Статья
2037 3 апреля 2015 14:30

Нефтяные компании не могут завершить модернизацию НПЗ

Начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин сообщил, что три компании — Лукойл, «Газпром нефть» и ТАИФ обратились с просьбой о корректировке модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, которая предусматривается четырехсторонним соглашением.

Согласно четырехстороннему договору двенадцати нефтяных компаний с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, заключенному в 2011 году, уже к 2016 году российские НПЗ должны выпускать светлые нефтепродукты не ниже экологического стандарта евро-5, причем в к 2020 году выпуск высококачественных бензинов должен превышать 51 миллион тонн в год. Основной причиной подписания данного договора стал масштабный дефицит бензина в стране весной 2011 года. 

Читайте также Рынок бензинов ждет стагнация, но дефицита не будет

«В наш адрес обращались «Лукойл», «Газпром нефть», ТАИФ. Такие обращения есть по корректировке четырехсторонних соглашений… Обращения мы еще анализируем», — передает слова Махонина МИА «Россия сегодня»

Месяц назад о просьбах нефтяных компаний перенести сроки модернизации НПЗ говорил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Как сообщает «Нефтяная газета», Молодцов сообщил, что многие предприятия еще не закончили модернизацию из-за текущей экономической ситуации и налогового маневра. «По некоторым заводам идет отрицательная маржа производства дизеля и бензина 4 класса. Компании пишут письма с просьбами о переносе сроков модернизации. Но алгоритм и аргументы должны быть обоснованы. В итоге мы либо согласимся на это, либо нет», — заявил замминистра.
 
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил «Актуальным комментариям», что за время действия четырехстороннего соглашения нефтяные компании действительно очень много сделали для модернизации своих НПЗ. Однако, по мнению эксперта, вопрос этот непростой, большая часть российского транспорта не может использовать бензины высокого экологического класса. «Большая часть наших механизмов и двигателей предназначена для работы на моторных топливах даже не евро-3, евро-4, а только евро-2. Поскольку топливо, которое по качеству хуже, то есть евро-2 и евро-3, имеет лучшие смазывающие качества, это очень важно для дизельных двигателей. Сегодня наши танки не будут работать на евро-4 и евро-5, они пока работают на евро-2. Поэтому тут надо очень внимательно все смотреть с точки зрения внедрения технических регламентов», — отметил Геннадий Шмаль. 

Кроме технической необходимости сохранения выпуска топлива более низкого экологического класса эксперт указал и на другую проблему, а именно — проблемы с финансированием. «Сегодня цены на нефть серьезно понизились, поэтому многие компании уточняют свои инвестпрограммы. У каждой компании есть немало задач, главные из них — это вопросы, связанные с тем, чтобы не уронить добычу, а может быть, ее нарастить. Поэтому, если сегодня нет срочной необходимости внедрения новых технологий, то я считаю, логично было бы немного перенести обязательный переход российских НПЗ на выпуск бензинов класса евро-5. Тем более что в целом по стране дефицита бензина нет», — сообщил эксперт.

Читайте также Экспортировать станет дешевле

Он также отметил, что мировая практика внедрения новых экологических стандартов показывает, что они должны вводиться постепенно, учитывая особенности регионального развития транспорта: «В США каждый штат устанавливает, какие виды топлива ему подходят. Также нужно сделать и в России. Топливо не ниже класса евро-5 нужно Москве и Санкт-Петербургу, но зачем оно в ямальской тундре или в Якутии?!». 

«Ведомости» попытались взять комментарии у компаний, обратившихся в ФАС с просьбой о корректировке четырехстороннего соглашения, однако о своей работе по модернизации НПЗ рассказали только в «Газпром нефти». В частности, там отметили, что компания своевременно выполняет обязательства в рамках четырехстороннего соглашения и не меняет планы по модернизации НПЗ. «В письме компания предлагает рассмотреть возможность исключить из соглашения обязательство по вводу установки МТБЭ на Омском НПЗ. Она необходима для выпуска бензинов с октановым числом 95 и 98 и закладывалась в проект, когда техрегламент предусматривал вывод из оборота 92-го бензина. После этого техрегламент обновился и строить установку нет экономического смысла», — сообщает издание со ссылкой на официальный ответ «Газпром нефти».

Читайте также Проект энергостратегии: амбициозные планы

По данным президента Союза нефтегазопромышленников России, «Лукойл» уже два года назад перешел на выпуск бензинов класса евро-5. Поэтому корректировка четырехстороннего соглашения может коснуться других аспектов модернизации нефтеперерабатывающих заводов. «Сегодня «Лукойл» может увеличить выпуск бензина АИ-95, АИ-98, однако пока это можно отложить. Тем более что у компании есть более срочные и более необходимые вложения. Это, прежде всего, его инвестпрограмма, связанная с шельфом Каспия, освоение месторождения Филановского, продолжение работ на месторождении Корчагина и т.д.», — отметил эксперт.

Подготовила Екатерина Дейнего
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".