Комментарий
254 4 июня 2014 15:03

Неспособность к диалогу

Начался новый этап гражданской войны на Украине. В эпицентре событий - Луганск и Донецк. Сюда направился сегодня и. о. президента Украины Александр Турчинов, который ещё накануне заявил, что надо подумать о введении военного положения на юго-востоке Украины. Связана ли новая фаза натиска на восток Украины с предстоящей инаугурацией? Грозит ли региону гуманитарная катастрофа? Стоит ли ждать вмешательства ООН? На эти и другие вопросы «Актуальным комментариям» ответил политтехнолог Андрей Максимов.

- Согласны ли вы с мнением, что новый этап так называемой «антитерористической операции» на востоке Украины обусловлен предстоящей инаугурацией Порошенко? Реально ли в такие сжатые сроки как-то решить вопрос с восточной Украиной? 

- Новая фаза боевых действий на востоке Украины не совсем связана с инаугурацией. Проблему решать нужно независимо от того, будет новый президент или останется и.о. президента Турчинов. Нестабильная ситуация в стране неприемлема для любой власти. Силовой сценарий избран во многом потому, что мы имеем дело с властью, которая пришла в результате силового решения конфликта, а не правового разрешения спора.

С самого начала, с 21 февраля, идут последовательные нарушения одной за другой всех договорённостей. Новые власти выбирают силовой путь, потому что не видят для него альтернативы. Они сами не выполняют договорённости и не надеются на то, что противная сторона начнет их исполнять.

Собственно говоря, с этим и связана эскалация насилия на юго-востоке. Но совершенно очевидно, что чисто полицейскими методами проблему уже не решить, потому что сопротивление населения возрастает.

Кроме того, в настоящий момент в регионе проходит поляризация. Киевские власти сначала рассчитывали разыграть национальную карту. Но это не сработало. Националистическая линия и так уже зашкаливает, к тому же очень многие украинцы сами заполняют ряды сопротивления, так как считают, что надо более толерантно относится к представителям других национальностей, дать им больше прав, дать больше возможностей территориям. Тем более, таким территориям как Донецкая и Луганская области, которые в значительной степени экономически кормят всю Украину.

Но проблема, к сожалению, решаться в правовом порядке переговорным путем не планируется, будет наблюдаться только эскалация насилия.

- Как при таком раскладе действовать России?

- Естественно, России этот вариант крайне неприятен. Полагаю, любой стране было бы неприятно, если бы рядом с ее границей ее соплеменников убивали бы самыми варварскими методами, путём бомбежек, без суда и следствия, путём применения насилия в отношении не только вооруженных лиц, а фактически даже тех, кто не имеет отношения к сопротивлению. Поэтому Россия будет пытаться влиять, в том числе путём принятия соответствующих решений ООН. Тем более, что в июне РФ возглавила Совбез ООН.

Но наши инициативы легко могут заблокировать. Достаточно позиции трёх членов – Франции, Англии и США, которые не разделяют нашу точку зрения на происходящее в Украине. Так что решить проблему путем принятия соответствующей резолюции крайне проблематично.

- Можно ли сравнить ситуацию на Украине с другими распадническими явлениями современной истории, например с событиями в Югославии?

- Ели мы сравним эту ситуацию с другими межэтническими конфликтами или сепаратистскими межрегиональными конфликтами (возьмем ту же Югославию, например), то ввод войск ООН возможен после того, как будет обозначена линия разделения двух вооружённых групп. В настоящий момент на Украине достаточно мозаичная картина. Это даёт Украине надежду на то, что она сможет всё-таки подавить силовым путем сопротивление, потому что киевские власти продолжают контролировать и часть внешних районов, и даже часть внутренних территорий в этих двух республиках.

С другой стороны, куда вводить войска? Войска могут входить в зону разделения, а если разделение находится внутри, то невозможно проводить ни полицейскую операцию, ни операцию миротворческую. И в данном случае можно говорить только об усилении гуманитарной помощи.

Но гуманитарную помощь нужно всё-таки, с моей точки зрения, оказывать и путём уведомления противоборствующих сторон о том, что гуманитарный коридор открывается, путем прикрытия его при помощи силовых структур. В случае, если по машинам или по технике, перевозящей гуманитарную помощь, будет нанесен удар любой из сторон, это будет большой проблемой для нашей страны.
Представляете, нам нужно обеспечить их безопасность. В этом плане какие-то силовые структуры того же МЧС - там у них есть специальные силовые структуры прикрытия - должны быть введены с конвоем гуманитарной помощи, как мы это делали в Югославии. Вообще, судьба жителей этих двух регионов вызывает большие беспокойства.

- Какова судьба жителей этих двух регионов? Могут они  покинуть родные дома или вынуждены оставаться там под бомбёжкой?

- Люди, которые не участвуют в сопротивлении, готовы бежать куда угодно. Одни переезжают в Россию, бегут в районы Центральной и Западной Украины. Если говорить о  Краматорске и Славянске, там, конечно, ситуация сложнее, так как людям не предоставляют гуманитарный коридор. Им никто этого не предлагает.

Кстати, даже во время того же чеченского конфликта наши войска, прежде чем применять силу, давали возможность мирным жителям выйти и предупреждали, что есть коридор, по которому могут выйти все, кто не замешан в этой ситуации.

В данном случае, к сожалению, со стороны украинских властей ни о каких коридорах речи не идёт. Но я думаю, что это во многом связано, во-первых, с низким уровнем подготовки украинских вооружённых сил, с высоким уровнем анархии и с низким уровнем связи и командования. Когда после удара ВВС их же командующий вооружёнными силами в интервью телевидению объявляет, что ВВС там не могли ударить, причем опровергая то, что уже сделано - это результат того, что он сам дезинформирован своими же собственными подчинёнными. Как любой революционный режим, пришедший к власти в результате насильственного переворота, они всё ещё находятся в режиме внутренней дестабилизации. И даже избрание Порошенко вряд ли им поможет нормализовать ситуацию. В условиях революции крайне радикальные идеи начинают доминировать.

-  Киевские власти не исключают введения военного положения на юго-востоке Украины.  Как повлияет такой шаг на существующее положение дел, расстановку сил и т.д.?

- Для введения военного положения должен быть выполнен ряд условий. Специфика его заключается в том, что отменяется действие гражданских органов власти, гарантии прав личности. То есть люди могут задерживаться без суда и следствия на неопределённое время. Никакое право на звонок и право на адвоката тоже не гарантируется. Все наивысшие полномочия осуществляют военные коменданты или командиры на местах. Гражданские органы власти в виде депутатов, мэров, даже губернаторов уже не действуют. В этом специфика военного положения. И, соответственно, закон о военном положении подразумевает жёсткие ограничения на время пребывания на улице гражданского населения. В принципе, это общепринятые нормы о военном положении. Какие нюансы в украинском законодательстве, сказать сложно.

Сложно предположить, чем закончится поездка Турчинова на восток страны. Думаю, что он в очередной раз поедет убедиться, что его дезинформируют: ему докладывают одно, а в реальности он увидит другое. Если верить докладам господина Авакова, то там уже всё давным-давно по десять раз очищено, разгромлено и введено в зону контроля.

Но, на самом деле, как мы знаем, фактически ничто с места не двигается, кроме отдельных блок-постов, но без массированного применения авиации, тяжёлой артиллерии и т.д. А применение авиации и артиллерии - это уже как раз специфика военного положения, то есть с военным противником воюют уже не полицейскими методами, а методами введения армии, вплоть до использования стен залпового огня, ВВС, ковровой бомбёжки и т.д. Получается, киевские власти считают, что они имеют дело с военным противником, а не с инакомыслящими людьми, по-другому видящими будущее Украины.

Самое в этом деле неправильное - то, что даже попыток вести переговоры с оппонентами на юго-востоке, к сожалению, никаких не предпринимается. И это самая главная ошибка киевских властей.

Лина Вискушенко, специально для «Актуальных комментариев».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".