Статья
31 Декабря 2009 0:01

Негативные прогнозы не оправдались

<p>2009 год прошел более успешно, чем предсказывалось. Антикризисные меры позволили сохранить социальную стабильность. Удалось провести изменения политической системы.</p>
<p>«Государство не бросило граждан во время кризиса. Это произошло впервые за все постсоветское время. Конечно, многое объясняется тем, что у государства были ресурсы. Ресурсы реальные и немалые. Но, как известно, расходование ресурсов объясняется не только фактом их наличия, а приоритетами. Здесь важно то, что приоритеты государства были таковы, что оно впервые обеспечило действенную социальную поддержку гражданам во время кризиса», - заявил в интервью «Актуальным комментариям» <strong>политолог Алексей Зудин</strong>, комментируя итоги года.</p>
<p>В то же время известный <strong>экономист Иосиф Дискин </strong>считает, что социальные проблемы решались даже более активно, чем в этом была необходимость.  Крики о социальных потрясениях не оправдались, однако за негативные прогнозы пришлось дорого заплатить. Люди просто перестали покупать в ожидании худших времен, и это привело к большему падению экономики, чем это могло бы быть объективно. «В отличие от стран Запада, где народ потреблял в меру доходов, у нас в результате и правительственного пессимизма, и запугивания неоправданно сократилось потребление автомобилей и товаров длительного пользования, что ухудшило экономическую ситуацию», - отмечает собеседник редакции.</p>
<p>Оба эксперта  обращают внимание на изменения политической системы, называя это в числе итогов  2009 года. <br />
«Это был год значимой корректировки политического курса, направленной на повышение эффективности политической системы, - говорит Иосиф Дискин. - Изменилась система выборов губернаторов, расширились полномочия политических партий. У кого большинство в Законодательных собраниях, тот и представляет кандидатов. Мы сегодня видим эту процедуру полным ходом. Правящая партия представляет кандидатуры, президент говорит «согласен» или «не согласен», потом выбирает и представляет, идут выборы.  Произошло оживление политической жизни».<br />
Со своей стороны политолог Алексей Зудин определил направления политических реформ следующим образом: это создание гарантий многопартийности, укрепление института выборов, и политической конкуренции, внутренние реформы в доминирующей партии, движение в сторону подотчетности исполнительной власти и укрепление роли Законодательных собраний в регионах. <br />
«Принципиально важно, что политическое равновесие начинается как системное, постепенное и последовательное. И что избранная модель развития политической системы не оставляет места ни для реставрации старых порядков (советских или олигархических), ни для косметических реформ, ни для разрушительных экспериментов. И это позволяет надеяться, что политические перемены, которые предусмотрены этой моделью развития, будут устойчивыми. На мой взгляд, эта  избранная формула  – хорошая заявка на то, чтобы сделать перемены устойчивыми», - подчеркивает  эксперт.</p>
<p>Он также обращает внимание на то, что «необычная и для России, и, в общем-то, для мира, политическая конструкция под названием «тандем» выдержала испытание кризисом и не поддалась различного рода попыткам ее развалить, разрушить».</p>
<p> </p>
Комментарии экспертов
<p>Можно сказать, что не оправдались прогнозы наших доморощенных «кассандр» о том, что, как в известном фильме, «шеф, всё пропало». Это, на мой взгляд, требует серьёзных выводов. Причём нужно понимать, что мы за эти пророчества тоже заплатили немалую цену. В отличие от стран Запада, где народ потреблял в меру доходов, у нас в результате и правительственного пессимизма, и запугивания этих самых «кассандр» неоправданно сократилось потребление автомобилей и товаров длительного пользования, что ухудшило экономическую ситуацию.</p>
<p>Второй результат – это был год, где совершенно не оправдались крики о социальных потрясениях. Все кинулись решать социальные проблемы даже сильнее, чем в этом была необходимость. Тем не менее, ни малейших социальных напряжений не было. <br />
Очень важно отметить, что, вопреки всяким крикам, доверие граждан к руководству страны ни в малейшей степени не было поколеблено. Об этом тоже говорили разумные эксперты – что, наоборот, в условиях кризиса сплачиваются вокруг руководства, что и произошло.</p>
<p>Это был год значимой корректировки политического курса, направленной на повышение эффективности политической системы. Изменилась система выборов губернаторов, расширились полномочия политических партий. У кого большинство в Законодательных собраниях, тот и представляет кандидатов. Мы сегодня видим эту процедуру полным ходом. Правящая партия представляет кандидатуры, президент говорит «согласен» или «не согласен», потом выбирает и представляет, идут выборы. Это очень существенно.</p>
<p>У региональных элит, как говорится, морковка стала сильно больше и слаще. Это зависит от голосов избирателей, но надо же всё-таки региональные выборы выигрывать. Теперь есть возможность существенно влиять на федеральные партийные органы, которые и предлагают по их предложению итоговый список. Конечно, это оживление политической жизни.</p>
<p>Второе направление в этой связи – снижение порога на выборах, дальнейшее внимание президента к эффективности политической системы и т.д.</p>
<p>Третий момент – это был год, когда чётко была артикулирована цель нашего развития – демократическая модернизация. Для меня это было большим подарком. Было сказано, что не просто модернизация, а модернизация, основанная на ценностях демократии. Это задача всерьёз и надолго, и были приняты конкретные меры – комиссия по модернизации и т.д. То есть речь идёт уже не просто об инновационном экономическом развитии, а об интегрированной модернизации: модернизации экономической, социальной, политической системы,  государственного управления и т.д.</p>
<p><br />
 </p>
<p>В своем внешнем проявлении этот год определялся мировым экономическим кризисом. Поэтому первое, что нужно отметить – что, несмотря на мировой экономический кризис, нам в России удалось сохранить перспективу, ориентации на долгосрочные цели и на развитие. Это первый итог уходящего 2009 года.</p>
<p>Второй итог – появилась адекватная этим перспективным целям новая идеология развития, а именно - демократическая модернизация. Причем у этой идеологии еще нет пока общего названия, есть разные названия, которые как бы фиксируют различные аспекты содержания этой идеологии.</p>
<p>Другой важный содержательный аспект - консервативная модернизация. Здесь важно то, что это именно модернизация. Три составляющие этой новой идеологии развития – ориентация на демократическое развитие, ориентация на консервативные ценности и ориентация на модернизацию. Это второй важный итог – появление новой идеологии.</p>
<p>Третий, на мой взгляд, важнейший итог - государство не бросило граждан во время кризиса. Это произошло впервые за все постсоветское время. Конечно, многое объясняется тем, что у государства были ресурсы. Ресурсы реальные и немалые. Но, как известно, расходование ресурсов объясняется не только фактом их наличия, а приоритетами. Здесь важно то, что приоритеты государства были таковы, что оно впервые обеспечило действенную социальную поддержку гражданам во время кризиса.</p>
<p>На мой взгляд, это закладывает основы для очень важной вещи. Для политической нормализации отношений между государством и обществом. Взаимные ожидания, взаимные впечатления будут меняться. Это процесс долговременный, неявный, но начало ему положено.</p>
<p>Четвертый, на мой взгляд, тоже исключительно важный итог – это то, что необычная и для России, и, в общем-то, для мира, политическая конструкция под названием «тандем» выдержала испытание кризисом и, так сказать, не поддалась различного рода попыткам ее развалить, разрушить.</p>
<p>Следствием этого обстоятельства является то, что президент Дмитрий Медведев окончательно освоился в своей новой роли, и мы стали свидетелями появления нового политического стиля, который сочетает интеллигентный облик руководителя и спокойные манеры с повышенной требовательностью, я бы сказал, жесткостью и решительностью. Я думаю, что вот это сочетание не очень привычное для нас, и мы, к сожалению, по-старому продолжаем отождествлять спокойные интеллигентные манеры в политике со слабостью, но вот ничего такого не происходит – наоборот, в лице Дмитрия Медведева появился новый стиль, и у нас есть пример синтеза этих качеств.</p>
<p>Показательно так же в связи с тандемом то, что утверждение Дмитрия Медведева в должности (я имею в виду практическое утверждение) не произошло за счет политического веса Владимира Путина. Владимир Путин в рамках тандема продолжает играть исключительно важную роль, которая до конца не ясна, но важно так же, что по существу оба ключевых игрока на российской политической сцене – и президент, и премьер – сделали заявку, и это тоже произошло в уходящем году, на участие в президентских выборах 2012.</p>
<p>Последнее обстоятельство, оно для меня очень важно как для политолога, это развитие российской политической системы. Российская политическая система  отличается явными особенностями – это наличие национального лидера и доминирующей партии. Очень важно, что уходящий год показал, что это не застывшая система, что она будет развиваться.</p>
<p>Основные направления я бы определил так: это создание гарантий многопартийности, укрепление института выборов, и политической конкуренции, внутренние реформы в доминирующей партии, движение в сторону подотчетности исполнительной власти и укрепление роли Законодательных собраний в регионах.</p>
<p>Принципиально важно, что политическое равновесие начинается как системное, постепенное и последовательное. И что избранная модель развития политической системы не оставляет места ни для реставрации старых порядков (советских или олигархических), ни для косметических реформ, ни для разрушительных экспериментов. И это позволяет надеяться, что политические перемены, которые предусмотрены этой моделью развития, будут устойчивыми. На мой взгляд, эта  избранная формула –хорошая заявка на то, чтобы сделать перемены устойчивыми.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".