Статья
1122 14 апреля 2012 11:35

Возобновляются переговоры по иранской ядерной тематике

Сегодня в Стамбуле после полуторагодичного перерыва возобновляются переговоры «шестерки» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия – ред.) с Ираном.

На Западе предстоящий раунд переговоров называют последним шансом избежать силового решения иранской ядерной проблемы, прибегнуть к которому откровенно грозит Израиль.

Предыдущие переговоры по иранской ядерной проблеме проходили в Стамбуле в январе 2011 года. Они не дали результата. Затянувшийся перерыв между раундами был полон многочисленными взаимными обвинениями в отсутствии искренности в подходах сторон и нежеланием считаться с озабоченностями каждой из них. 

Запад продолжает высказывать опасения, что Тегеран под предлогом мирного атома пытается создать ядерное оружие.

Как заявила госсекретарь США Хилари Клинтон, «шестерка» на переговорах будет добиваться, чтобы Иран продемонстрировал отсутствие у него военных ядерных амбиций. Она предлагает несколько путей - прекращение обогащения урана до 20%, вывоз такого высокообогащенного урана из страны, открытие постоянного доступа инспекциям и разрешение провести проверки ядерных исследований.

В США подчеркивают, что все способы решения иранского вопроса не снимаются с повестки дня.

«Мы бы хотели добиться мирного решения по проблеме (иранской ядерной – ред.), которая вызывает озабоченность у мирового сообщества, но время для дипломатии не безгранично, все меры остаются на повестке дня для того, чтобы не позволить Ирану обладать ядерным оружием», - подчеркнула Клинтон.

Россия выступает категорически против силовых сценариев, а также оказания давления на Иран в виде жестких санкций и форсирования решения вопроса.

«Есть понимание, что двигаться надо поэтапно. Цель одна - полная ясность в отношении ядерной программы Ирана и необходимость убедиться, что в ней нет какого-либо военного измерения. Этим должно заниматься МАГАТЭ. Вопросы, которые МАГАТЭ хочет прояснить, Ирану известны», - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в преддверии переговоров журналистам.

Он приветствовал заявленное главным переговорщиком, секретарем Высшего совета национальной безопасности Саида Джалили, намерение представить в Стамбуле новые инициативы.

«Связываем определенные надежды на встречу "шестерки" с Ираном, которая состоится 14 апреля в Стамбуле. Иранские переговорщики заявили накануне, что у них будут какие-то новые инициативы, чтобы урегулировать эту ситуацию. Я думаю, что это неплохой подход. У нас тоже есть конкретные предложения. У американцев есть предложения, как двигаться поэтапно на условиях взаимности», - рассказал Лавров по пути из Вашингтона в Москву.

Что касается Китая, то там убеждены, что иранский вопрос нельзя решить разом. «Иранский ядерный вопрос очень сложный, его нельзя решить наскоком, в процесс неизбежны проблемы и трения. Китайская сторона надеется, что все стороны проявят сдержанность, будут неизменно придерживаться основной цели диалога, преодолевать непонимание и разногласия», - сказал ранее помощник министра иностранных дел КНР (в ранге замминистра) Ма Чжаосюй, который возглавляет на переговорах китайскую делегацию. 

В свою очередь Иран продолжает настаивать на мирном назначении своих ядерных программ

После переговоров в Иране премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил журналистам: «Али Хаменеи (руководитель Исламской республики – ред.) говорит о том, что в соответствии с законом шариата нельзя применять оружие массового поражения. Он говорит, что в его религии нет места подобным вещам. После такого заявления я не думаю, что Иран разрабатывает ядерное оружие». 

Между тем официальный представитель госдепартамента США в связи с этим заявила: «Иранцы сами утверждали на уровне верховного руководителя (аятоллы Хаменеи – ред.), что у них нет никаких амбиций в области производства ядерного оружия. Если это так, то им будет достаточно просто продемонстрировать это к удовлетворению мирового сообщества», - сказала она на брифинге. 

В преддверии встречи Иран выступил с ещё одним компромиссным заявлением о возможности прекращения производства обогащенного до 20% урана.

По словам директора Организации по атомной энергии страны Ферейдун Аббаси, Иран может прекратить производство обогащенного до 20% урана, как только получит достаточное для внутренних потребностей количество топлива. «Обогащение урана до 20% осуществляется исходя из наших потребностей. Как только мы получим необходимое нам количество такого топлива, мы сократим его производство и можем даже полностью перейти на обогащение лишь до 3,5%», - сказал он.

По мнению наблюдателей, Иран сам заинтересован в успешном проведении переговоров, чтобы тем самым дать повод США и Западу отменить введенные против него экономические санкции.

Между тем Израиль в успех переговоров не верит и пытается убедить своих союзников, в первую очередь - США, в том, что Иран «уже слишком близко подошел к созданию ядерного оружия» и требуются превентивные удары по его ядерным объектам. По мнению Тель-Авива, Иран с помощью переговоров стремится выиграть время для того, чтобы активизировать создание атомной бомбы. 

В свою очередь заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков отметил, что раунд переговоров «шестерки» не должен стать единичным.

«Мы хотели бы, во-первых, чтобы стороны договорились о продолжении диалога, чтобы предстоящий раунд не стал одноразовым мероприятием, а чтобы мы сразу имели определенную перспективу для организации в не очень отдаленном будущем следующего раунда», - сказал он «Интерфаксу» в преддверии переговоров в Стамбуле. Отметим, Рябков представляет российскую делегацию на переговорах.

«Я надеюсь, что переговоры, которые приближаются, пройдут по-другому, что не будет между следующим раундом и возможным продолжением переговоров полуторагодичной паузы, как это было сейчас», - сказал он.

Замглавы МИД РФ также заметил, что с переговорами «шестерки» с Ираном нельзя медлить, так как ситуация может ухудшиться в любой момент.

«Котел может взорваться, если не открыть дипломатический клапан», - пояснил он.

Как отметил дипломат, Россия выступает против злоупотребления санкционным давлением в отношении Ирана.

«Наши партнеры в США и в Евросоюзе относятся к санкциям так, как, например, в разных обществах группы подростков, которые очень увлекаются амулетами, оберегами. Амулеты и обереги - это средства, которые отгоняют злых духов», - пояснил дипломат.

«Для США и Евросоюза санкции - это такие амулеты, которые должны отогнать этих злых духов, потому что никакого рационального подхода ко всему этому в политике США и Евросоюза я не вижу, вообще не вижу. Это полный сюрреализм», - подчеркнул замминистра.

Он заявил, что в Москве также считают неприемлемыми угрозы в адрес Ирана о возможности силового удара по нему.

«Увы, есть горячие головы, в том числе в Израиле, которые, судя по всему, полностью утратили веру в возможность договориться с Ираном. Не им самим, потому что у них контактов нет, а в то, что "шестерка" может договориться с Ираном на общеприемлемой основе, поэтому ведут разговоры о возможном применении силы», - сказал дипломат.

«Это неприемлемо, и это, по всем канонам, должно быть прекращено. Потому что политикой угроз, так же как и политикой санкций, никто не сможет добиться уступок от иранской стороны», - добавил он.

Одновременно дипломат призвал других участников переговоров не давить сильно на Иран и не загонять его в угол в ходе предстоящего раунда переговоров.

Вместе с тем, Рябков отметил, что ядерная проблема Ирана должна оставаться центральной в ходе переговоров. «В центре внимания и в фокусе должна находиться иранская ядерная программа. В этом мы согласны с партнерами по "шестерке"», - заметил он.

Как писали «Актуальные комментарии», накануне Agence France-Presse со ссылкой на близкий к иранской делегации источник сообщило, что позиция западных стран в преддверии переговоров с Ираном по ядерной проблеме не вызывает энтузиазма в Тегеране.

«На данном этапе иранская делегация считает, что позиция западных стран, в том виде, в котором она была выражена на встрече глав МИД "группы восьми" и в сообщениях СМИ, не может не расстраивать и не разочаровывать», - заявил собеседник агентства.

Между тем ранее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отмечал, что Иран продолжит развитие сферы ядерных технологий, даже если против нее выступит весь мир.

«Ядерная промышленность - это локомотив, который тянет за собой другие отрасли. Она схожа с космической промышленностью, которая помогает развивать десятки "вспомогательных" отраслей. Именно этим путем мы должны идти», - заявил он.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".