Статья
1301 19 июля 2011 11:25

НКР и выборы

Отсутствие прорыва по итогам саммита в Казани побуждает Москву активизировать посреднические усилия по проблеме Нагорного Карабаха. 8 июля глава российского МИД Сергей Лавров передал азербайджанскому руководству президентские предложения по НКР. Ранее аналогичный пакет предложений был передан властям Армении. Несмотря на то что в Казани так и не удалось подписать какого-либо документа, знаменующего новый этап в переговорах по Нагорному Карабаху, сам факт увеличения числа контактов по различным направлениям конфликта свидетельствует о готовности Москвы «реабилитироваться».

Особую значимость переговорам придает тот факт, что все три страны вступают в сезон «больших выборов», и прогресс по ситуации (в крайнем случае – отсутствие негативных тенденций) был бы выгоден каждому из участников переговорного процесса. С точки зрения российских интересов стабилизация ситуации в Нагорном Карабахе (в данном случае – смягчение негативного информационного фона) выгодна Дмитрию Медведеву в контексте восстановления образа миротворца после событий августа 2008 года в Южной Осетии. По большому счету, после признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии прорывных решений по территориальным конфликтам не последовало, что в значительной степени нивелирует посреднические усилия России на различных треках в СНГ. И в этой связи подписание «дорожной карты» по НКР было бы оптимальным для Москвы вариантом в контексте фиксации позитивного образа Дмитрия Медведева как успешного переговорщика, способного решать «замороженные» конфликты не только силовым путем. Кроме того, любой успех станет для Москвы возможностью переиграть на этом направлении США и ЕС, заметно увеличивших свое дипломатическое присутствие в регионе.

С точки зрения интересов армянского руководства прогресс по Нагорному Карабаху также имеет внутриполитические мотивы. По мере приближения парламентских и президентских выборов армянское руководство все чаще сталкивается с критикой оппозиции в неспособности отстаивать национальные интересы и решить ключевой для страны территориальный вопрос. Более того, политические позиции Сержа Саргсяна были ослаблены подписанием Протоколов о нормализации отношений с Турцией. Несмотря на то что процесс сближения фактически сошел на нет, для оппозиции данный факт стал веским аргументом против президента. Сейчас Ереван настаивает на необходимости четкого обозначения статуса Нагорного Карабаха, в противном случае отказывается приступать к работе над мирным соглашением без согласования основных принципов.

Отсутствие видимого прогресса по проблеме вызывает серьезное беспокойство президента Азербайджана Ильхама Алиева. Причина заключается в том, что затягивание конфликта играет не в пользу Баку, т.к. минимизирует шансы на решение проблемы по азербайджанскому сценарию (вывод армянских военных с т.н. оккупированных территорий). Кроме того, как и в случае с Арменией, успешный исход конфликта имеет внутриполитические основания. В 2013 году в Азербайджане состоятся президентские выборы, на которых Алиев будет вынужден презентовать политические успехи по наиболее проблемному направлению.

Вместе с тем у Азербайджана в настоящее время нет ни политических, ни экономических ресурсов для развязывания военных действий в Нагорном Карабахе. Во-первых, исключается широкая международная поддержка Азербайджану, как это было с Грузией в августе 2008 года. Тогда, вопреки активным усилиями Тбилиси, масштабная помощь с Запада оказана не была, вследствие чего и реноме, и геополитический вес Грузии в мире серьезно пострадали. Рассчитывать на международную помощь Азербайджан будет вынужден хотя бы в силу того, что военный потенциал и боевой дух армян ничуть не уступает, а в значительной степени превосходит азербайджанцев. Что немаловажно, Армения вправе рассчитывать на военную помощь коллег по ОДКБ.

Во-вторых, начало военных действий нанесет урон репутации Азербайджана как энергетической региональной державы и снизит привлекательность реализуемых в этой стране проектов при поддержке США и Евросоюза. Важность для Баку сохранения и укрепления своих энергетических позиций в евроазиатском регионе – весомый ограничитель резких маневров Ильхама Алиева. К тому же, как известно, начало военных действий повлечет за собой признание независимости НКР Арменией, а это в дальнейшем лишит Азербайджан абсолютно всех возможностей для решения проблемы дипломатическим путем.

Евгения ВОЙКО
, Центр политической конъюнктуры

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".