Статья
29 Сентября 2010 0:00

НКО в помощь людям

Актуальные вопросы социальной политики России стали темой форума, организованного Общественной палатой совместно с Минздравсоцразвития РФ. В мероприятии приняли участие заместители глав субъектов федерации из 54 регионов страны, курирующие социальный сектор, а также представители общественных организаций.

Как сообщила пресс-служба ОП РФ, на форуме шла речь о путях решения наиболее острых проблем соцполитики, о перспективах отказа государства от монополии в социальной сфере в пользу неправительственных организаций, о механизмах общественного контроля над соцучреждениями, а также о способах преодоления расслоения регионов по качеству исполнения социальных гарантий государства.

Кроме того, был представлен совместный интернет-проект Общественной палаты и Минздравсоцразвития РФ - общественный информационный портал «Социальная карта России». По задумке его создателей, с помощью данного портала любой гражданин сможет получить информацию о социальном обслуживании в своем регионе: контактные данные соцслужб, консультации юристов, телефоны «горячих» линий и т.д. Кроме того, на портале будут размещены т.н. «социальные паспорта» регионов, в которых наглядно будет отражена социальная картина в каждом из них.

30 сентября - во второй день форума - гости из регионов и журналисты смогут познакомиться с реальной практикой работы социального сектора Москвы. В программе дня - посещение столичных учреждений социальной сферы.

Комментарии экспертов
<p>Россия – страна большая и разная. Создание социального портала – это просто способ продемонстрировать эти различия и, возможно, даже ужаснуться. Но это только первый шаг. Следующий шаг – надо работать над тем, чтобы эти различия сокращались, причём выравнивание шло не по нижней планке, а по верхней. Это, конечно, огромная работа. Я думаю, государство её в одиночку не осилит.</p>
<p>Здесь есть огромное пространство для работы некоммерческих организаций. Тут нужно встречное движение. Со стороны государства оно должно состоять в том, чтобы были приняты изменения в законы, которые позволили бы некоммерческим организациям предоставлять услуги в той сфере, которая раньше была полностью занята государством (я имею ввиду в социальной сфере). А со стороны НКО движение должно состоять в том, что должны появиться такие организации. Их должно стать больше, и они должны быть сосредоточены не только в Москве и Санкт-Петербурге.</p>
<p>Что касается финансирования соцсферы, то на самом деле и местный, и федеральный бюджет несут значительные расходы на содержание сети социальных учреждений. Фактически они оплачивают не  предоставление социальных услуг, а зарплату сотрудников этих учреждений. Речь идёт о передаче этих денег, которые уже есть в бюджетах и которые тратятся вроде бы на тему социальных вопросов, но при этом в основном идут на содержание этих учреждений, а не на оказание услуг. На первом этапе никакого сокращения средств не наблюдается, наблюдается их более рациональное использование.</p>
<p>Предложенная президентом РФ стратегия модернизации и инновационного развития России не может не затронуть социальную политику, в сфере которой решаются сложнейшие проблемы социокультурного характера, затрагивающие интересы каждого человека. Необходим инновационный подход к системе социальной защиты населения, где решается очень важная задача – обеспечить достойную жизнь тем гражданам, кто в силу разных обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации. В этой отрасли социальной политики, как ни в какой другой, велик груз прошлых лет, когда система социального обеспечения носила всеобъемлющий характер и состояла из элементов уравнительно-патерналистской модели.<br />
<br />
Современным социально-экономическим отношениям должна соответствовать модель социальной поддержки населения другого типа, которая включает не только поддержку со стороны государства, но и личную ответственность гражданина за свое благополучие. Первый шаг в этом направлении государство уже сделало. Я имею в виду модернизацию пенсионной системы, цель которой – достигнуть такого размера трудовой пенсии, который позволяет удовлетворить основные физические и духовные потребности пенсионера. Тогда пенсионеру уже не потребуется такое количество дополнительных льгот, которые выплачиваются сегодня.<br />
<br />
Не менее значимой проблемой является уход от уравнительного подхода в системе выплат льгот и пособий различным категориям населения. Сегодня большинство льгот предоставляется не по уровню дохода, а по другим основаниям: стажу трудовой деятельности, наличию государственной или ведомственной награды и так далее. В результате, дополнительную поддержку нередко имеют граждане, чьи доходы и без этой поддержки обеспечивают им достойную жизнь, что противоречит самой идеологии социальной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.<br />
<br />
В этих условиях проблема модернизации политики льгот приобретает особую актуальность. Считаю, что в основу модернизации надо положить принцип мотивации экономической активности и социальной ответственности граждан. Идея социальной поддержки должна реализовываться в формах, которые не поставят получателя помощи в иждивенческое положение.<br />
<br />
Считаю, что назрела необходимость разработки новой модели социальной поддержки населения, куда целесообразно включить не только поддержку бедных людей, но и тех, кто проявляет инициативу с целью самообеспечения. Хочу напомнить: в России еще 100 лет назад благотворительные организации при социальной поддержке нуждающихся придерживались идеологии, что «даровая помощь унижает человеческое достоинство». Думаю, нам полезно изучить этот опыт.<br />
<br />
Формы поддержки трудовой инициативы достаточно разнообразны. Они охватывают систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, содействия занятости населения. Очень эффективными мерами являются поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональная переподготовка молодых матерей, жен военнослужащих, поддержка предпринимателей, кто создает рабочие места для инвалидов. Все эти меры должны носить не разовый, а системный характер, стимулировать инициативы самого человека.<br />
<br />
Пора переходить от односторонних обязательств со стороны государства к взаимным обязательствам государства и гражданина. И эти обязательства должны касаться не только трудовой сферы, но и такого важного условия успешной жизни, как здоровье человека. Сегодня мы сталкиваемся, к сожалению, с очень низкой мотивацией населения к здоровому образу жизни, а наплевательское отношение к своему здоровью превращается чуть ли не в одну из черт российского менталитета. Настало время рассматривать здоровье как важнейший ресурс материального и духовного благополучия.</p>
<p>Мы ни в коей мере не хотели бы говорить об уходе государства из социальной сферы. Мы просто говорим о том, что в этой сфере нужно достаточно активно использовать ресурс некоммерческих, благотворительных и добровольческих организаций, которые могут дополнить спектр социальных услуг и социальных проектов в области большей доступности для конкретного потребителя, более активного пропагандирования здорового образа жизни, помощи ближнему, то есть на очень высоком уровне нравственных ориентиров.</p>
<p>Мне кажется, что в итоге возможности НКО даже превышают государственные, потому что здесь речь идёт не только об исполнении своего служебного долга, а о велении сердца. В этом смысле мы считаем, что некоммерческие организации могут быть очень эффективны в создании дополнительных социальных услуг и дополнительных социальных проектов, которые будут чрезвычайно эффективны в регионах.</p>
<p>С другой стороны, мы считаем, что, возможно, по опыту европейских стран и США социально ориентированные некоммерческие организации могут в дальнейшем поучаствовать ещё и в оказании социальных услуг на конкурсной основе и тем самым создать некую конкуренцию на рынке социальных услуг и обеспечить её более эффективную работу. Это будет следующий шаг по модернизации социальной сферы.</p>
<p>Одно другое дополняет. Нужно делать это более широкомасштабно и более адресно, поскольку мы понимаем, что когда люди объединяются неформально, по велению сердца, они пытаются достичь конкретного результата и увидеть плоды своей деятельности.<br />
 </p>
1 Августа 2017 Главное
Какое гражданское общество нужно государству?
 Какое гражданское общество нужно государству? Сегодня были объявлены результаты первого конкурса президентских грантов для НКО в 2017 году. Какие проекты были поддержаны конкурсной комиссией, как распределены средства между НКО и какие сферы работы гражданского общества больше всего интересуют государство. Мы проанализировали результаты конкурса.
25 Июля 2017 Новости  25 июля. Утренний обзор наиболее резонансных публикаций о политике Власть снимает болевые точки перед выборами, Совет Федерации пытается показать свою значимость, Госдумы хочет отыграть репутационные потери вчерашнего дня. Эти и другие темы в утреннем обзоре СМИ. 6 Июня 2017 Новости  В Общественной Палате станет больше женщин Процесс формирования третей квоты нового созыва Общественной палаты РФ (ОП РФ) подходит к концу. По данным источников, состав может значительно обновиться, причем за счет увеличения количества женщин. Речь идет о 40 процентах данного состава.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".