Статья
1578 18 августа 2010 12:54

Незнайку уберут из павильона ЭКСПО в Шанхае

Президент России Дмитрий Медведев поручил к своему сентябрьскому визиту в Китай переделать российский павильон на всемирной выставке в Шанхае так, чтобы он отражал перспективы России в области модернизации и инноваций, пишет газета «Коммерсант».

Много внимания  в новом павильоне будет уделяться достижениям современной российской науки и мегапроектам, прежде всего «Сколково».
 
Поручение переделать российский павильон на Expo-2010 Дмитрий Медведев подписал 14 июля.  В документе говорится, что это необходимо сделать «в связи с предстоящим 28 сентября днем России на Expo-2010 и планируемым визитом президента РФ в КНР». Упор в экспозиции теперь должен быть сделан «на раскрытии потенциала страны для развития инновационного бизнеса, насыщении материалами о современных достижениях российской науки и техники, в том числе по линии создания «умной» городской среды». Об исполнении поручения президенту должно быть доложено 1 сентября.
 
Внутреннее убранство павильона выполнено по мотивам сказки Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе». Выбор Незнайки в качестве персонажа, представляющего Россию, поверг китайцев в шок. «В конфуцианской культуре ценится стремление к знаниям и почтение к старшим. Незнайка – антипод этих устремлений, а потому для китайцев он персонаж отрицательный, – пояснил доцент Института стран Азии и Африки МГУ Михаил Карпов. – Китайцы внимательны к таким вещам, поэтому выбор подобного лица страны негативно влияет на образ России».
 
С этим согласен источник в Кремле. По его словам, «Незнайка и клубника – не самые очевидные символы модернизации».
 
Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог:

«Проблема с символикой российского павильона на китайской выставке достижений мирового хозяйства обозначилась сразу, как только стало известно, что главным героем станет персонаж из книг Носова. Действительно, образ хуже, чем Незнайка, для китайского общества с истыми конфуцианскими стремлениями к знанию, нужно еще поискать.

Если уж выбирать между персонажами, живущими в Солнечном городе, то следовало бы остановить выбор на Знайке, пусть даже у большинства россиян этот образ является не столь однозначным. Скромный и занудный ботаник лучше безмятежного дурачка. Тем более, что именно круглым дурачком выставлен Незнайка в переводах и локализациях Носова на китайской земле.

Так что, сам шаг по замене Незнайки на любой иной символ - это правильный шаг. Другое дело, что репутационные потери Россия уже получила. И странно, почему решение по смене столь неподходящего и одиозного для основной публики Экспо-2010 символа должен принимать лично президент России. А куда смотрел и чем думал оргкомитет российского павильона? Или там работают Незнайки и любители клубники?»
Комментарии экспертов
Незнайка – персонаж  симпатичный. Насчет Клубнички ничего не могу сказать определенного, но Незнайка лично мне нравится. Он по ходу сказки - и по ходу жизни так часто бывает - заряжается желанием узнавать новое, и у него есть все шансы превратиться в Знайку постепенно. Рассуждая с философской глубиной, Россия периодически впадает в состояние «незнайства» по тем или иным причинам, потом быстро догоняет, становится еще каким Знайкой. 
Но к выставкам   подобного рода, к сожалению, такой ход мыслей ну никак не применим. У нас Незнайка, довольно милый персонаж, хоть и не член-корр академии. А в Китае это переводится примерно как «глупый невежа».
 
Те, кто этого  странным образом этого не заметили и продавили историю о том, что павильоны будут именно так  оформлены, плохо знают предмет. Четыре c лишним миллиона посетило наши павильоны, и многие из китайцев так и не поняли, при чем здесь этот коротышка. 
 
Но давайте спросим  себя: а чем мы, собственно говоря, огорчены? Мы огорчены тем, что  какие-то неплохо наверное заработавшие люди протащили своего персонажа, или мы огорчены тем, что нам показать толком нечего? Если у нас главное огорчение в том, что нам нечего толком показать, а виноваты во всем люди, которые неудачно предложили Незнайку в качестве символа России, то продуктивен ли такой подход?
 
Ответ в том, как  мы собираемся поправить это дело. Пропагандируя наши будущие успехи в Сколково и наши будущие успехи на Олимпиаде в Сочи? Дело, конечно, хорошее – вообще надо пропагандировать и Сколково и Олимпиаду в Сочи. Но не завидую я тем людям, которые должны будут сейчас что-то внятное рассказать китайцам о Сколково. Это еще проектируемая вещь, ее потрогать еще невозможно, сфотографировать нереально, можно только с людьми поговорить. Если мы хотим китайцев чем-то поразить, то нам довольно сложно это сделать – там подобные центры существуют с конца 80-х годов . 
 
То, немногое, что мы могли  бы показывать в Китае – мы там  показывать не хотим, да и не для выставок такие показы. Ну, например, современные технологии вооружения. Мы уже, было дело, китайцам все показали, и они нам теперь демонстрируют, как ловко умеют перенимать технологические новинки. Теснят нас с рынков, которые раньше были нашими. Да и вообще, поскольку у нас на первом месте сейчас идея модернизация – это само по себе говорит о том, что теперешняя Россия отстала. Что мы должны продемонстрировать на выставке в Китае? Наше желание догнать и, как это у нас обычно бывает, перегнать кого-то там из ушедших вперед, в том числе и китайцев. 
 

Как материализовать   в зримые образы это наше желание, сказать сложно. Можно показывать проекты, макеты городов или тех или иных предприятий. Главный смысл работающих над обновлением выставки – как отобразить процесс того, что нам надо стать другими, что мы очень хотим это сделать и что мы, несомненно, это сделаем. Ничего себе задачка, скажу я, особенно для тех, кто измыслил Незнайку для китайской выставки: им самим еще надо доказать, что они хотят и умеют стать другими. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".