Комментарий
8 Июля 2010 10:35

Неправда жизни

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>На обоих июньских кинофестивалях с огромным успехом у критики демонстрировали фильм Дмитрия Мамулия «Другое небо». Фильм и впрямь талантливый, но при этом, увы, невероятно фальшивый. «Может ли быть такое?» - спросите вы. Да еще как может! Как раз «Другое небо» позволило автору этих строк додумать до конца уже давно мучающую его мысль о большой неправде отечественного кинематографа наших дней – о большой неправде, присущей даже самым ярким, самым дерзновенным, да и самым оригинальным вроде бы картинам последних лет.<br />
<br />
Вкратце это можно сформулировать так: современный отечественный кинорежиссер берет какую-нибудь общечеловеческую коллизию и вписывает ее в узнаваемый (а часто и в усугубленный) контекст свинцовых мерзостей жизни - нынешней чаще всего московской, но иногда и провинциальной жизни, - делая при этом (невольно или нет, вопрос отдельный) главный упор на саму по себе демонстрацию этих мерзостей. Драма, а сплошь и рядом и гибель главного героя оказывается таким образом обусловлена, скажем жестче – детерминирована сугубо российскими реалиями, - в чем, собственно, и заключается фальшь, потому что драмы такого рода разыгрываются всегда и повсюду.<br />
<br />
В потверждение (или в опровержение) собственного тезиса я мысленно «перевел» несколько бесспорно сильных кинокартин с отечественного на американский – и не выявил фундаментальных различий.<br />
<br />
Вот безусловно лучший фильм прошлого года «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева. Стареющая библиотекарша с несложившейся личной жизнью ворует книги из поселковой библиотеки и продает их пассажирам проходящих поездов. Одну из книг внезапно возвращает морской офицер, а на самом деле вор в форме капитана второго ранга, - для него это первый (и переломный) честный поступок в жизни. Завязывается роман, оборачивающийся большим чувством: он, вор, припадает к ней, интеллигентке, как к носительнице духовного, а главным образом нравственного начала, - но и она, о ужас, оказывается воровкой.<br />
<br />
Она (Наталья Негода) живет в нищете, в бараке. Работа в поселке есть только на шахте.  Милиция коррумпирована, бандиты бесчинствуют. Квартирный вопрос разрушает семейные узы. Единственный благополучный человек – безнадежно влюбленный в немолодую библиотекаршу зубной врач. Вписанная в такой контекст драма особенно страшна. Но...<br />
<br />
Но «переснимем» этот фильм в Голливуде – и что изменится? Библиотекарша переберется из барака в трейлер и вместо кражи книг займется какой-нибудь спекуляцией со страховыми полисами. А шериф будет таким же бессовестным, гангстеры такими же наглыми, стриптиз в здешнем кабаке столь же жалким, а залетный вор столь же страдальчески неотразимым. Драма-то в чем? В том, что у интеллигентной женщины не сложилась жизнь – ни личная, ни какая другая.<br />
<br />
С «Бубном, барабаном» в прошлом году конкурировала разве что «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. И вновь то же самое. Клинически точно воссозданное осеннее обострение пожилого шизофреника, подобравшего на улице обобранного уличными налетчиками заезжего простака - и творящего на пару с ним смехотворные «добрые дела». Война со столь же сумасшедшим участковым – и смерть от его руки (точнее, под его ногами). Мучительный (для сумасшедшего) выбор: пить таблетки и вести сонно-растительное существование или не пить их – и безумствовать в московских дворах-колодцах.<br />
<br />
Ну, а если бы это были чикагские дворы? И простак прибыл бы, допустим, из Небраски? Ну, нет для него в Небраске работы – и приехал он поискать счастья в Чикаго. И подобрал его тамошний сумасшедший. Что изменилось бы?  В концепции данного фильма – всё! Исчез бы образ Москвы – «города, в котором невозможно жить». Невозможно жить нормальному человеку, а уж сумасшедшему тем более. А что, в Чикаго ему было бы лучше?<br />
<br />
И вот «Другое небо». Пожилой чабан , потеряв от таинственного мора свою отару, вместе с десятилетним сыном прибывает в Москву на поиски уехавшей туда на заработки и бесследно пропавшей жены. Проходит здесь все круги ада (кроме, впрочем, отказа в регистрации с последующей депортацией – такие «мелочи» режиссера не интересуют): унижения в милиции, каторжный труд, жизнь в клоповнике, гибель сына...  Поиски жены приводят его то в подпольные цеха, то на московские рынки, то в китайский бордель, то в религиозную секту  – и всё вроде бы понапрасну. И вообще он – Иов; как ни странна сама по себе задумка сделать  библейского Иова мусульманином. И снято всё – с зарубежными актерами и в основном на таджикском языке – сильно, и страшно, и, вместе с тем, красиво.<br />
<br />
И опять эта чертова Москва! И эта чертова Рашка!<br />
<br />
А что нелегальным иммигрантам в США из стран третьего мира приходится легче?<br />
<br />
Дмитрий Мамулия и сам, впрочем, настаивает на общечеловеческом звучании (а вернее, беззвучии) своего фильма, цитируя при этом Густава Малера, Льва Толстого и Мераба Мамардашвили. Но я подозреваю, что он путает общечеловеческое с фестивальным. Фильм и впрямь прямо сейчас участвует в конкурсе кинофестиваля в Карловых Варах – и не без шансов на успех, чему способствует и приглашение на главную роль популярного в Европе алжирского актера.<br />
<br />
Ну, и отталкивающий образ чертовой Москвы, а значит, и чертовой Рашки, понятно, тоже способствует...<br />
<br />
И где тут причина, где следствие (фильмы-то все хорошие), я сказать, честно говоря, не возьмусь.</p>
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".