Россияне больше всего доверяют президенту и церкви
Уровень доверия россиян к президенту остается высоким, свидетельствует опрос социологов «Левада-центра».
Сейчас 49% респондентов считают, что глава государства заслуживает доверия, противоположного мнения придерживается 13%.
При этом так же высок уровень доверия россиян к церкви и религиозным организациям - 49%, не доверяют им 9% опрошенных.
Председателем правительства довольны 42%, не испытывают к нему доверия 15%.
На третьем месте по уровню доверия граждан - армия (41% против 15% негативно настроенных респондентов). Далее следуют правительство (30% против 17%) и органы госбезопасности (30% против 15%).
Рейтинг недоверия возглавляет полиция - 31% против 18%. В пятерке антирейтинга - местные (29% против 22%) и областные органы власти (25% против 22%), крупный бизнес (25% против 14%) и профсоюзы (24% против 17%).
СМИ пользуются доверием у каждого четвертого респондента (25%, не доверяют 17%), банки - у 22% (21%), малый и средний бизнес - у 22% (17%), прокуратура - у 21% (21%), суды - у 21% (24%), Совет Федерации - у 21% (18%), Госдума - у 20% (23%), политические партии - у 11% (31%).
Опрос «Левада-центра» был проведен среди 1525 жителей России 1-17 июня, передает «Интерфакс».
Данные этого опроса вполне соответствуют другим исследованиям, каких-то открытий я тут не вижу. Ситуация даже по сравнению с девяностыми годами довольно инерционная. Мало что поменялось.
Рейтинг института президентства вырос, потому что в девяностые годы президентство связывалось с Ельциным и его разрушительной ролью в истории России, а сейчас - с Путиным и его ролью стабилизатора и интегратора нации, человеком, вернувшим ей достоинство и самоуважение.
Реформа полиции не удалась, это очевидно. Все, что удалось - это повышение зарплаты сотрудникам и новая форма одежды. Если бы реформа удалась, то не надо было бы менять министра, и не надо было бы сейчас создавать рабочую группу по разработке нового этапа реформы. Пока поднять престиж полицейского не удалось.
Профсоюзы в том виде, в котором они сейчас присутствуют – это рудимент советской системы. Независимых профсоюзов, создавшихся с нуля, очень мало, законодательство этому совершенно не благоприятствует. Кроме того, наши люди привыкли к профсоюзам как к приводному ремню администрации предприятия, который занимается распределением путевок, а не защитой прав трудящихся.
Хотя советская система уже исчезла, весь аппарат профсоюзов остался с советской поры. Он занимает место, не давая прорасти новым росткам профсоюзного движения.
Система нашего полугосударственного капитализма пока не благоприятствует созданию каких-то независимых организаций трудящихся.
Какие-то намеки на желание власти действовать в этом направлении в последний год обозначались, но пока это не более, чем намеки. Я говорю, например, про назначение рабочего Холманских полпредом, про заявление Путина о том, что нам нужно двадцать пять миллионов рабочих мест и т.д. Но пока это скорее политическая риторика. Поэтому профсоюзы ожидаемо внизу рейтинга.
Кстати, рейтинг партий тоже невысок. Причина кроется в нашем конституционном устройстве. У нас партии не влияют ни на что, кроме как на формирование Думы. А у Думы только два полномочия – это поддержать либо не поддержать кандидатуру на роль премьера и утвердить либо не утвердить бюджет. Правительство она не формирует, поэтому голосование на выборах в Думу – это скорее развлечение, чем ответственный выбор. Вот граждане и развлекаются. Ответственный выбор – это только выборы президента.
Тема местного самоуправления очень глубокая и обширная, об этом можно писать тома. Главное - то, что у нашего местного самоуправлению нет денег. Разговоры о том, что надо бы местным властям давать не только полномочия, но и деньги, идут давно, но остаются разговорами. В прошлом году, например, из консолидированного бюджета было обещано передать с федерального уровня на МСУ триллион рублей, но пока ничего не сделано.
В результате органы местной власти ничего не могут, кроме как выплачивать зарплату себе любимым и своим родственникам, которых они устраивают на посты в администрации.
В этой связи местное население на выборы в местные органы власти вообще не ходит, и все свои надежды возлагает не на это местное начальство, а на начальство региональное или, даже чаще, федеральное.
Поэтому МСУ – самый близкий и, наверное, самый важный уровень власти – оказывается абсолютным антилидером рейтингов влияния различных общественных и государственных институтов.
Результаты исследований демонстрируют очень тревожную для власти ситуацию. Несмотря на то, что лидеры рейтинга доверия – это высшая власть, ситуация может измениться очень быстро.
Рационального основания для того, чтобы россияне доверяли первым лицам государства, не существует. Это скорее психологический феномен: если не доверяешь тому, кто рядом с тобой, кто близко, чье плечо ты ощущаешь, хочется верить в доброго дядю.
Именно поэтому пока еще есть некоторый уровень доверия к первым лицам государства, которые действуют, как говорили в греческом театре, как бог из машины («Deus ex machina»), силы, которые приходят на выручку в последний момент.
В любом здоровом обществе высокий уровень доверия вызывают представители так называемого повседневного государства, той же полиции. Но в соответствии с соцопросом, в России они такого уровня доверия не вызывают.
Власти необходимо работать для того, чтобы по отношению к так называемому повседневному государству, в том числе и к полиции, был высокий уровень доверия. Тогда общество у нас будет достаточно устойчивым.
В противном случае политическая ситуация будет очень динамичной. На этой политической ситуации могут сыграть политические авантюристы, которые стремятся к расшатыванию стабильности. В нулевые годы стабильность была абсолютной константой, а сейчас становится все более и более относительным условием.
Реформа правоохранительных органов провалилась. Это подтверждают события в Казани в отделении полиции «Дальний» и аналогичные злоупотребления в других отделениях.
Работу правоохранительных органов не удалось сделать прозрачной, направленной на защиту прав граждан. Граждане не видят правоохранительное ведомство сильным, дееспособным, открытым. Как говорят, «наше ведомство не правоохранительное, а правонарушительное».
Большая надежда возлагается на нового главу министерства. Его первые шаги внушают оптимизм (то, что в различных регионах начались антикоррупционные расследования, в центральном аппарате и в региональных управлениях МВД продолжается очищение полиции от не справившихся со своими обязанностями людей, людей, запятнавших себя).
Оптимизм внушает то, что создана специальная группа по реформированию МВД под руководством Владимира Овчинского. В группе сосредоточены также известные правоведы, известные правозащитники, общественные деятели. Сам Овчинский работал в этом ведомстве, знает его сильные и слабые стороны. Реформу нужно начинать практически с чистого листа и проводить действительно открыто, эффективно.
Недоверие граждан работе муниципальных органов власти тоже абсолютно закономерно. Люди ежедневно ощущают на себе и высокие тарифы, и неэффективную работу управляющих компаний. Они платят за услуги, но в должной степени эти услуги не получают. Это видно и по нашим неблагоустроенным дворам, мусору, который не вывозят, это и некрасивые фасады, и плохая работа транспорта.
Люди не видят эффективности от работы местного самоуправления, не видят обратной связи. Муниципалитеты тоже отгородились от общества, руководители занимаются своими собственными проблемами. Прозрачное распределение средств – это тоже очень больная, серьезная тема, особенно в моногородах, поселках, районах. Люди чувствуют себя брошенными.
Профсоюзы в России для меня вообще загадочная организация. Если за рубежом мы видим профсоюзы как такую силу, которая действительно борется за права рядовых граждан, борется с проблемами безработицы, с невыплатой зарплаты и с низкими зарплатами, то в России этого абсолютно не ощущается.
Иногда, когда происходят какие-то трагедии, драматические случаи в шахтах, или авиакатастрофы - профсоюзы как-то дают знать о себе. Но в реальной повседневной жизни их голоса не слышно, их программа не ясна, и люди не чувствуют в них свою защиту. Поэтому эта организация нуждается в очень сложном реформировании и, возможно, в смене руководства. Она действительно не выполняет свое предназначение.