Статья
2 Июля 2012 17:55

Nobrow

<p>Как изменился культурный ландшафт после появления глобального супермаркета? Что произошло с современным искусством после Энди Уорхола, с поп-музыкой - после Нирваны и MTV, с кино - после "Звездных войн"?</p>
Комментарии экспертов
<p>Книга Джона Сибрука «Культура Маркетинга. Маркетинг культуры» уже столько раз становилась объектом внимания аналитиков книжного рынка, что говорить о ее содержании смысла особого нет. Гораздо интереснее понять причины популярности Сибрука в нашей стране и его переиздания.</p>
<p>«Вы в России прекрасно на себе прочувствовали: у вас было великое искусство, существовавшее за государственный счет, но в какой-то момент настала перестройка, и вашим художникам тоже пришлось искать, кто же за их искусство будет платить», – сказал недавно Сибрук в своем интервью.</p>
<p>Между Россией и США в плане эволюции культуры есть много схожего. Меценатство 18 века, ностальгию по которому безуспешно пытается скрыть Сибрук, никогда и не было развито в Америке, стране капитала, и тезиса «деньги должны делать деньги» так, как в Европе. У нас же оно завершилось в <nobr>17-м</nobr> году прошлого века и так никогда и не возродилось вновь. За прошедшее столетие мы последовательно прошли путь от жесткого дефицита до разудалой товарной вольницы. И наличие в <nobr>90-ых</nobr> лейбла, отличного от клейма фабрики «Большевичка», сперва обозначало настолько явно выраженную идентичность, которая и не снилась «демо-группам» Сибрука, а потом перестало вообще что-либо обозначать.</p>
<p>Осталась лишь тоска даже не по утраченной «высокой культуре» (мы ее уже не помним), а по тому представлению о ней, на антагонизме к которому рынок выстроил здание культуры коммерческой.</p>
<p>Как справедливо отмечает Сибрук, класс художников, избавившись от диктата мецената, приобрел диктат рынка. Правда, он распределил это давление, вобрав в себя огромное количество новых участников – ныне художником может быть любой, кто взял на себя труд завести себе блог или купить цифровой фотоаппарат.</p>
<p>Более того, меценатство нынче нацелено не на художников, а на критиков. Говорить об искусстве в устаревших критериях качества произведения стало финансово несостоятельным. У Сибрука это иллюстрирует пример духовной смерти «Нью Йоркера», у нас – практики «Коммерсанта» анонсировать премьеры в «Ла Скала» для аудитории, которая никогда ради этих премьер в Италию не полетит. Способность рынка продвинуть практически что угодно – от глупого фильма до портрета банки с супом – привела к пространству безопасности и веры в собственный успех даже для бездарностей (с точки зрения предшествующей «модернистской» культуры). Неслучайно обложка книги Сибрука сделана из почти что туалетной бумаги, а одним из соиздателей выступает Центр современного искусства «Гараж», место, где новые «меценаты» развешивают на стенах картины.</p>
<p>Но сейчас Сибрук куда более актуален, чем 10 лет назад. Глобальный мир, едва оправившись от одного финансового кризиса, на всех парах летит к следующему. А что будет со всей мировой культурой, если глобальный мир в том виде, в котором мы его знаем, падет? Если не станет лейблов, а вся социальная нагрузка и актуальность сведется к банальному выживанию? Когда Фидий точил свой резец, он мог надеяться, что откопанная в развалинах Греции статуя вызовет восхищение наследников-варваров, так как создана по канонам «золотого сечения» и прекрасна in factis. Гибель же рынка сегодня будет для современной культуры куда страшнее любого нашествия.</p>
<p>Гегемония культуры исламского мира (как наиболее жизнеспособная в современных условиях за счет базирования на религиозных ценностях), которая установится после того, как мир придет в очередное подобие стабильности, вберет в себя лишь крупицы того, по чему мир сходит с ума сегодня.</p>
<p>Став элементом маркетинга, перейдя в состояние nobrow, культура утратила веру в то, что она нетленна, и книга Сибрука – почти что эпитафия ей, страдания наркомана по зелью, ползущему к нулевой риске шкалы шприца. И если вы разделяете эту трагедию, читайте «Маркетинг культуры», иначе – покупайте свежий номер «Афиши».</p>
<p><strong>Джон Сибрук, «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры», М.: Ад Маргинем Пресс, 2012 — 240 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".