Комментарий
1001 20 октября 2010 6:43

Ни один рубль не пропадет

Андрей Макаров депутат ГосдумыАндрей Макаров

Андрей Макаров
депутат ГосдумыАндрей Макаров

20 октября Государственная Дума рассматривает проект Закона «О федеральном бюджете» в первом чтении. Вместе с ним рассматриваются бюджеты Пенсионного фонда, всех внебюджетных фондов, то есть мы распределяем все деньги страны: это пенсии, зарплаты, пособия, стипендии, расходы на оборонные и правоохранительные органы, расходы на ЖКХ и т.д.

Нужно понимать, что бюджет – это не самостоятельный документ, не просто набор цифр. Бюджет – это всегда инструмент социально-экономической политики, и рассматривать бюджет вне социально-экономической политики – совершенно бессмысленно. Но мы обязательно услышим, как наши оппоненты будут 20-го говорить: «А вот сюда дали денег мало, а сюда надо было дать больше, а сюда – забыли, надо добавить». И дальше нам будут объяснять, что надо добавить деньги на культуру, надо добавить денег на студентов, и, в итоге, все, кому не лень, будут говорить о том, что надо дать еще денег. Все обсуждение у наших оппонентов сводится к тому, что надо дать еще денег.

Но проблема ведь не в том, чтобы считать миллиарды рублей, проблема в том, что надо наконец-то видеть за рублями судьбы людей. Бюджет – это не деньги, а это судьбы, поэтому, когда мы рассматриваем бюджет, мы должны говорить о том, чего мы хотим добиться, вкладывая эти деньги. И поэтому бессмысленно обсуждать, кому давать денег больше или меньше: денег нужно ровно столько, сколько может быть эффективно вложено, и, потом проконтролировать, чтобы ни один рубль не пропал. Было, если помните, предложение Юрия Лужкова, когда он писал письмо премьеру Владимиру Путину: дайте мне 4 триллиона рублей, и, я решу транспортную проблему Москвы. Чтобы просто понятно, объясню: самые большие средства, которые может в течение года использовать строительно-транспортный комплекс Москвы – 110-120 миллиардов. Нет, я имею в виду, что украсть-то можно больше, но реально использовать, реально вложить и реально отработать – только 110 миллиардов, то есть речь шла о том, что те деньги, которые попросили, можно истратить только в течение 40 лет.

Поэтому главной целью бюджета было и остается обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе.

Что означают эти слова на практике? Нам постоянно предлагали, чтобы заложить побольше денег, посчитать цены на нефть, исходя не из 75 долларов за баррель, а из 100. Было ведь уже, было 145 долларов... Представляете, если бы мы считали бюджет, исходя из цены в 145 долларов, что бы сейчас с нами было? Мы должны понимать, что, во-первых, есть последствия кризиса, и, во-вторых, что мы из кризиса еще не вышли. Когда я говорю «мы», я имею в виду весь мир. А мы не можем рассматривать себя отдельно от всего мира: колоссальные риски еврозоны, колоссальные риски Соединенных Штатов Америки – мы не можем не учитывать этого. И, следовательно, когда мы планируем бюджет, мы не можем довести себя, довести страну до состояния, когда пенсионер будет просыпаться и бросаться к телевизору смотреть, а какой там курс нефти, поэтому что от этого будет зависеть, заплатят ему пенсию или не заплатят. Это и есть макроэкономическая стабильность, стабильность и сбалансированность бюджета.

Ну и, наконец, мы исходим из того, что, принимая бюджет в прошлом году, во время кризиса, когда мы сказали, что главная цель – это пенсионеры, мы в значительной степени, определили ту политику, которую мы собираемся проводить. Вот та задача, которую мы решили в кризис, самая тяжелая, может быть, задача, которую не решила ни одна страна мира – мы повысили пенсии, сказали, что отныне пенсии не будут ниже прожиточного минимума.

Сейчас уже начинаются спекуляции на тему падения процентного соотношения так называемого коэффициента замещения пенсии, теперь, мол, пенсия будет опускаться и т.д. Ну, конечно, будет, потому что мы прекрасно понимаем, мы решали задачу: мы выводили пенсионеров из нищеты, выводили из состояния, когда у них возникал вопрос о том, будет им что есть или нет. Мы прекрасно понимаем, что долгосрочно работать на повышение пенсии можно только одним путем – повышая заработную плату, потому что отчисления на пенсии идут именно из зарплат. А то, что при этом коэффициент замещения будете немного снижаться, на самом деле показатель того, что экономика из кризиса выходит в стадию выздоровления, что мы наращиваем то, что является основой для существования пенсионеров.

Ведь что важно для людей? Для людей важно не только, сколько они получают, а что на эти деньги можно купить. Очень часто, оперируя с разными цифрами, мы не думаем о покупательской способности, а здесь это проблема не только размера, это вопрос инфляции. Бюджет ориентирован, в первую очередь, на то, что мы должны снижать инфляцию. Инфляция и бьет по карману всех наименее защищенных слоев населения. И то, что заложено в бюджет – падение инфляции с 8% в 2011 году до 4,5% в 2013 году – все это делается для того, чтобы человек на получаемую пенсию или зарплату мог бы купить больше товаров, продуктов, получить больше услуг и т.д.

Я хотел бы обратить внимание: мы вышли, наконец, на инфляцию меньше 10% по итогам этого года. Да, очень серьезно ударили по нам летние пожары, за счет этого, естественно, подорожали продукты сельского хозяйства, овощная продукция, но все равно по итогам года мы выходим на инфляцию в 8%. Когда у нас такое было, вообще?

Лучшим показателем выхода из кризиса является тот факт, что мы вновь возвращаемся от кризисного планирования, когда мы могли планировать только в рамках одного года, к трехлетнему планированию, т.е. мы вновь начинаем рассматривать не годовой, а трехлетний бюджет. Это чрезвычайно важно. Приведу простой пример. Скажем, мы намерены построить какой-то объект – мост, например, его нельзя построить в течение одного года, а деньги надо дать. Если только это годовой бюджет, то мы можем дать только на этот год. Что это значит? Это удорожание кредита, ведь люди, которые строят, будут брать кредиты. Они уверены, что государство будет финансировать свою часть, кредит будет стоить одних денег, если он не знает – будет ли это в бюджете на следующий год, то это будет стоить других денег. То есть это удешевление, это увеличение эффективности затрат.

Мы снова возвращаемся к трехлетнему планированию. То есть иными словами кризис в этой части преодолен. Мы можем снова планировать долгосрочно.

Доходы бюджета в 2011 году составляют меньше 80% доходов 2008 года. В этом плане экономика еще не восстановилась. А вот расходы значительно превосходят уровень 2008 года. То есть мы приняли очень высокую планку расходов, а доходы пока не смогли поднять. Следовательно, сохраняется дефицитный бюджет.

А раз так, нам, так или иначе, придется выбирать приоритеты. Конечно, хорошо бы дать сразу все и всем, но когда у вас не хватает денег, приходится выбирать.

В отличие от наших коллег, которые летом предпочитали отдыхать, мы все лето работали совместно с правительством в рамках «нулевого чтения». Но наши оппоненты во время дискуссий о бюджете выглядят гораздо лучше нас – они более загорелые. Остановлюсь лишь на некоторых результатах нашей летней работы с правительством. Работа строилась опять же вокруг приоритетов: на что нам хватает средств и что еще можно сделать, чтобы их эффективнее распределить.

Результат проделанной работы выражается в сумме 350 млрд рублей. Что такое 350 млрд? Вспомним партийный проект «Новые дороги городов «Единой России». Во время избирательных кампаний многие наши оппоненты спрашивали, почему это вы говорите, что новые дороги, которые строятся в регионах – это проект «Единой России»? Потому что именно наша Партия настояла на включении этих расходов в прошлый бюджет. Нашими голосами этот бюджет был принят. А наши оппоненты, я напомню, голосовали против. Поэтому эти дороги построены именно благодаря тому, что «Единая Россия» заняла столь жесткую позицию.

Хочу напомнить, что в новом бюджете на эти цели в 2011 году предусмотрено 34 млрд рублей. Они распределяются по регионам. Отмечу, что в 2010 году на эти цели было предусмотрено 16 млрд рублей. Увеличение более чем в два раза. Также предусмотрены средства на предоставление бюджетных кредитов на срок до 5 лет в сумме 36 млрд на строительство, реконструкцию, капремонт, ремонт и содержание автодорог.

И, наконец, впервые нам удалось добиться того, что из всех средств, которые выделяются на ремонт и содержание дорог, мы выделяем самостоятельную строчку бюджета – строительство и реконструкция сельских дорог, связывающих населенные пункты. 5 млрд выделяется на эти цели. Я подчеркиваю, впервые. В дальнейшем, конечно, расходы на это направление нужно будет увеличивать. Но сейчас смысла выделять больше – нет. Потому что мы выделили средства, которые реально могут быть освоены в этом году, чтобы деньги не лежали мертвым грузом.

В рамках формирования межбюджетных отношений предусмотрены средства на выдачу бюджетных кредитов субъектам на частичное покрытие дефицита бюджетов. Ликвидацию последствий стихийных бедствий, техногенных аварий – это 77, 6 млрд рублей. Это почти на 8 млрд рублей больше, чем в 2010 году. Здесь мы исходим из того, что необходимо помочь регионам, которые пострадали от засухи и т.д.

Большие деньги выделены в рамках партийного проекта «Историческая память», речь идет о 1,9 млрд. Здесь и восстановление храма Феодоровской иконы Божьей матери в Санкт-Петербурге, и реставрация памятника Кронштадтский морской собор, и реставрация объектов культурного наследия. На реставрацию других памятников выделено 450 млн.
Наконец, 3 млрд рублей выделено в рамках партийного проекта «Библиотеки России». Библиотеки в нашей стране всегда связывали людей. Библиотекам сегодня очень трудно выживать. Там работают одни энтузиасты, у которых глаза горят, они по-настоящему любят свою работу. Так вот дополнительно 3 млрд рублей выделено на библиотеки.

Решается и проблема детей-сирот. В бюджете предусмотрено 6,2 млрд рублей на субсидии регионам, чтобы те, в свою очередь, решали проблемы детей-сирот. В прошлом году на эти цели мы выделили один миллиард. Мы изучали варианты помощи. В этом году сумма увеличена шестикратно. Проблема детей-сирот не терпит отлагательств. Разрабатывая и принимая бюджет, мы видим не цифры, а судьбы людей.

Деньги выделены и на партийный проект «500 бассейнов». «Единая Россия» активно занимается вопросами здоровья и, в частности, строительством физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов. В рамках партпроекта мы выделяем 1 млрд рублей. Опять-таки, в прошлом году финансирование этого проекта составляло 300 млн рублей – рост финансирования более, чем втрое. На строительство ФОКов – очень успешного и востребованного проекта – мы планируем выделить 1,7 млрд рублей.

Что касается спекуляций по поводу налоговой нагрузки на бизнес. Да, действительно, во всех странах эта налоговая нагрузка возрастает. Это следствие международного финансового кризиса. Вопрос состоит в том, как компенсировать нагрузку? Если мы возьмем налоги по сравнению с 2004 годом, то у нас произошло снижение общей налоговой нагрузки на 4,62% ВВП. Это я к тому, что увеличение, которое сейчас происходит, все равно находится пока в тренде общего снижения налоговой нагрузки на бизнес. Мы понимаем, что бизнесу сегодня очень сложно. Наша задача – максимально снизить административную нагрузку, убрать барьеры, коррупцию. Зачастую, административное давление гораздо тяжелее налоговой нагрузки. Размеры поборов, взяток во многом превосходят нынешние налоги.

На сегодняшнем заседании были предложены два новых проекта. Это то, что сейчас волнует людей: обустройство дворовых территорий. У муниципалитетов нет на это денег. Надо продумать реальные программы по обустройству внутридворовой территории. Это вопрос поставлен на обсуждение. Второе, это проблема детских садов. Мы помним, что тот демографический спад, который был, когда была низкая наполняемость, и детские сады отдавались под коммерческие структуры. А сегодня мы видим, что люди стоят годами на получение места в детском саду. Сегодня наша фракция поставила вопрос о том, что должна быть государственная программа. Правительство готово обсуждать ее с нами, и я думаю, что по результатам обсуждения мы выйдем на определенные решения.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".