Статья
1753 1 июля 2011 12:09

Независимые прокуроры

Законопроект о создании института независимых прокуроров, разработанный в Совете Федерации, передан на рассмотрение в Госдуму, сообщил автор документа, глава комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.

«Законопроектом учреждается новый правовой институт - коллегия уполномоченных (независимых) прокуроров. Он будет способствовать дальнейшему развитию демократических институтов и формированию гражданского общества в нашей стране, а также повышению правовой ответственности высших должностных лиц государственной власти», - подчеркнул Лысков.

Он считает, что создание такого института позволит установить действенный парламентский контроль за деятельностью генпрокурора и создаст правовой механизм, который позволял бы в случае необходимости оценивать материалы парламентских расследований, которые будут проводиться палатами парламента.

По его замыслу, коллегия уполномоченных прокуроров входит в систему органов прокуратуры РФ. «Таким образом обеспечивается конституционное положение о прокуратуре, и осуществляет свою деятельность по предложениям президента РФ, Совета Федерации или Госдумы. В коллегию входят 17 членов, которые назначаются на семь лет и имеют статус замгенпрокурора, назначаются или освобождаются от должности они Советом Федерации», - пояснил Лысков.

При этом кандидатуру в члены коллегии представляет глава государства, Совет Федерации и Госдума. Уполномоченный по правам человека имеет право выдвинуть две кандидатуры.

«Председатель коллегии имеет статус первого замгенпрокурора, и реализация законопроекта позволит устранить пробелы в иерархии государственных институтов и в действующем законодательстве, а также обеспечит конституционный принцип равенства граждан перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве, а также повысит эффективность парламентского контроля», - считает Лысков.

Кроме того, по его мнению, закон будет способствовать созданию институтов по предупреждению предпосылок коррупции и развития политического экстремизма, основанного на «эксплуатации так называемого лозунга о неприкасаемости элиты государственной власти».

При этом глава комитета считает важным, чтобы в современных условиях расширились возможности главы государства по установлению с использованием этого института причин и условий совершения терактов, сопровождавшихся массовой гибелью людей и ответственности за это должностных лиц, не обеспечивших должным образом безопасность граждан.

В этой связи Лысков привел в качестве примера теракт в Беслане. «В ходе его расследования были осложнены взаимоотношения между населением и федеральными и региональными органами госвласти, что свидетельствует убедительно о необходимости учреждения в нашей стране институт независимых прокуроров», - отметил он.

Он также напомнил историю отстранения от должности бывшего прокурора Юрия Скуратова. «Тогда расследование в его отношении не могли обеспечить объективность разбирательства в силу его проведения ранее назначенными генпрокурором, прокурорами и следователями органов прокуратуры. Кроме этого, обстоятельства, излагаемые неоднократно в СМИ как результаты журналистских расследований относительно действия бывших руководителей правительства РФ, не получили публичной правовой оценки именно в силу отсутствия независимого уполномоченного государственного органа», - констатировал Лысков.

«Коллегия независимых прокуроров будет проводить предварительное расследование деяний, которые совершены в период исполнения служебных обязанностей отрешенных от должности к моменту расследования главы государства, премьер-министра, председателей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, а также генпрокурора, председатель СК РФ, главы Счетной палаты, уполномоченного по правам человека в РФ, председателей ЦБ и ЦИК», - перечислил сенатор.

По предложению главы государства, Совета Федерации или Госдумы коллегия проводит проверки на соответствие действующего законодательства деятельности Генпрокурора и главы СК РФ.

Коллегия уполномоченных прокуроров действует самостоятельно и во взаимодействии с генпрокурором. «За исключением случаев производства предварительного следствия о деяниях, совершенных непосредственно генпрокурором или проверок на соответствие действующему законодательству деятельности генпрокурора», - пояснил Лысков.

По его словам, члены коллегии с назначением их на должность приостанавливают свою работу по основному месту деятельности.

«Коллегия уполномоченных в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законодательством. По предложению главы государства, она также осуществляет предварительное расследование деяний, которые содержат признаки преступления в отношении руководителей министерств и ведомств, подчиненных главе государства, а также особо тяжких и тяжких преступлений, получивших большой общественный резонанс в обществе», - подытожил Лысков.

Он выразил надежду, что депутаты не будут откладывать рассмотрение его законопроекта в «долгий ящик» и рассмотрят его в ходе осенней сессии.

Ранее, обосновывая необходимость этого законопроекта, Лысков отмечал, что только в прошлом году из зарегистрированных почти 3 млн преступлений 45% остались нераскрытыми, а в сфере досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено свыше 3,5 млн нарушений. При этом по требованию прокуроров было отменено более 34 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел следователями.

«В иерархии существующих в России государственных институтов сейчас нет правовых процедур и механизмов, которые способны были бы обеспечить объективное расследование в отношении высших должностных лиц, когда, помимо специальных знаний, требуется коллективный профессиональный опыт и навыки, позволяющие квалифицированно ограничить деяние, содержащие признаки преступления от действий, влекущих политическую ответственность», - заявил сенатор «Интерфаксу».

Как писали «Актуальные комментарии», в этом году большой общественный резонанс вызвало дело о сети подпольных казино в 15 городах Московской области к деятельности которой оказались причастны высшие должностные лица, в том числе прокурор Московской области Александр Мохов и его первый заместитель Александр Игнатенко. По данным ФСБ, к нелегальному бизнесу, который приносил доход от $5 млн до $10 млн в месяц, были причастны сотрудники прокуратуры.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".