Статья
26 Марта 2010 0:04

Непреклонная осторожность

<p>22-23 марта состоялся рабочий визит премьер-министра Израиля Биньямина (Биби) Нетаньяху в США. В ходе турне глава израильского правительства провел встречи с государственным секретарем США Хиллари Клинтон и вице-президентом США Джозефом Байденом. Нетаньяху выступил на ежегодной конференции Американо-израильского комитета общественных связей (AIPAC) и перед членами Конгресса США. Главным событием визита стали двойные переговоры израильского премьера с президентом Соединенных Штатов Бараком Обамой и консультации с представителями его аппарата - советником по национальной безопасности Джеймсом Джонсом и начальником аппарата Белого дома Рамом Эмануэлом. Основными темами переговоров стали иранская ядерная программа и пути налаживания палестино-израильского мирного диалога. Никаких предметных решений по итогам визита достигнуто не было. Израильская сторона отказалась прекратить строительство в Восточном Иерусалиме ради начала непрямого переговорного процесса с руководством Палестинской национальной администрации (ПНА).<br />
<br />
Поездка Нетаньяху в США стала плановой внешнеполитической инициативой, направленной на демонстрацию жесткой позиции Тель-Авива по вопросу решения палестино-израильского конфликта. Фактом беспредметных переговоров с высшим американским руководством Израиль отверг возможность предоставления каких-либо уступок Палестине. В начале марта 2010 года Рамалла заявила о своей готовности к началу непрямого переговорного процесса с Тель-Авивом при посредничестве США. Единственным условием палестинской стороны для запуска консультаций стало предоставление гарантий относительно полного замораживания строительства в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан, включая районы Восточного Иерусалима. Такой диалог с односторонними «вводными обязательствами» был признан израильским правительством не соответствующим национальным интересам страны.<br />
<br />
Результаты турне израильского премьер-министра в Соединенные Штаты говорят о том, что Израиль проявляет непреклонную осторожность в вопросе возобновления переговоров с ПНА. Такая линия поведения подразумевает, что Тель-Авив не пойдет на консультации с Рамаллой до тех пор, пока они будут прямо или косвенно увязываться с возможными ограничениями его национального суверенитета. Прекращение строительства в еврейских поселениях на Западном берегу рассматривается кабинетом Нетаньяху как вмешательство во внутренние дела Израиля. Об этом он открыто заявил в своём выступлении на конференции AIPAC 22 марта. В силу этого, Тель-Авив не откажется от политики непреклонной осторожности, пока его позиция не будет адекватно воспринята ПНА.<br />
<br />
Основной причиной сдержанного отношения израильского руководства к интенсификации переговорного процесса с ПНА является нежелание партии «Ликуд» ослаблять свои позиции в политическом соперничестве с «Кадимой». Прямые или непрямые переговоры с Палестиной, так или иначе, подразумевают возможные территориальные уступки со стороны Израиля. Речь идет как о прекращении строительства в Восточном Иерусалиме, так и потенциальном выводе еврейских поселений с Западного берега и Голанских высот. Подготовка нового, более масштабного Плана одностороннего размежевания, по образцу принятого правительством Ариэля Шарона в 2004 году, сохраняет свою актуальность. К такому сценарию стремится ПНА, Сирия, Египет и Саудовская Аравия. Этот проект поддерживают США. Причем американцы рассчитывают компенсировать уступки Тель-Авива расширением преференциальных гарантий безопасности Израиля. Вполне естественно, что принятие такого варианта решения региональных проблем – серьезный удар по позициям «Ликуд». Она фактически гарантировано потеряет поддержку националистического и крайне националистического электората, но и не сможет приобрести доверие у либеральной общественности, традиционно склоняющейся в пользу «Кадимы».<br />
<br />
Для партии Нетаньяху, доминирующей в правительстве, согласие на переговоры с Палестиной, дополненные потенциальными территориальными компенсациями, равносильно добровольному отказу от власти. Причем даже не плановый (то есть в случае поражения на парламентских выборах 2013 года), а скорее всего, досрочный. Более чем вероятно, что в случае согласия действующего кабинета на уступки палестинцам из него выйдут представители всех правых и националистических партий (в частности, «Наш дом Израиль», ШАС и «Яадут а-Тора»). В тактической коалиции с «Кадимой» они способны спровоцировать правительственный кризис, что приведет к досрочным парламентским выборам. А в ходе них наибольшие шансы на победу могут оказаться именно у партии Ципи Ливни. Естественно, что такой сценарий не соответствует интересам «Ликуд». В силу этого ей приходится затягивать начало переговорного процесса с ПНА.<br />
<br />
Серьезные внутриполитические издержки возобновления мирного процесса не означают, что кабинет Нетаньяху не намерен вести диалог с Рамаллой в принципе. Напротив, израильское руководство не скрывает своей заинтересованности в консультациях с ПНА. В Тель-Авиве прекрасно понимают, что затягивание с решением палестинской проблемы не способствует укреплению безопасности на израильской территории. Каждая новая проволочка – дополнительный стимул для исламских террористов в Газе и на Западном берегу в их стремлении спровоцировать новый конфликт. Однако ведомое «Ликуд» правительство возобновит процесс консультаций только тогда, когда будет полностью уверено в своём превосходстве над оппозицией. Иными словами полноценное восстановление контактов между Тель-Авивом и Рамаллой состоится лишь после качественного упрочнения позиций правых партий на внутриполитической сцене. Однако даже в этом случае правящий кабинет вряд ли согласиться на существенные территориальные уступки арабам. Идея сохранения коридора возможностей для политического маневрирования внутри Израиля остается для «Ликуд» и союзных ему партий (речь, прежде всего, идет о партии «Наш дом Израиль» - НДИ) главным императивом поведения на палестинском переговорном треке.<br />
<br />
В специфике подхода Израиля к урегулированию конфликта с ПНА можно отметить четкое стремление Тель-Авива стоять на своём. Кабинет Нетаньяху стремится любой ценой отстаивать собственную точку зрения и не идти на уступки арабам даже по сугубо тактическим вопросам. Причем повлиять на мнение еврейского правительства не может даже кабинет Обамы, наращивающий свои усилия на ближневосточном направлении. Демонстрируемая стойкость характеризует израильское руководство как волевое и способное отстаивать национальные интересы своей страны. Вполне вероятно, что подобная модель поведения способна заставить международных посредников принять израильские правила игры и ориентироваться в выработке сценариев преодоления кризиса на Ближнем Востоке с большим учетом мнения Тель-Авива.<br />
<br />
Главным ограничителем, способным не только дезавуировать непреклонно осторожную линию Тель-Авива на палестинском треке, но и поставить под вопрос текущий процесс мирного урегулирования является возможное обострение ситуации вокруг сектора Газа. В январе-феврале 2010 года на границе Израиля с палестинским анклавом было относительно спокойно (по местным меркам). Боевики «Хамас» не совершали крупных диверсий, ограничиваясь символическими пусками по израильской территории самодельных ракет «Кассам». Однако с середины марта ситуация начала обостряться. Заметно возросло число ракетных ударов с окраин сектора Газа. Одновременно в приграничных с Палестинской автономией районах Израиля начали фиксироваться регулярные случаи нападений палестинцев на еврейских военных и мирных граждан. Ответ Тель-Авива оказался симметричным. На Западном берегу увеличилось число рейдов по аресту лиц подозреваемых в террористической деятельности (14 марта был арестован начальник регионального штаба «Хамас» Махэр Удда). А с 19 марта ВВС Израиля возобновили нанесение точеных ударов по целям на территории сектора Газы (последний из них был зафиксирован в ночь на 24 марта). Следует полагать, что сохранение подобного режима постоянной напряженности может спровоцировать ползучий переход сторон к открытому военному противостоянию. Принципиальная позиция правительства Нетаньяху заключается в том, чтобы всегда отвечать ударом на удар. А это означает, что в случае интенсификации обстрелов со стороны «Хамас», Тель-Авив может санкционировать проведение новой полномасштабной военной операции на территории Газы.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".