице-премьера, «сохраняется определенное напряжение в Кемеровской и Томской областях». «Там также значительный процент независимых сетей», - отметил он.</p>
<p>Премьер поручил министру сельского хозяйства Елене Скрынник на месте разобраться в ситуации с обеспечением некоторых регионов льготным топливом для весенне-полевых работ. Он считает, что Волгоградской и Саратовской областям, судя по всему, топливо выделяется в недостаточном объеме.</p>
<p>Скрынник заявила, что, к примеру, по докладу вице-губернатора Свердловской области, в регионе «все в порядке».  «Губернатор докладывает, что в порядке, а люди пишут, что у них солярки нет. Вы давайте на месте разберитесь, прямо на месте посмотрите, что там происходит, буквально сегодня-завтра займитесь, людей пошлите, посмотрите, что там на самом деле на практике», - цитируют Путина СМИ.</p>
<p>Кроме того ФАС на федеральном уровне начала новую масштабную проверку нефтяных компаний. Территориальные подразделения ФАС в ряде регионов также начали проверять причины резкого роста цен на бензин.</p>
<p>Стоит отметить, что в апреле глава правительства РФ Владимир Путин поручил Минэнерго подготовить проект постановления о повышении пошлин на бензин. Как пояснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, повышение «призвано сбалансировать экспортные и внутренние потребности» в бензине. Помимо этого, для замещения выпадающих доходов нефтяных компаний Минфину и Минэнерго было поручено срочно проработать вопрос снижения или НДПИ, или акцизов на топливо.</p>
<p>Как сообщает «Интерфакс», Песков отметил, что вопрос будет решен гибко, имея в виду, что налоговая нагрузка может быть снижена и до 2012 года.</p>
<p>Сегодня вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин пообещал отменить экспортную пошлину на бензин. Он отметил. что экспортная пошлина на бензин имеет временный характер, защитный с точки зрения нашей реакции на внешние шоки, связанные с высокими ценами на мировых рынках.» и в какой-то момент эта дополнительная пошлина на бензин прекратит свое существование и будет опять обычная пошлина».</p>
Комментарии экспертов
<p>На самом деле этот топливный кризис достаточно сложная штука, потому что с одной стороны, в словах Путина, есть, безусловно, истина. Потому что у нас в стране действительно наблюдается олигополия на топливном рынке, который разделен между несколькими крупными компаниями. Поэтому назвать наш топливный рынок конкурентным нельзя. В этом плане Путин, когда он говорит о неком сговоре, он совершенно прав.</p>
<p>Но ведь Путин говорил это в контексте истории с торговлей на нефтяной бирже. А эта история более сложная. Наше государство пытается создать квази-рыночные инструменты. Например, запущена биржевая торговля. Но если у вас весь топливный рынок принадлежит компаниям, которые контролируют всю цепочку от добычи и до бензоколонки, то такого рода инструменты в принципе не заработают. Кто будет контролировать эту биржу? Ведь смешно требовать от вертикальных компаний, чтобы они друг с другом конкурировали. Поэтому, я думаю, что единственный вариант решения нашей проблемы это создание действительно независимой переработки нефти, то есть создание достаточно крупных перерабатывающих предприятий, которые не включены были бы в состав вертикальных компаний.</p>
<p>В этой ситуации действительно конкуренция могла бы быть, потому что этому заводу все равно было бы у кого брать сырую нефть. Сегодня ведь все крупные заводы четко ориентированы на конкретного поставщика, который на самом деле является частью той же самой компании. которой принадлежит завод.</p>
<p>ФАС обещал такого рода процедуру, но, к сожалению, пока гора рождает мышь - ничего такого мы не наблюдаем. В этом плане получается, что ситуация остается достаточно сложной. Олигополия сохраняется и ожидать, что просто запуском нефтяной биржи или ростом экспортных пошлин мы исправим ситуацию - не приходится.</p>
<p>Тут надо на самом деле осознать всем простую вещь, что ситуация не такая линейная, чтобы четко сказать – вот эти правы, эти виноваты. Возьмем ситуацию с нефтяными компаниями. Мы все привыкли, что топливо на внутреннем рынке должно стоить дешево. У нас есть такая установка. Она объясняется тем, что – мы нефтяная страна, и поэтому бензин должен быть дешевым. Растет цена на нефть на мировом рынке, не растет – она все равно должна быть дешевой.</p>
<p>При этом я повторю, абсолютно согласен с тем, что у нас существует олигополия на этом рынке. Я всегда говорил о том, что нам нужна крупная серьезная независимая переработка нефти. Но при этом мы тоже должны понимать, что если цена на мировом рынке растет, цена на бензин все равно будет расти в России в том числе.</p>
<p>Если мы хотим, чтобы у нас был бензин дешевый вне зависимости от мировой конъюнктуры, мы должны объединить все нефтяные компании в одну нефтяную компанию, которой бы правительство просто приказывало держать определенную цену.</p>
<p>Во всех странах, которые мы приводим в пример – от Венесуэлы до Ливии - там везде есть одна государственная компания, которая занимается добычей и переработкой и сбытом бензина. Вот тогда у нас будет как в Саудовской Аравии или в Венесуэле.</p>
<p>То есть, если мы действительно хотим, чтобы у нас были зафиксированы низкие цены на века, нам нужно вернуться к ситуации 1989 года, объединить все компании в одно министерство нефтяной промышленности или в одну государственную компанию, тогда у нас действительно все получится. Но у нас нет этого, к счастью.</p>
<p>У нас есть несколько компаний. Да, рынок не конкурентен. Но я думаю, что объединять их обратно в одного монстра - это весьма недальновидное и неразумное решение. Но это означает, что когда правительство, например, в феврале сказало, что мы просим вас не увеличивать цены, это привело к тому что цены снизились. Но при этом нефтяные компании стали больше поставлять сырой нефти на экспорт, потому что цена на нефть все равно росла на мировом рынке. Естественно, это привело к определенному оголению рынка внутреннего.</p>
<p>Что дальше – предложим увеличить экспортные пошлины на сырую нефть? К чему это приведет? К тому, что нефтяные компании вообще будут лишены возможностей инвестировать деньги в новые проекты. Они и так это делают плохо, а так вообще не будут делать. То есть тем самым мы уничтожим будущее собственной нефтяной промышленности.</p>
<p>Опять же возьмем тему качества топлива. Известно, что одной из причин этого кризиса стало то, что сразу четыре НПЗ было закрыты на ремонт. Почему это произошло? Потому что запрещены стандарты топлива ниже евро-3. У нас, соответственно, нужно эти заводы перенастраивать. И это правильный процесс, потому что мы вопим про СО2, про парниковые газы, а у нас практически 90% автомобилей в стране работает на крайне некачественном бензине, который наносит такой вред стране, что никакое глобальное потепление рядом не стояло.</p>
<p>Поэтому понятно, что мы должны запрещать топливо с низкими стандартами качества. Но понятно, что это тоже будет приводить к удорожанию бензина. Если компании будут вынуждены инвестировать деньги в модернизацию их НПЗ, то понятно они тоже будут увеличивать стоимость бензина.</p>
<p>Я не пытаюсь никоим образом обелить наших нефтяников. Согласен с премьером, что у нас есть элементы олигополии на рынке. Но при этом мы тоже должны понимать, что чудес не будет. Если нефть будет дорогой на мировом рынке, то все равно бензин у нас тоже будет дорогим.</p>
<p>И сегодня в Европе бензин уже стоит порядка 60 рублей за литр, в Америке 29 с лишним за литр, если мы по 95 бензину говорим. Но почему в Америке он дешевле, чем в Европе? Во-первых, потому что они сами добывают, а во-вторых, потому что в Америке есть то, о чем я сказал, - независимый крупный нефтеперерабатывающий завод, чего в России, к сожалению. нет.</p>
<p>Учитывая, что глава правительства заявил о сговоре, судя по всему, работать в данном направлении станет федеральная антимонопольная служба. Именно ведомство господина Артемьева является основным средством борьбы со сговорами, и поэтому основная масса нагрузки ляжет именно на эту структуру.</p>
<p>Я полагаю, что произойдет более жесткое ограничение на внешнем контуре, прежде всего, связанное с экспортом энергоносителей и прежде всего нефтепродуктов.</p>
<p>Кроме того, вполне возможно увеличение налогооблагаемой и ужесточение налогового бремени. Кроме того, несомненно будет произведена в ручном режиме корректировка на ряде компаний, чтобы скорректировать стоимость энергоносителей. Особенно это будет важно для центрального региона, где ключевыми игроками является Газпромнефть, ТНК BP, Лукойл. Также этот процесс будет наблюдаться на Дальнем Востоке, в Сибири и на Северо-Западе.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".