Комментарий
4504 5 апреля 2011 11:15

Нестабильность Африки

Максим Минаев политологМаксим Минаев

Максим Минаев
политологМаксим Минаев

Для Африки в целом характерна нестабильность, которая носит в том числе этно-религиозный характер. С момента получения независимости большинство стран Африки - это было еще в 1960-м году, то есть прошло уже полвека  -  так и не смогли развить целостные и прочные политические системы. Там прошел процесс обратного развития в политическом отношении и сейчас большинство стран Африки испытывают проблемы в том, что касается и открытости и транспарентности политической борьбы, смены руководства.

Причем, такая ситуация характерна не только для таких стран как Кот-Д’Ивуар, например, но и для более крупных стран – например,  аналогичная проблема есть в Нигерии. То есть, там приблизительно схожие проблемы:  и на выборах в парламент, и на выборы в президенты страны периодически случаются серьезные кризисы, которые характеризуют Африку как достаточно неустойчивый регион в политическом отношении.

Племенная организация никуда не ушла, просто она перенеслась на такой урбанистический уровень. Кроме того в этих странах есть и религиозные отличия - часть населения исповедует христианство, а часть ислам - это тоже все ведет к обострению ситуации.

В Африке конфликты не кончались никогда, их сплошная череда – то в одном месте вспыхивает, то в другом.

Случай с Кот-Д’Ивуаром примечателен только тем, что на его территории активизировалась Франция, которая преследует свои цели, вмешавшись в политический конфликт между двумя сторонами. Франция традиционно была одним из операторов на африканском направлении, но сейчас  в условиях роста влияния Китая в Африке и сохранении традиционной роли в этом регионе Соединенных Штатов, французам хочется восстановить свои позиции.

Сенегал недавно отказался от военного партнерства с Францией и заявил о желании закрыть все военные французские базы на своей территории. Это может быть воспринято как сигнал и другими странами. У Франции очень много друзей в Африке - достаточно просто посмотреть, с кем они в свое время  проводили парад  на Елисейских полях, посвященный взятию Бастилии - там все эти африканские государства были представлены своими контингентами. Конечно, Франция может воспринять это как угрозу, потому что вслед за Сенегалом от военного партнерства способны отказаться и другие игроки.

Естественно, в этой ситуации необходима демонстрация силы, что мы сейчас и видим.  Сюда можно добавить и операцию в Ливии, а ведь у нее есть очень серьезный подтекст регионального масштаба, потому что Каддафи, в период когда у него была полнота власти в Ливии, старался выстраиваться в союз с государствами Центральной Африки, альтернативное по сути политическое образование Африканскому союзу и системе связей, которые были у Франции.

Большинство стран, с которыми Каддафи контактировал - это как раз были государства, где французский является либо государственным, либо официальным языком, то есть языком официального общения африканского населения. Естественно, это французы воспринимали как еще одну проблему на континенте, с которым помимо Китая и США приходилось сталкиваться, причем, проблему в собственной зоне влияния. Естественно сегодняшнее участие Франции в операции "Одиссея. Рассвет" оно в том числе продиктовано желанием ослабить потенциального конкурента и помимо этого подтвердить свои права на присутствие в Африке.

Другое дело насколько это продуктивно - французы воюют за использование природных ресурсов африканских государств, но они ведь имеют очень серьезную издержку из-за миграции, и насколько такой баланс между миграцией и природными ресурсами будет их устраивать в дальнейшем - сказать сложно.  Потоки мигрантов - это по сути плата за использование африканской ресурсной базы. Они могут очень серьезно изменить демографический и этно-религиозный состав самой Франции, потому что в силу специфики французского законодательства у них пока нет реальных действующих серьезных механизмов, которые способны бы были остановить эту миграцию.

Такая политика была продуктивна в 70-80 годы, но сейчас, мне кажется, она будет давать сбои и французам предстоит поставить вопрос о том, готовы ли они  платить и дальше миграционными послаблениями за использование природных ресурсов Черного континента.

Максим Минаев
, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".