Собянин ввел персональную ответственность за тендеры на госзаказ
Столичные чиновники персонально отвечают за формирование тендеров на госзаказ, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на оперативном совещании в пятницу.
Собянин сказал: «Картина в целом не только, как выяснилось, по департаменту здравоохранения, но и по другим по итогам 2010 года, к сожалению, не очень красивая», передает «Интерфакс».
Он отметил, что, по итогам анализа, в 2010 году доля торгов по госзаказу с единственным участником по департаменту науки и промышленности столицы составила 74%, по департаменту топливно-энергетического хозяйства - 55%, по департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства - 45%, по Москомархитектуре - 62%, , по Москомнаследия - 57%, по Центральному административному округу Москвы - 34%.
По данным московского мэра, доля контрактов с нарушениями сроков исполнения составляет по перечисленным структурам 56-65%. При этом доля контрактов, по которым применены штрафные санкции за срыв сроков, не превышает 0,4%.
«Коллеги, так дело дальше не пойдет, я понимаю, что целый ряд вопросов требует серьезной проработки и не так просто решается. Но, тем не менее, совершенно отчетливо прослеживается система по формированию заказов под единственного исполнителя и, как показывает анализ исполнения контрактов, не самого лучшего исполнителя, и не самого дешевого», - сказал Собянин.
Он отметил, что власти города рассмотрят мероприятия, которые могут улучшить эту работу, и дадут соответствующие поручения.
«Но я бы хотел сказать, что, несмотря ни на какие поручения, изменение нормативных актов правительства, - ничего не получится, если вы сами предметно не возьметесь за эту работу и не проникнетесь ее важностью. Считаю данную работу вашей персональной ответственностью, имейте это ввиду», - заявил столичный мэр, обращаясь к московским чиновникам.
Как сообщали «Актуальные комментарии», 29 октября президент РФ Дмитрий Медведев потребовал жестко наказывать тех, кто наживается на государственных закупках.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов заявил в интервью «Актуальным комментариям»:
«Действительно, в Российской Федерации значительная часть бизнес-структур связана со сферой госзакупок, и в этой сфере ввиду ее непрозрачности очень серьезная коррупционная составляющая (она в основном там и реализуется). Сумма порядка одного триллиона, обозначенная главой Контрольного управления – это достаточно скромная оценка. Очевидно, что для того, чтобы бороться с воровством, нужно повышать прозрачность закупок – выходить на интернет-аукционы, выходить на дистанционные формы размещения.
Второе – необходимо выстраивать эффективную судебную систему, квалифицированную, способную расследовать сложные, и, как правило, очень запутанные экономические дела и обладающую квалификацией и доверием у всех сторон, участвующих в процессе.
Также здесь имеет смысл привести к некоему ужесточению осуждения за коррупционные схемы. Другое дело, что введение смертной казни – это, наверно, слишком радикальное решение. Важно, чтобы долгие сроки и антикоррупционные кампании не использовались как борьба между различными группами влияния. Но в целом решение по ужесточению срока достаточно справедливое.
И, естественно, необходимы различные схемы, связанные с так называемым «волчьим билетом на профессию» – то есть невозможностью занимать аналогичные должности, либо, соответственно, в случае, если уличены исполнители и посредники, необходимо искать и заказчиков, которые, как правило, под эти дела не подпадают.
Плюс ко всему необходимо работать и с экономической активностью самих предпринимателей – как правило, про различные конкурсы становится известно именно от конкурирующих структур. Поэтому здесь крайне важно создать более цивилизованную схему работы самих бизнес-структур как таковых в Российской Федерации.
Это существенно повысит доверие в целом к госзакупкам, их эффективность (потому что их эффективности во многом препятствует коррупционная маржа, которая в них присутствует), и, соответственно, превратит госзакупки из госкормушки в эффективный инструмент развития экономики РФ. Ведь в конечном счете госзакупки определяют те направления и приоритеты, которые государству интересны и, соответственно, создает стимулы для развития внутреннего предпринимательства.
Если эти стимулы будут наработаны только на приближенных к госструктурам компаниям, то эффективность для развития в целом секторов будет не очень высока и госзакупки будут все время дорожать, и расходы государства по этой статье будут увеличиваться.
Поэтому в принципе повышение эффективности, усиление государственного контроля и открытие доступа к государственному заказу со стороны правительства и федеральных ведомств – это важный шаг к повышению прозрачности как самой системы, так и повышению эффективности экономики. Особенно остро эта проблема будет стоять в регионах, где ситуация, как и инвестиционный климат, очень сильно различается».