Статья
31 Декабря 2009 0:01

Негативные прогнозы не оправдались

2009 год прошел более успешно, чем предсказывалось. Антикризисные меры позволили сохранить социальную стабильность. Удалось провести изменения политической системы.

«Государство не бросило граждан во время кризиса. Это произошло впервые за все постсоветское время. Конечно, многое объясняется тем, что у государства были ресурсы. Ресурсы реальные и немалые. Но, как известно, расходование ресурсов объясняется не только фактом их наличия, а приоритетами. Здесь важно то, что приоритеты государства были таковы, что оно впервые обеспечило действенную социальную поддержку гражданам во время кризиса», - заявил в интервью «Актуальным комментариям» политолог Алексей Зудин, комментируя итоги года.

В то же время известный экономист Иосиф Дискин считает, что социальные проблемы решались даже более активно, чем в этом была необходимость.  Крики о социальных потрясениях не оправдались, однако за негативные прогнозы пришлось дорого заплатить. Люди просто перестали покупать в ожидании худших времен, и это привело к большему падению экономики, чем это могло бы быть объективно. «В отличие от стран Запада, где народ потреблял в меру доходов, у нас в результате и правительственного пессимизма, и запугивания неоправданно сократилось потребление автомобилей и товаров длительного пользования, что ухудшило экономическую ситуацию», - отмечает собеседник редакции.

Оба эксперта  обращают внимание на изменения политической системы, называя это в числе итогов  2009 года.
«Это был год значимой корректировки политического курса, направленной на повышение эффективности политической системы, - говорит Иосиф Дискин. - Изменилась система выборов губернаторов, расширились полномочия политических партий. У кого большинство в Законодательных собраниях, тот и представляет кандидатов. Мы сегодня видим эту процедуру полным ходом. Правящая партия представляет кандидатуры, президент говорит «согласен» или «не согласен», потом выбирает и представляет, идут выборы.  Произошло оживление политической жизни».
Со своей стороны политолог Алексей Зудин определил направления политических реформ следующим образом: это создание гарантий многопартийности, укрепление института выборов, и политической конкуренции, внутренние реформы в доминирующей партии, движение в сторону подотчетности исполнительной власти и укрепление роли Законодательных собраний в регионах.
«Принципиально важно, что политическое равновесие начинается как системное, постепенное и последовательное. И что избранная модель развития политической системы не оставляет места ни для реставрации старых порядков (советских или олигархических), ни для косметических реформ, ни для разрушительных экспериментов. И это позволяет надеяться, что политические перемены, которые предусмотрены этой моделью развития, будут устойчивыми. На мой взгляд, эта  избранная формула  – хорошая заявка на то, чтобы сделать перемены устойчивыми», - подчеркивает  эксперт.

Он также обращает внимание на то, что «необычная и для России, и, в общем-то, для мира, политическая конструкция под названием «тандем» выдержала испытание кризисом и не поддалась различного рода попыткам ее развалить, разрушить».

 

Комментарии экспертов
<p>Можно сказать, что не оправдались прогнозы наших доморощенных «кассандр» о том, что, как в известном фильме, «шеф, всё пропало». Это, на мой взгляд, требует серьёзных выводов. Причём нужно понимать, что мы за эти пророчества тоже заплатили немалую цену. В отличие от стран Запада, где народ потреблял в меру доходов, у нас в результате и правительственного пессимизма, и запугивания этих самых «кассандр» неоправданно сократилось потребление автомобилей и товаров длительного пользования, что ухудшило экономическую ситуацию.</p>
<p>Второй результат – это был год, где совершенно не оправдались крики о социальных потрясениях. Все кинулись решать социальные проблемы даже сильнее, чем в этом была необходимость. Тем не менее, ни малейших социальных напряжений не было. <br />
Очень важно отметить, что, вопреки всяким крикам, доверие граждан к руководству страны ни в малейшей степени не было поколеблено. Об этом тоже говорили разумные эксперты – что, наоборот, в условиях кризиса сплачиваются вокруг руководства, что и произошло.</p>
<p>Это был год значимой корректировки политического курса, направленной на повышение эффективности политической системы. Изменилась система выборов губернаторов, расширились полномочия политических партий. У кого большинство в Законодательных собраниях, тот и представляет кандидатов. Мы сегодня видим эту процедуру полным ходом. Правящая партия представляет кандидатуры, президент говорит «согласен» или «не согласен», потом выбирает и представляет, идут выборы. Это очень существенно.</p>
<p>У региональных элит, как говорится, морковка стала сильно больше и слаще. Это зависит от голосов избирателей, но надо же всё-таки региональные выборы выигрывать. Теперь есть возможность существенно влиять на федеральные партийные органы, которые и предлагают по их предложению итоговый список. Конечно, это оживление политической жизни.</p>
<p>Второе направление в этой связи – снижение порога на выборах, дальнейшее внимание президента к эффективности политической системы и т.д.</p>
<p>Третий момент – это был год, когда чётко была артикулирована цель нашего развития – демократическая модернизация. Для меня это было большим подарком. Было сказано, что не просто модернизация, а модернизация, основанная на ценностях демократии. Это задача всерьёз и надолго, и были приняты конкретные меры – комиссия по модернизации и т.д. То есть речь идёт уже не просто об инновационном экономическом развитии, а об интегрированной модернизации: модернизации экономической, социальной, политической системы,  государственного управления и т.д.</p>
<p><br />
 </p>
<p>В своем внешнем проявлении этот год определялся мировым экономическим кризисом. Поэтому первое, что нужно отметить – что, несмотря на мировой экономический кризис, нам в России удалось сохранить перспективу, ориентации на долгосрочные цели и на развитие. Это первый итог уходящего 2009 года.</p>
<p>Второй итог – появилась адекватная этим перспективным целям новая идеология развития, а именно - демократическая модернизация. Причем у этой идеологии еще нет пока общего названия, есть разные названия, которые как бы фиксируют различные аспекты содержания этой идеологии.</p>
<p>Другой важный содержательный аспект - консервативная модернизация. Здесь важно то, что это именно модернизация. Три составляющие этой новой идеологии развития – ориентация на демократическое развитие, ориентация на консервативные ценности и ориентация на модернизацию. Это второй важный итог – появление новой идеологии.</p>
<p>Третий, на мой взгляд, важнейший итог - государство не бросило граждан во время кризиса. Это произошло впервые за все постсоветское время. Конечно, многое объясняется тем, что у государства были ресурсы. Ресурсы реальные и немалые. Но, как известно, расходование ресурсов объясняется не только фактом их наличия, а приоритетами. Здесь важно то, что приоритеты государства были таковы, что оно впервые обеспечило действенную социальную поддержку гражданам во время кризиса.</p>
<p>На мой взгляд, это закладывает основы для очень важной вещи. Для политической нормализации отношений между государством и обществом. Взаимные ожидания, взаимные впечатления будут меняться. Это процесс долговременный, неявный, но начало ему положено.</p>
<p>Четвертый, на мой взгляд, тоже исключительно важный итог – это то, что необычная и для России, и, в общем-то, для мира, политическая конструкция под названием «тандем» выдержала испытание кризисом и, так сказать, не поддалась различного рода попыткам ее развалить, разрушить.</p>
<p>Следствием этого обстоятельства является то, что президент Дмитрий Медведев окончательно освоился в своей новой роли, и мы стали свидетелями появления нового политического стиля, который сочетает интеллигентный облик руководителя и спокойные манеры с повышенной требовательностью, я бы сказал, жесткостью и решительностью. Я думаю, что вот это сочетание не очень привычное для нас, и мы, к сожалению, по-старому продолжаем отождествлять спокойные интеллигентные манеры в политике со слабостью, но вот ничего такого не происходит – наоборот, в лице Дмитрия Медведева появился новый стиль, и у нас есть пример синтеза этих качеств.</p>
<p>Показательно так же в связи с тандемом то, что утверждение Дмитрия Медведева в должности (я имею в виду практическое утверждение) не произошло за счет политического веса Владимира Путина. Владимир Путин в рамках тандема продолжает играть исключительно важную роль, которая до конца не ясна, но важно так же, что по существу оба ключевых игрока на российской политической сцене – и президент, и премьер – сделали заявку, и это тоже произошло в уходящем году, на участие в президентских выборах 2012.</p>
<p>Последнее обстоятельство, оно для меня очень важно как для политолога, это развитие российской политической системы. Российская политическая система  отличается явными особенностями – это наличие национального лидера и доминирующей партии. Очень важно, что уходящий год показал, что это не застывшая система, что она будет развиваться.</p>
<p>Основные направления я бы определил так: это создание гарантий многопартийности, укрепление института выборов, и политической конкуренции, внутренние реформы в доминирующей партии, движение в сторону подотчетности исполнительной власти и укрепление роли Законодательных собраний в регионах.</p>
<p>Принципиально важно, что политическое равновесие начинается как системное, постепенное и последовательное. И что избранная модель развития политической системы не оставляет места ни для реставрации старых порядков (советских или олигархических), ни для косметических реформ, ни для разрушительных экспериментов. И это позволяет надеяться, что политические перемены, которые предусмотрены этой моделью развития, будут устойчивыми. На мой взгляд, эта  избранная формула –хорошая заявка на то, чтобы сделать перемены устойчивыми.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".