ИНСОР: Слияния субъектов бессмысленны
7 апреля в Институте современного развития (ИНСОР) состоялась презентация доклада «Объединение регионов Российской Федерации: за и против». Авторы доклад - С.С.Артоболевский, О.И.Вендина, Е.Ш.Гонтмахер, Н.В.Зубаревич, А.В.Кынев.
В аналитическом докладе «Объединение субъектов Российской Федерации: за и против» рассматривались как реализованные слияния, так и варианты потенциального объединения. Обзор базируется на опубликованной информации и на полевых исследованиях в нескольких автономных округах.
По результатам проведенного анализа авторы сделали «некоторые выводы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение.
По мнению авторов:
1. Осуществленные на сегодня слияния имеют суммарно нулевой эффект. Вполне возможно, что в будущем стране понадобится новое административно-территориальное деление, не исключены и слияния субъектов, но в рамках осмысленной реформы, а не отдельных нескоординированных акций.
2. Слияния не повысили управляемость пространством страны, еще раз продемонстрировав необходимость построения адекватной потребностям страны региональной политики и реформы в сопредельных сферах.
3. Продолжение политики укрупнения чревато всеми видами конфликтов: от экологических до этнических.
4. Проблемы Центра связаны не с многочисленностью субъектов, а со стремлением «федералов» регулировать все и вся. Де-юре Россия – федерация (с независимым от государственной власти местным самоуправлением), де-факто унитарное государство (с вертикалью власти, которая пронизывает все территориальные уровни).
5. Решение о начале кампании объединения округов с «материнской» областью и выбор конкретной «матрешки» были преимущественно продиктованы политическим соображениями, без адекватной социально-экономической экспертизы и непрозрачной системе принятия решений.
6. Подъем экономики в начале текущего века и сменивший его кризис намного сильнее воздействовал на регион, чем любое из реализованных объединений. Практически невозможно выделить последствия собственно объединения.
7. Объединение не столь вредно, сколь бессмысленно. Было вложено много денег и политического капитала при почти нулевой эффективности (даже в области пиара).
Эксперты заключают доклад мыслью о том, что «к реформе административно-территориального деления России можно обратиться только после достижения политической, экономической и социальной стабильности страны».
Есть доклады политические, полемические – например, доклад про развитие политической системы, который, по своей сути, является не столько научным документом, сколько де-факто политическим манифестом, который мог бы быть программой какой-то политической партии, в частности праволиберальной. Его именно так и надо воспринимать. Собственно, руководители ИНСОРа никогда не скрывали, что применительно к тому докладу они преследовали отчасти провокативную заострённую политическую цель.
Бывают доклады, посвящённые узким отраслевым вопросам. Например, недавний доклад по банковской системе. У участников рынка, у специалистов, экспертов он тоже вызывает ряд вопросов, но это вопросы определённых дискуссий профессионалов, специалистов банковского сообщества по поводу того, насколько там учтены или не учтены те или иные тенденции. Такие доклады, по большому счёту, никогда не становятся предметом какой-то широкой общественной дискуссии, но в профессиональной среде они обсуждаются достаточно активно.
Что касается последнего доклада «Объединение регионов РФ», доклад носит достаточно дискуссионный характер. В его подготовке действительно принимали участие довольно серьёзные, авторитетные эксперты – в частности, Наталья Зубаревич. Этот доклад вполне дискуссионный, его можно обсуждать.
Есть целый ряд проектов, которые до сих пор не реализованы, хотя рассматривались. Существуют объективные сложности укрупнения даже ряда «матрёшечных» субъектов, связанных с автономными округами, по которым до сих пор не существует какого-то окончательного решения. Доклад довольно объёмный, большой, его имеет смысл обсуждать.
На мой взгляд, какие-то окончательные выводы относительно процесса объединения регионов России делать рано. Действительно, эта политика, которая в своё время была инициирована и была связана с желанием разгрузить сложность структуры федерации, решить проблему «матрёшечных» субъектов частично эту проблему решили, поскольку всё-таки у нас ещё остались некоторые автономные округа. Но сказать, что этап укрупнения, который на сегодняшний день реализован, преследовал ещё какие-то дополнительные, иные системные цели, на мой взгляд, нельзя. Это делалось для разгрузки излишне сложной структуры федерации.
То, что в докладе одновременно говорится о том, что у нас эволюционировала в сторону цивилизации сама модель федерализма, - да, это действительно так, но мне кажется, что это уже другая проблема, которую нужно обсуждать отдельно. Она не всецело связана именно с проблематикой объединения. Эволюция модели федерализма, в том числе и системы межбюджетных отношений, - это отдельная широкая тема, которая явно требует отдельного рассмотрения.
Вообще доклад очень большой, и в коротком комментарий вряд ли можно затронуть все его аспекты.