Статья
7014 8 апреля 2011 0:01

Непотерянное поколение

Общественная  палата РФ представила доклад, в котором подробно описала социальный портрет российской молодежи. В его подготовке использовались результаты опросов Росстата, данные переписи, сведения из докладов российского  правительства и анализ ВЦИОМ. Доклад был обращен к людям, скорее старшего возраста, - к политикам и общественникам, определяющим вектор направления политического развития страны.

Дети и молодежь в нем называются «стратегический ресурс России в 21 веке», с этим ресурсом и ради него политикам предстоит взаимодействовать и работать. Участники исследования пришли к выводу, что Россия обладает «высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом». У нас были более пессимистические ожидания, что увидим более маргинальную молодежь. Но поколение оптимистически настроено и желает участвовать в жизни страны».

По оценкам различных экспертов, появившихся, по большей части, после агрессивных выступлений футбольных фанатов на Манежной площади в конце прошлого года, физическое и нравственное здоровье российской молодежи нельзя назвать безупречным. По распространенному мнению, избыток массовой культуры низкого качества привел к необратимой деградации всего поколения страны. Не случайно основной темой своего послания Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев выбрал тему защиты детей.

Доклад представляла член ОП РФ Елена Николаева. Она назвала несправедливыми данные о «катастрофическом состоянии молодого поколения в контексте решения стратегических задач стоящих перед страной». По данным, приведенным  в докладе Николаевой, 83% молодых людей имеют достаточно активную жизненную позицию, они нацелены на развитие, на участие в политической, экономической и социальной жизни страны. И только 17% молодых людей демонстрируют так называемое асоциальное, протестное поведение.

При этом, создание семьи и рождение детей являются главными целями российской молодежи. 88% молодых людей  хотят иметь семью и детей, а 83% хотят иметь двое и более детей. «В этом смысле настрой молодых людей позитивный, другой вопрос, будет ли этот  запрос реализован, и какие условия  в государстве будут созданы  для того, чтобы стимулировать и реализовывать это желание, создавать крепкие семьи и растить счастливых детей», - сказала Николаева.

Доклад называет и другие жизненные цели молодых россиян. Это стабильная работа (45%) и высшее образование (44%). Характерными качествами своего поколения молодежь считает эгоизм (58%), оптимизм (43%) и свободу (41%).

При этом, правозащитница отметила, что в молодежной среде распространены «серьезные социальные болезни» - вредные привычки. «В частности, развит алкоголизм, очень серьезно развито табакокурение, к сожалению, мы констатируем высокий процент ранних половых связей», - говорит она.

Более 80% подростков употребляют алкоголь, 66% курят, а у женщин 15–19 лет каждая вторая беременность заканчивается абортом. «Как оказалось, 80% учащихся употребляют матерную брань», - дополнила список недостатков российских подростков Елена Николаева.

К тому же, в 18 раз выросло потребление наркотиков в молодежной среде, если сравнивать с 2000 годом. «Эта цифра нас шокировала, - заявила Николаева, - и связана она, в основном, с состоянием дел в малых населенных пунктах, и с очень ярко выраженным территориальным делением на районы в крупных городах».

Однако, в целом, Николаева сделала «оптимистичный  вывод» из доклада. «У нас очень хорошая молодежь, и мы рассчитываем на то, что она активно будет принимать участие в создании гражданского общества в стране и в ее политической и экономической жизни», - заключила она.

Не согласился принять термин «потерянное поколение» по отношению к современной молодежи и замсекретаря ОП РФ Михаил Островский. Накануне заседания он дал развернутое интервью журналистам, в котором заявил, что «нельзя огульно всех мазать одной краской».

«Те, кто родился  после перестройки, стали входить во взрослую жизнь, когда, по сути, была уже новая страна, где уже отсутствовали какие-либо идеологические установки, но еще не были на уровне массового сознания сформированы представления о правах и свободах, - пояснил свою позицию замсекретаря ОП РФ. - Фактически действительность противопоставляла себя тем моральным основам, которые считались ранее нормой, а теперь оказались атрибутами “совка”. И, как всегда бывает на стыке эпох, все прежнее отвергалось бездумно и оголтело. Поэтому единственным компетентным учителем постперестроечного поколения стала сама жизнь. И надо отдать должное новому поколению, оно все-таки не “потерялось” и уже сегодня принимает ответственность за страну. А “потерянным” его называют именно те, кто не смог приспособиться к переменам».

Значительные  улучшения в молодежной политике и в отношении молодежи к ней отметил в интервью «Актуальным  комментариям» и председатель Национального совета молодежных и детских объединений Александр Соколов. «Мы говорим о молодежной политике в целом в Российской Федерации, и здесь многое зависит от  власти регионов, - отмечает эксперт, - там где такое направление развивается, молодежь, безусловно, это чувствует. А там, где понимания необходимости развития молодежной политики нет, соответственно, и молодые люди не чувствуют ничего».

«Когда вы садитесь в трамвай и едете в нем, вам фамилию водителя спрашивать не обязательно, важно чтобы этот трамвай ехал в правильном направлении. Поэтому идеальный вариант молодежной политики - это когда молодой человек не задумывается, заботится о нем государство или нет, а просто осознает, что живет в стране, которой нужен», - пояснил собеседник АК.

По словам Соколова, сегодня ситуация по сравнению со временами юности родителей современных подростков, улучшилась. «Трамвай может достигнуть пункта назначения в более короткое время», - так пояснил тенденцию к улучшению ситуации в молодежной политике России эксперт. По его словам, то, что сейчас происходит идеальной ситуацией назвать нельзя, но в сравнении с 90-ми и началом 2000-х годов молодые люди находятся «в значительно в лучших условиях по отношению к молодежи прошлых лет».

Депутат Мосгордумы Кирилл Щитов также видит положительные сдвиги в положении современной молодежи по сравнению с предшествующими годами. Впрочем, по его мнению, и сама молодежь претерпела качественные изменения. «Молодежь 21-го века отличается от молодежи 20-го века, - сказал Щитов корреспонденту АК. - В современной России стало больше возможностей для развития человека и меньше для этого ограничений». 

По мнению депутата, стратегия молодежной политики в 21-м веке «должна быть ориентирована  на то, чтобы вырастить успешное поколение людей, которое готово  добиваться всего самостоятельно, но рассчитывать, требовать и получать поддержку государства». При этом, важно, по словам Щитова, чтобы подростки рассчитывали в первую очередь на себя. «Очень важно не вырастить поколение иждивенцев, которое сидит на шее у государства», - считает депутат.

Член ОП РФ, лидер  правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина в противовес цифрам социологов и оптимистичному взгляду  на проблему своих коллег, обратила внимание на крайнее экономическое неблагополучие значительной части российских молодых семей. Именно бедность, по мнению Костиной, является главной проблемой современной российской молодежи.

«У нас очень многие проблемы и беды, о которых  часто говорят, имеют причиной неблагополучные условия. Дети в сложные попадают семьи, оказавшиеся за пределами нормального социального существования, и поскольку никакой помощи им не оказывается, то происходит либо маргинализация, скатывание к асоциальному образу жизни всех семей, вместе с детьми, либо же родители отказываются от детей, дети становятся сиротами», - отметила Костина.

«Истоки бедности – социальное неблагополучие, отсутствие работы, маргинализация семей, высокие цены, тарифы на ЖКХ и так далее  всем хорошо известны, - отметила Костина  в своем докладе на заседании Общественной палаты. - Сейчас надо говорить о срочных мерах по преодолению этой бедности для спасения института российской семьи и у нас есть резервы, которые пока не используются».

Костина предложила переадресовать «огромные средства, направляемые на воспитание ребенка в государственных учреждениях» на помощь тем семьям, которые «временно потеряли работу или стали жертвами обстоятельств, но, выбиваясь из сил, воспитывают своих детей». Поддержку таким семьям должны осуществлять органы опеки и попечительства, названию которых необходимо вернуть первоначальный смысл. «Эта структура должна быть правоохранительной службой не в полицейском смысле этого слова, не инструментом уголовной политики, изымающим детей из семьи, а службой, главная цель которой сохранение семьи и максимальное содействие ей в преодолении трудностей», - считает Костина.

Так или иначе, по мнению Костиной и других участников дискуссии в Общественной палате, молодежная политика в России должна начинаться с борьбы с социальным неблагополучием семей. Большинство из них, по приведенным членами ОП РФ данным, почти 70 % считают главным прокормить, одеть и обуть своих чад. Около 40 процентов родителей уделяют воспитанию не более 15 минут в день. «Это те условия, в которые их ставит российская реальность: безработица, дороговизна жизни, недоступность досуговых и спортивных учреждений, осознание отсутствия жизненных перспектив. – отметила Костина. - Смешно предлагать молодым семьям спортивный или образовательный досуг, когда билет в планетарий стоит 500 рублей, набор гантелей - более тысячи рублей, а банка пива от 30 рублей».

Обращать особое внимание именно на социальную поддержку  именно молодых семей, а не молодежи, как отдельной категории, государству  придется. Три четверти общего числа детей нашей страны растут у родителей, которым менее 30 лет, и у которых нет богатого жизненного опыта и воспитательных навыков. Государство вынуждено будет помогать воспитывать своих граждан. 

Эту проблему нельзя назвать бичом только нашего века. Задачи по воспитанию детей и поддержке  семей с различным успехом  пытались решить во все времена. Еще классик 19-го века Виктор Гюго называл семью «кристаллом общества» и говорил, что «всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима». Сегодняшняя Россия, очевидно, только начинает учиться беречь этот кристалл.

Комментарии экспертов
Никакая модернизация и никакое продвижение страны вперед невозможно без формирования яркой и успешной личности, а такая личность может сформироваться только в соответствующей семье. Не в детских садах, школах или ВУЗах – это все относится уже к доразвитию ребенка в социуме. Но первая инстанция, первое место, где формируется человек, где формируются его представления о жизни, столкновения с властью, столкновения, если хотите, с политической какой-то реальностью, столкновения с нравственной реальностью – это конечно его семья.
 
Дети копируют своих родителей, мы это знаем, и поэтому защита детей и родителей две проблемы, которые стоят рядом, а не отдельно. Нельзя рассматривать семью не целиком, в отрыве ее членов друг от друга, нельзя рассматривать и молодежь, как нечто висящее в воздухе. Если мы хотим построить другое государство, если мы хотим быть убеждены в том, что наши граждане адекватны и способны двигать страну и экономику вперед, тогда мы должны вкладывать все на сегодняшний день усилия в формирование семьи. 
 
Практически каждая, пришедшая на смену предыдущей, власти в Российской Федерации хватается за детей, за молодежь. И это, с одной стороны, понятно, на этом можно набрать какие-то популистские очки, а с другой стороны, когда они в это погружаются, то понимают, до какой степени это сложно и опасно, и, как правило, отступают. И общество, к сожалению, не напирает на свою власть с требованием заняться этой проблемой. 
 
Конечно, надо сказать, что президент лично продвигает эту часть политики. Она его беспокоит, это хорошо, такая линия поведения стимулирует чиновников, но если мы не примем этот вектор поведения весь, целиком, то одного президента Российской Федерации на все – и на милицию, и на ГАИ и на детей и на детские сады не хватит, это понятно. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день он сформулировал основной вектор политической задачи в сегодняшней России, это дети. И если удастся этот вектор сейчас немножко изменить и доформировать в семейную политику, то я думаю, что успехи будут. Но здесь должна быть бдительность и содействие общества, и, конечно, жесткий спрос с чиновников. 
 
Если говорить о семейной политике, то в качестве основной проблемы, я бы, конечно, выделила бедность. У нас очень многие проблемы и беды, о которых много говорят, имеют причиной неблагополучные условия. Дети в сложные попадают семьи, оказавшиеся за пределами нормального социального существования, и поскольку никакой помощи им не оказывается, то происходит либо маргинализация, скатывание к асоциальному образу жизни всех семей, вместе с детьми, либо же родители отказываются от детей, дети становятся сиротами. К слову, посмотрите в регионах, в каком виде сейчас находятся детские сиротские учреждения.
 
Совсем недавно на одном из федеральных каналов показали сюжет о женщине, которая работает в тяжелейших условиях в коррекционном детском учреждении с тяжелейшими детьми, больными физически. Ее зарплата составляет 4 000 рублей, и это считается прекрасной зарплатой. Это считается, что ей вообще повезло с работой, и этот детский дом несчастный на окраине села – чуть ли не градообразующее предприятие. 
Качественное  конкурентоспособное образование сегодня немыслимо без новых технологий. Говоря эти слова, я, наверное, как всегда натолкнусь на прохладное отношение, потому что мы давно уже говорим об этих новых технологиях, о модернизации, так давно, что постепенно возникает ощущение того, что значение слов девальвируется.
 
Что такое эти новые технологии, и что такое эта модернизация? Развитие качественного конкурентоспособного образования необходимо, естественно, инновации его выведут на новый уровень, поднимут престиж, эффективность специальностей, подготовят детей к современному рынку вакансий, отлично звучит, но это все слова, а  как это будет выглядеть?
 
Что для этого необходимо, и насколько передовым является сегодня подход государства к этой проблеме? Технический прогресс очевиден, выросло новое поколение, использующее его плоды, дети, которые родились в эпоху Интернета, которые не представляют свою жизнь без него. Мы с вами всегда будем техническими аборигенами, потому что мы - то поколение, которое в цифровом мире адаптировалось. А они - то поколение, которое в цифровом мире родилось. И между нами большая разница. А еще больше разница между нашими детьми и педагогами, которые учат их в школе. Это просто люди, принадлежащие сегодня к разным цивилизациям, к разным поколениям, имеющие абсолютно разные взгляды на жизнь.
 
Парадокс современного образования состоит в том, что конечно цифровых аборигенов учат цифровые иммигранты и зачастую у школьников создается впечатление, что они не понимают о чем говорят педагоги. Я очень часто разговариваю с учителями. Вы знаете, если вы поговорите непосредственно со школьниками, то многие просто отсиживают уроки каждый день в школах. Они сидят, они это все слушают. Потом идут домой, заходят в Интернет и там получают ответы на вопросы, из которых состоит домашнее задание. Это тоже путь, это тоже неплохо – умение и навыки найти ответы на поставленные вопросы. Но возникает тогда другой вопрос, зачем тогда нужны педагоги в школе?
 
Несколько слабых мест, выявленных Общественной палатой. Для большинства школ купить даже два компьютера – проблема. Эта бюджетная проблема, она практически неразрешима, такие школы есть. Поэтому сегодня говорить о том, что все школы компьютеризированы не будет правдой.
 
Многие члены Общественной палаты хотели бы обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации со следующим предложением: председатель правительства Владимир Путин сказал, что зарплата педагогов будет увеличена на 30%. Все этому обрадовались, ведь такой шаг говорит о том, что если зарплата увеличилась, то деньги в стране есть. Но невозможно здесь не обратить внимания на модернизацию работы учителей и конечно, простите меня, как ни банально звучат эти слова – повышению престижа этой профессии. В эту профессию, к сожалению, не идут лучшие из лучших, а это важно. Ребенок, который учится в школе, сегодня должен уважать своего педагога, а не просто мириться с тем фактом, что он есть. Поэтому внедрение новых методик нереально без повышения компьютерной грамотности самих педагогов. Есть средний уровень знаний и навыков, который, тем не менее, выше, чем уровень навыков студентов и школьников.
 
В средних учебных заведениях должны появиться IT-менеджеры, не учителя по информатике, это разные вещи, а IT-менеджеры. ИТ-менеджер помогает при подготовке преподавателей, организации компьютерного и интернет-обеспечения конкретного учебного заведения, и что самое важное для России, организация дистанционных занятий между школами разных городов, регионов и даже стран. Я это неоднократно видела, это является передовым опытом, но вместе с тем, уже тенденцией. Так можно изучать предметы, как можно знакомиться с людьми, как можно уроки делать, и это будет просто интереснее.
 
Электронные учебные материалы дополнят и те старые преподавательские методики, которые есть. Без них уже невозможно, дети бумагу не воспринимают. Глядя в книжки, они все равно рано или поздно переходят к компьютеру. Это необходимо внедрять в саму систему образования.
 

Для  полноценного развития и информатизации образования крайне важно участие в этом процессе IT-бизнеса. Яндекс, Microsoft – все знают, что у этих компаний активный опыт сотрудничества с образовательными учреждениями. 

Я не согласен с термином «потерянное поколение». Нельзя огульно всех мазать одной краской. Те, кто родился после перестройки, стали входить во взрослую жизнь, когда, по сути, была уже новая страна, где уже отсутствовали какие-либо идеологические установки, но еще не были на уровне массового сознания сформированы представления о правах и свободах. 
 
Фактически действительность противопоставляла себя тем моральным основам, которые считались ранее нормой, а теперь оказались атрибутами «совка». И, как всегда бывает на стыке эпох, все прежнее отвергалось бездумно и оголтело. Поэтому единственным компетентным учителем постперестроечного поколения стала сама жизнь. И надо отдать должное новому поколению, оно все-таки не «потерялось» и уже сегодня принимает ответственность за страну. А «потерянным» его называют именно те, кто не смог приспособиться к переменам. 
 
На мой взгляд, помимо социально-экономических причин у декабрьских событий, были и технологические. Я имею в виду интернет-коммуникации, смс-рассылку, с помощью которых впервые в истории страны такое количество людей собралось в одном месте. Возможно, это была проба пера. Но очевидно, что толчком этих событий послужили социально-экономические причины.
 
На Манежке ведь собралась, в основном, молодежь социально неблагополучных московских окраин. В такой среде протестные настроения традиционно велики. В Москве, где бедность соседствует с роскошью, неустроенность ощущается гораздо больнее, чем где-нибудь в провинции. Это и приводит к агрессии, которую всегда легче направить на «чужого». Особенно, если этот «чужой» живет немного лучше... В общем, мы оказались не готовы к произошедшему, и это для властей и общества серьезный урок и повод внимательнее присмотреться к тому, как живут молодые люди в России за пределами Садового кольца. Ведь напряженность появилась не вчера, просто раньше она сдерживалась жесткой рукой режима. В условиях демократии жесткой руки не стало, и сегодня, будем ли мы жить в мире у себя дома или потеряем страну, зависит от каждого россиянина, и в том числе от того поколения, которое я не считаю «потерянным». 
Проанализировав данные Росстата, проанализировав данные переписи, проанализировав данные, которые есть в докладах, опубликованных правительством, обратив внимание на анализ ВЦИОМа, мы постарались на базе этих документов сделать психологический и социальный портрет современного представителя российской молодежи.
 
Под молодежью в данном случае понимаются граждане Российской Федерации до 20 лет. И надо сказать, что этот социологический портрет у нас получился достаточно реалистичным. Реалистичность его состоит в том, что 83% молодых людей имеют достаточно активную жизненную позицию, они нацелены на развитие, на участие в политической, экономической и социальной жизни страны. И только 17% молодых людей демонстрируют так называемое асоциальное поведение. Имеется ввиду протестное поведение. Но, кстати говоря, работая даже с этой категорией молодых людей, нужно понимать, что государству, обществу очень важно выстроить диалог со всеми ними, а не закрываться от них шорами.
 
При этом, сегодня мы говорим о том, что в молодежной среде распространены серьезные социальные болезни. В частности, развит алкоголизм, очень серьезно развито табакокурение, к сожалению, мы констатируем большой процент ранних половых связей. Но при всем при этом, мы отмечаем, что 88% молодых людей хотят иметь семью, а 83% хотят иметь двое и более детей. То есть в этом смысле настрой молодых людей я вижу очень позитивным. Другой вопрос, как он будет реализован и какие условия в государстве будут созданы для того чтобы стимулировать это желание, помогать создавать молодым людям крепкие семьи и растить счастливых детей.
 
И вот здесь  мы должны констатировать отрицательный  момент, связанный с отсутствием в государстве логичной и стройной концептуальной государственной семейной политики. В этом смысле, когда мы призываем к решению демографических проблем в стране, мы должны понимать, что пока такая целостная система еще не выстроена. При всем при этом, как мы уже говорили, у молодого человека есть очень серьезная тяга к самосовершенствованию, к образованию, к реализации своих экономических возможностей. Он хочет и умеет серьезно использовать средства массовой коммуникации, очень активно работает в социальных сетях, вступает в различные интернет-сообщества. Мне кажется, что это и есть те новые площадки, которые дадут нам возможность и увидеть чаяния молодых людей, и помочь им реализовать себя в жизни.
 
Я считаю, что в целом, вывод из нашего доклада можно сделать очень оптимистичный. Он заключается в том, что у нас очень хорошая молодежь, и мы рассчитываем на то, что она активно будет участвовать и в создании гражданского общества, и в развитии политической и экономической жизни страны. 
 
К сожалению, если сравнивать с 2000 годом, в 18 раз выросло потребление наркотиков в молодежной среде. Эта цифра нас шокировала. Связана такая ситуация в основном с неблагополучием подростков и их семей в малых населенных пунктах и отдаленных районах крупных городов. Эта цифра производит очень неприятное впечатление, потому что мы понимаем, что вовлечение молодых людей в наркоманию – это чрезвычайно опасная тенденция, которая должна быть увидена обществом как первостепенная угроза. Необходимо разработать целый комплекс мер по недопущению скатывания молодежи в наркотическую яму. 
Во первых, молодежь 21-го века существенно отличается от молодежи 20-го века. Отличается и от молодежи в других странах, в различных политических системах. У нее собственная идеология, свои ценности. В современной России больше возможностей в сфере развитии человека, меньше ограничений, чем было раньше.
 
Сегодня очень многое зависит от человека, каждый сам кует свое счастье. Стратегия молодежной политики в 21-м веке должна быть ориентирована на то, чтобы вырастить успешное поколение людей, которое готово добиваться всего самостоятельно, должно, конечно, рассчитывать на поддержку государства и получать ее, но в большей степени, рассчитывать на себя. Очень важно не вырастить поколение иждивенцев, которое сидит у государства на шее. 
 
Очень важно для страны сегодня развитие малого предпринимательства. Бизнес-воспитание поможет молодым людям привить желание и умение добиваться успеха, стремиться к саморазвитию, самореализации. 
 
Также очень важно создать систему планирования рабочих мест. Сегодня мы не знаем какая через 5 лет будет потребность в стране в тех или иных специалистах, а должны бы это знать. Мы сегодня планируем количество бюджетных мест в ВУЗах, и те люди, которые обучаются за счет бюджета страны, должны быть устроены по той специальности, по которой они подготовлены, в нужные государству места. Молодежь поступая в ВУЗ должна четко понимать перспективы, которые перед ней откроются через 5 лет, и делать выбор специальности не по совету друзей, а самостоятельно. 
 
Далее, очень  важно патриотическое воспитание молодых людей. В любой стране молодежь воспитывается на подвигах страны. Ближайшему подвигу нашего поколения 65 лет. С другой стороны, мы видим попытки переписать историю заново, исказить ее, отобрать победу нашего народа. Очень важно сделать упор на патриотическое воспитание молодежи, чтобы они, наши дети, не забыли что такое Великая Отечественная война, какой подвиг наши деды и прадеды совершили и передали своим детям. На этом надо воспитывать поколение патриотов. 
Прежде всего участники круглого стола поставили очень точный и справедливый вопрос - почему Федеральный закон Российской Федерации, который был принят 29 декабря 2010 года о защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию вступает в действие в сентябре 2012 года? 
 
Кстати говоря, закон здесь обсуждался, проводилась экспертиза Общественной палаты, полностью поддержали, даже наша комиссия, которая всегда очень жестко относится к вопросу, связанному по СМИ - мы полностью поддержали этот проект закона. 
 
То есть два года кто-то, кто сегодня «испражняется» на наших детях, может продолжать это делать. Значит, кто-то сделал так, чтобы дали еще отсрочку, и эти два года использовать для уничтожения наших детей, подростков, в полном смысле этого слова.
 
Почему ставили вопрос наши участники круглого стола, когда нужно было изменить Конституцию и изменить срок президентства? Этот сложнейший закон за неделю прошел все законодательные закорючки, а закон, который должен сохранить электорат для нашего президента в будущем, еще надо ожидать два года.  
 
Очень странная позиция. Мы получали некоторые разъяснения, что им надо подготовить финансовую базу. Какую финансовую базу? Надо просто запретить те компьютерные игры, которые сейчас продаются в стране, где террористы уничтожают наших десантников, где бойцов, что защищают правопорядок в зонах Кавказа, террористы должны как можно быстрее уничтожить и спасти своих и масса других вещей, которые уму-разуму не постижимы. 
 
Мы все привыкли в нашем детстве, что мы всегда играли в танки и всегда побеждали танки с красной звездой - наши танки или наши самолеты. Что сегодня происходит? Уничтожение тех, кто борется с правопорядком, то есть из тех, чья подоплека, как обойти закон и как уничтожить законные формирования ради незаконности. И эти игры сегодня миллионными тиражами идут в любые наши павильоны. Это ужасно и этого никто не запрещает. Еще два года они будут плодить эту продукцию. 
 
Следующий момент - это вопрос, связанный с кино. Конечно, вы все знаете, что современного детского кино у нас нет. Если есть детские фильмы, то, в основном, или иностранного производства, или это фильмы из нашего советского прошлого. Но дети уже, к сожалению, даже не понимают и не воспринимают, например «Тимура и его команду». Они не все понимают - это абсолютно другая эпоха. Они не понимают значения красного галстука или еще чего-то. 
 
Это совсем другая эпоха, дети не понимают наши фильмы, иностранные фильмы понимают. Вот теперь проведите эксперимент и сходите в кинотеатр «Октябрь» на детский фильм,  который там иногда показывают. И послушайте рекламу того, что мы, взрослые, должны посмотреть вечером. 
 
На детском сеансе с мамой или бабушкой сидят подростки и вот начинают 10-7 минут показывать отрывки, я даже не хочу цитировать, про анальный секс. Это я мягко говорю, а там говорят прямо куда засовывают и сколько раз и это показывается на детском сеансе, это зафиксировано. И никто с этим ничего не делает. Те, кто пытается эту продукцию проталкивать и везде показывать, делают с нами, что хотят. 
 
Очень часто говорят о телевидении. Давайте сразу разберемся: телевидение - это средство массовой информации. Это новости, это дискуссионные наши площадки, которые еще сохранились на наших каналах, это то, чего нам зачастую хватает и не хватает. Но большая часть телевидения никакого отношения к средствам массовой информации не имеет - это жутко низкопробная продукция, называемая телесериалами. 
 
Вы посмотрите, у нас не осталось ни одного нормального фильма, чтобы там не было матерных высказываний, это обязательный фактор любого фильма. У нас практически все телевидение государственное, и мы сегодня говорим, какую продукцию показывают каналы, то есть, это государство показывает такую продукцию. А когда говоришь с чиновниками, с телевизионщиками, они говорят, что им нужны деньги. А для чего им нужны деньги? Им нужны они для производства вот этих сериалов или развлекательных программ, то есть, они создают продукцию с помощью которой получают деньги для того, чтобы снова создавать низкопробную продукцию.  
 
Теперь об Интернете. Я уже несколько раз выступаю с этой трибуны и говорю - никакого отношения к средству массовой информации Интернет не имеет. Интернет - это средство массовой коммуникации. Это его основная роль. И всего лишь 10-15 процентов потребителей Интернета относят себя к потребителям информационным, то есть, к потребителям Интернета, как средства массовой информации. 
 
В России это 6 -7 миллионов человек может использовать Интернет просто как средство массовой информации. Все остальное никакого отношения к информации не имеет. Сегодня говорилось, что нужны законодательные акты в отношении Интернета. Да, скорее всего, нужны. 
 
У нас большинство онлайн продуктов Интернета зарегистрированы как средства массовой информации. И мы относимся с большим пониманием к тому, что там делается. Как вы будете бороться с блогами? То, что там кто-то выставляет, это, во первых, не журналистика.  Это поток сознания, причем зачастую такой, что никому даже в голову не взбредет читать. 
 
Тогда давайте бороться с телефонами, там тоже поток сознания. Давайте запретим говорить по телефону матерные слова, ведь телефоны - это тоже такое же средство коммуникации и посильнее зачастую бывает, чем Интернет.  
 
Сегодня развивается Интернет-ТВ, но там не миллионы просмотров, потому что мы проверяли и есть статистика. В Интернет-ТВ посещаемость до 20000 человек, то есть, в сравнении с телевидением это просто тяжеловато. Есть масса вопросов по Интернету, но то, что законодательство по области Интернета и средств массовой информации должно существовать –да.
 

Сегодня проблема, которую поставил Интернет как средство массовой информации, неразрешима, неразрешима традиционными методами. 

Молодежная политика - понятие широкое, и оно подразумевает под собой процесс вхождения молодого человека в жизнь. Образование, надо заметить, лишь небольшая часть этого вхождения. Основное здесь - выработка жизненной позиции, участие в жизни общества и государства и приобретение определенных навыков жизни в обществе. При этом, не стоит забывать, что подход должен быть взвешенным и сбалансированным. Надо понять что, подросток - это уже не ребенок. Он представляет из себя сформировавшуюся личность, и любые формы воздействия, давления могут вызвать обратный эффект. Необходимо же выстроить партнерские отношения.
 
В молодежной политике, в отличие от воспитания, молодой человек является не объектом, а субъектом. Он определяет тысячу интересных тем, и неинтересных, которые работать не будут, если сам субъект не принимал участия в их разработке.
 
У молодежной политики есть несколько принципиально разных подходов, мы выбрали, скорее, патернали стский, в котором основная функция - забота.
 
Я думаю, что в разных регионах все очень по-разному. Мы говорим о молодежной политике в целом Российской федерации, а ведь очень многое зависит от власти в регионах. Когда вы садитесь в трамвай и едете в нем, вам фамилию водителя спрашивать не обязательно. Важно ведь, чтобы этот трамвай ехал. Идеальный вариант молодежной политики - это когда молодой человек не задумывается заботится о нем государство, или нет, а понимает, что он живет в стране, которой нужен. Главная задача в молодежной политике - это не создание каких то социальных льгот и для молодого поколения , а создание равных возможностей для молодых людей по отношению к другим категориям населения, поскольку изначально эти возможности были не равны. Человек которому 40 лет, у него есть опыт, связи, образование, обычно, есть уже жилье, то есть ему на это все на это не надо отвлекаться. А молодому человеку, который заканчивает университет, у него этого нет. И поэтому он по отношению к поколению своих отцов находятся в позиции неравных.
 

Сегодня ситуация по сравнению со временами юности родителей современных подростков, улучшилась. И трамвай может достигнуть пункта назначения в более короткое время. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".